Дипломы без липы: президент призвал избавляться от фейковых вузов

Фото: Moscow-Live.ru
20:06 06 Февраля 2020г.
Опубликовано 20:06 06 Февраля 2020г.

Эксперт рассказала, на что обратить внимание при выборе университета


Необходимо закрывать «вузы-пустышки», уверен президент РФ Владимир Путин. Попутно важно объединить возможности вузов и научных институтов там, где это имеет смысл, заявил президент на заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию.

«Речь идет не о чисто механическом слиянии. Нужно найти такие решения, которые повысят престиж, научный статус и доходы преподавателей и профессоров в регионах, обеспечат значительный рост качества образования и исследований», - сказал Путин (цит. РИА Новостей).
 
Надо устранить все барьеры на пути создания привлекательной для преподавателей и молодёжи сети вузов в регионах, считает президент. Также регионы должны иметь право финансировать программы развития высшей школы на местах вне зависимости от ведомств, которым подчиняется учебное заведение.
 
Путин пообещал направить около 70 млрд рублей на увеличение числа бюджетных мест в вузах и напомнил, что со следующего года их будет становиться больше – прежде всего, в регионах. «Сохраняющаяся сверхконцентрация» высшего образования в Москве и Петербурге президент назвал главной проблемой сферы. В столицах работает более 200 вузов, не считая их филиалов, это свыше четверти высших заведений от всей России. Но и «расселять студенческую Москву и студенческий Питер» ошибочно: административные методы здесь излишни. 
 
К 2021 году число бюджетных мест вырастет на 18,8 тысяч, а к 2024 – уже на 141,8, уточнила вице-премьер Татьяна Голикова. На сегодняшний день в РФ 509 тысяч бюджетных мест в вузах, добавила она. После череды проверок Рособрнадзора в стране действует около 800 университетов. 

«Крестового похода» против вузов опасается омбудсмен в сфере образования при уполномоченном президента по правам предпринимателей Амет Володарский. Главное - чётко понимать критерии «вузов-пустышек». Некоторые торгуют дипломами через интернет: это проблема. Но когда-то государство перестаралось, и в борьбе с псевдо-вузами становились жертвами нормальные учреждения, полагает Володарский. Главная задача в том, чтобы восстанавливать университеты и думать о их равномерном распределении по стране.
 
Вряд ли благие пожелания президента реально выполнить, считает политический консультант Анатолий Вассерман. «Те, кто отвечает у нас за высшее образование, старательно саботируют любое предложение на разработки критериев оценки высших учебных заведений... Известны случаи, когда сознательно подтасовывались результаты этой оценки, чтобы закрыть политически неугодный вуз», - цитирует его ФАН. 
 
Поддержала позицию президента рассказала главный научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. «Многие сталкиваются с «пустыми» вузами. Страдают преподаватели, студенты. В таких заведениях дипломы ничего не значат, с профанацией нужно бороться», - сказала эксперт порталу TRUD.RU. Работа на этой ниве идёт, но далеко не закончена, говорит специалист. Чтобы не попасться на удочку псевдо-вуза, абитуриенту стоит сначала изучить историю интересного для него института. «Зайдите на сайт по мониторингу эффективности вузов: площадка открыта давно и содержит массу полезной информации – от отзывов о преподавателях и до зарплат выпускников различных вузов», - сказала Ирина Абанкина. Ресурс хранит материалы мониторингов с 2012 года.
 
Определённые надежды эксперт возлагает на новых министров науки и просвещения. Так, министр науки Валерий Фальков имеет за плечами положительный опыт объединения Тюменского госуниверситета с его педагогическим филиалом в Тобольске. «Он один из первых организовал и внедрил подход: 2+2+2, когда первые два года студенты получают общие знания, а специализация начинается с третьего года», - отметила специалист. Одно время Фальков был самым молодым ректором страны, руководил ТюмГУ, работал депутатом и действовал в интересах развития образования, рассказала Абанкина. 
 
Министр просвещения Сергей Кравцов в своё время предложил программу 500+ для преодоления трудностей школьного образования, уделял внимание индивидуальному подходу к учащимся, повышению квалификации педагогов. «Его программа основана на международном опыте, наработки пригодятся и на новом посту», - считает эксперт. Впрочем, стране предстоит сделать много для дальнейшего разнообразия в преподавании, резюмировала она.
 



Что лучше: провести парад Победы без зрителей, как в Волгограде, или отменить его, как в Якутске?