Главная Окно в Китай 00:01 06 Октября 2023 4957
Развернувшись на Восток, смотрим на Запад

Развитие отношений с Китаем показало нашу отсталость, но признаваться в этом мы не торопимся

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Нашим руководителям пора расстаться с иллюзиями: за просто так Китай нам помогать не будет. Фото: Zhang Ailin/Синьхуа, globallookpress.com

В России скопилось 150 тысяч китайских контейнеров. В них из Китая в нашу страну поставляются различные товары, а обратно контейнеры не идут: нам просто нечего предложить соседям, что бы их заинтересовало. По словам бизнесменов, положение критическое, на отправку пустых контейнеров нужны деньги (от 2,5 тысячи долларов за штуку), а их нет. Дешевле платить за хранение. Голь на выдумки хитра, родился даже новый бизнес — строительство домов из контейнеров, в них устраивают мобильные точки продаж, парикмахерские, мастерские.

Как прогнозируют эксперты, эта ситуация будет усугубляться, поскольку товарооборот между нашими странами растет на треть ежегодно и в нынешнем году превысит 200 млрд долларов. При этом импорт из Китая в Россию вырос на 73%, в то время как российский экспорт увеличился лишь на 15%. Поставки из КНР растут по понятным причинам: нам больше неоткуда взять ту продукцию, которую мы не производим. А не производим мы много чего — от товаров ширпотреба до сложной электроники.

То, что сами поставляем в Китай, в основном течет по трубам и доставляется в обычных товарных вагонах. Уголь, например, в контейнерах не возят. До 75% в нашем экспорте к соседям составляет сырье, по большей части нефть и газ. На втором месте — лес и продукты его переработки. Далее следуют продукция сельского хозяйства и продовольствие, металлы, руды и прочее сырье. Промышленные товары, для которых требуются контейнеры, составляют 0,5% всего российского экспорта в Китай.

Вот как описал ситуацию президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин: «В стране практически нет производства гидравлики, а подшипников и электрики производится 20-25% от необходимого объема. Все остальное поставляется из Китая (в случае гидравлики это 91%)». Экономическая причина, по которой эти важнейшие промышленные компоненты в огромных количествах завозят из КНР, следующая: в Китае средняя налоговая нагрузка на бизнес — 20%, а в России — 47,7%. Или взять, к примеру, ставки НДС: в Китае — 13%, в России — 20%. А еще кредиты: в Китае их выдают под 0,05%, в России — минимум под 13%. Поэтому дешевле закупать важные системы у соседей, чем производить их самостоятельно.

Ситуация с контейнерами продемонстрировала, что Россия действительно развернулась на Восток. А еще говорит о том, как далеко мы отстали от Китая. Призывы к поставкам в КНР промышленной продукции так называемой высокой степени переработки разбиваются о самодостаточность высокоразвитой китайской экономики. Практически уже нет товара, который бы не производили наши соседи, причем, как правило, по более низким, чем среднемировые, ценам. Дело в высокой степени автоматизации процессов и уровня управления.

Российские автомобилисты массово пересаживаются на китайские авто, в том числе электромобили. Слышны опасения, что китайцы могут занять до 80% рынка легкового и коммерческого транспорта. Мы можем тешить себя тем, что в такой же ситуации находятся ведущие страны Европы, стоящие перед угрозой проиграть конкуренцию китайцам на своих рынках. А посему ЕС, видимо, прибегнет к возведению таможенных барьеров, чтобы спасти «Фольксваген», «Мерседес» и прочие БМВ. А пока пошлины не введены, европейцы затеяли расследование в попытке доказать, что низкие цены на китайские машины — результат нечестной игры с дотациями государства.

Но в Брюсселе наперед знают, что секрет китайского чуда в том, что китайские автозаводы гораздо лучше автоматизированы и способны обновлять модельный ряд быстрее, чем европейские мэтры. И потому европейцы все чаще выбирают китайское. Поэтому-то Китай в нынешнем году вышел на первое место в мире по экспорту машин (свыше 4 млн штук). А к 2028-му планирует продавать за рубеж уже 8 млн. А теперь прикиньте все это на нас, на Россию...

И так во многих отраслях производства. Другое расследование ведется в США. Там пытаются докопаться, как Китай научился производить микрочипы 7 нанометров, несмотря на всевозможные санкции. Чип такого размера Kirin 9000s был не так давно обнаружен в новом смартфоне Huawei, хотя, как думалось американцам, он там никак не мог оказаться. Но у тех есть свои Apple с Microsoft и SpaseX с Tesla. А у нас что? В возрожденном «Москвиче» нашего — разве что шильдик и пара брызговиков. Максимально, на что мы способны в микроэлектронике, — это чип размером 27 нанометров, прошлый век этой отрасли.

Какую сферу ни возьми, китайцы на голову опережают не только нас, но и цивилизованный Запад. Они уже производят больше электромобилей, чем весь остальной мир. Для таких автомобилей в КНР обустроена инфраструктура, сотни тысяч заправок по всей стране. Так же обстоят дела и в производстве возобновляемой энергии (солнце, ветер, гидроэнергетика). И это при том, что Запад давно провозгласил так называемый зеленый переход. Мы же к этому, можно сказать, еще не приступали.

В Китае построено около 2 млн станций связи формата 5G, такой связью обеспечены 600 млн китайцев. Все оборудование и технологии китайские, не надо ни у кого ничего выпрашивать. Интернетом пользуются даже крестьяне захолустных деревень, которые посредством Сети рекламируют и продают свою продукцию.

Китайцы превзошли нас даже в тех сферах, где мы имели неоспоримое преимущество, например, в космонавтике. Неудачная попытка вскочить в уходящий поезд космической гонки запуском устаревшей «Луны-25» разбила вдребезги мечты. На фоне работы китайского лунохода, запуска аппаратов на Марс, подготовки к пилотируемой экспедиции на Луну и строительства собственной орбитальной станции наши потуги выглядят бледно.

До последнего времени китайцы покупали нашу оборонную технику. Но сейчас они научились производить практически все виды и типы вооружений. Даже авианосцы строят по собственным технологиям на своих верфях и оснащают своим оборудованием. Наш истребитель пятого поколения только-только встает на крыло, а у китайцев он уже давно в строю. Опять же одновременно с нашим МС-21 китайцы начинали разработку своего среднемагистрального пассажирского лайнера. Сроки выхода в серию нашего самолета все время отодвигаются (то того нет, то сего), а китайский С-919 уже передается китайским же авиакомпаниям. И это в стране, где 20 лет назад вообще не было своего самолетостроения.

И так в любой отрасли. Если ставится задача «догнать и перегнать», ее выполняют в фантастически короткие сроки. Взять хотя бы суперкомпьютеры, продажу которых США запретили десятилетия назад. Ныне Китай — безусловный лидер, он располагает самым обширным парком этих машин, китайские суперкомпьютеры — самые мощные в мире.

Накануне 74-й годовщины образования КНР, которая праздновалась 1 октября, в эксплуатацию была введена высокоскоростная железная дорога, связавшая материковую провинцию Фуцзянь и город Сямэнь. Для Китая, где построено ВСМ больше, чем в остальном мире (около 40 тысяч км), вроде ничего особенного. Но магистраль интересна по двум причинам: 20 км ее проходит над Тайваньским проливом (железнодорожная часть Крымского моста — 18,5 км). И это знак тайваньцам: вот, мол, какие перспективы откроются в случае воссоединения с материком.

Накануне запуска новой дороги ЦК КПК и Госсовет КНР опубликовали план по углублению интеграции с Тайванем через самую близкую к нему провинцию Фуцзянь. В директиве, состоящей из 21 пункта, говорится о превращении китайской провинции в «демонстрационную зону» для граждан и компаний, которые решат переехать с острова на материк. А гонконгская газета со ссылкой на заявление замглавы Государственного комитета по развитию и реформам КНР Цун Ляна сообщила, что КНР обладает всеми возможностями для строительства ВСМ через Тайваньский пролив. А это минимум 250 км водной поверхности. «Мы должны работать вместе, чтобы реализовать мечту людей с обеих сторон о пересечении Тайваньского пролива на скоростном поезде в ближайшее время», — цитирует SCMP слова Цун Ляна. Дело только за согласием со стороны Тайваня.

Потому что Китай еще в 2000-е годы построил самый протяженный в мире железнодорожный виадук — 150 км. И по нему летают поезда со скоростью 300 км в час. А мы все считаем: выгодно — не выгодно, окупится — не окупится... И так и не построили ни одного километра настоящей ВСМ. В Китае же реализуется стратегия развития транспортной инфраструктуры по принципу «1-2-3». Это означает, что время в пути между соседними городами или районами не должно превышать часа, между соседними регионами — не более двух часов, а в любую точку страны можно будет добраться за три часа. Для этого продолжится развитие ВСМ, строятся сотни региональных аэропортов, сеть скоростных шоссейных дорог. Как тебе такое, министр транспорта РФ?

Но главное достижение Китая в том, что его руководство успешно 40 лет реформирует страну в интересах всего общества. Страна из отсталой превратилась в мирового лидера, и при этом сохраняется стабильность в обществе, несмотря ни на какие происки недоброжелателей. Средняя зарплата в КНР давно обогнала российский показатель, а плодами реформ пользуется все общество. К этому прибавьте высокие социальные гарантии, современнейшее образование и медицину.

В этой связи понятно раздражение мэра Москвы Сергея Собянина, заявившего недавно, что на восточных рынках нас никто не привечает, там более жесткие правила, чем на Западе. Наши руководители пребывают в плену иллюзии, что восточные страны, в первую очередь Китай, должны нам по дружбе помогать и делиться последним куском. А еще у нас живо представление об Азии и о Китае как о мировой провинции, где аборигены обязаны за бусы отдать свои сокровища.

Да, Китай прагматичен. Он не будет ничего дарить, списывать за хорошие глаза долги, как это делаем мы. Китайцы предложат вам варианты, как работать вместе и зарабатывать. Но не в ущерб своим интересам.

Российская элита все эти 30 лет свысока смотрела на Китай, опыт наших соседей на дух не воспринимался. Копировать можно было только западные модели. А за это время Поднебесная сделала такой рывок, что, похоже, нам ее уже не догнать. Развернувшись на Восток, мы продолжаем смотреть на Запад. А поскольку признаваться в этом и начать работу над ошибками никто не собирается, скапливаются на наших станциях пустые китайские контейнеры. Наполнить их и отправить обратно нам нечем.

Она составила без малого 16 миллиардов долларов, сообщили на общенациональной конференции по научной фантастике

Кадр из китайского фантастического сериала «Задача трех тел» с сайта kinopoisk.ru

По итогам 2023 года выручка индустрии научной фантастики Китая увеличилась на 29,1% в годовом исчислении. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа» со ссылкой на отраслевой отчет. В документе сказано, что выручка составила...

Министра иностранных дел России встречали с красной ковровой дорожкой, а министра финансов США - нет

Фото: пресс-служба МИД РФ, globallookpress.com

Пользователи китайского сайта «Гуаньча» обратили внимание, что министра иностранных дел России Сергея Лаврова встречали в Пекине с красной ковровой дорожкой, которой не было во время визита министра финансов США Джанет Йеллен. «Вижу...

Он состоит из 11 книг и охватывает историю с первого по 12-й Всекитайские съезды КПК 

Фото: Синьхуа

Первый том, открывающий серию книг по истории прошедших Всекитайских съездов Коммунистической партии Китая (КПК) вышел в издательстве «Чжунгун данши чубаньшэ». Об этом в понедельник, 1 апреля сообщает информагентство «Синьхуа». Новая...

Vidu способен в одно нажатие создавать 16-секундные видеоролики высокой четкости 

Фото: Синьхуа

Большая языковая модель искусственного интеллекта (ИИ) для преобразования текста в видео была представлена в субботу на форуме «Чжунгуаньцунь 2024» в Пекине. Продукт получил название Vidu; ИИ способен в одно нажатие создавать 16-секундные...

Такие данные опубликовало Государственное управление медицинского обеспечения КНР

Фото: Xijing Hospital of the Air Force/Синьхуа, globallookpress.com

В 2023 году система здравоохранения и медицинского страхования Китая оказала медицинскую помощь 250 миллионам пациентам. Как сообщает информационное агентство «Синьхуа», такие данные опубликовало Государственное управление медицинского...

В 2024 году объем производства и продаж NEV-автомобилей в КНР достиг 1,25 млн и 1,21 млн единиц, увеличившись на 28,2 и 29,4% в годовом исчислении 

Фото: https://en.wikipedia.org

Китайская технологическая компания Xiaomi выпустила первую модель автомобиля, работающую на новых источниках энергии (NEV). Как стало известно информагентству «Синьхуа», на рынок поступят три версии данного авто с минимальной дальностью...

В последнее время в стране набирают популярность так называемые «морские погребения» – развеивание праха усопших над морем 

Фото: Синьхуа

В преддверии праздника Цинмин – Дня поминовения усопших, который отмечается в Китае на 104-й день после зимнего солнцестояния, – по всей стране проводятся мероприятия, посвященные поминовению усопших. В частности, родственники людей,...

В посольстве КНР прокомментировали встречу премьер-министра японского правительства Фумио Кисиды и президента США Джо Байдена

Фото: Liu Jie/Синьхуа, globallookpress.com

Китай сделал строгое представление японской стороне в связи с негативным заявлением в отношении КНР, опубликованным по итогам японо-американского саммита. Как сообщает информационное агентство «Синьхуа», об этом заявил официальный...

В 2023-м в стране было подано 138 тысяч патентных заявок на медоборудование – 67% от всех подобных патентных заявок в мире 

Сотрудница Китайской международной ярмарки торговли услугами-2023 представляет робота, используемого в хирургии коленного сустава. Фото: Синьхуа

Объем китайского рынка медицинского оборудования в 2023 году достиг 1,27 трлн юаней, то есть около 179 млрд долларов. Об этом сообщает информагентство «Синьхуа» со ссылкой на Китайскую ассоциацию медоборудования. Как рассказали...

В стране было продано почти 1,7 миллиона автомобилей

Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

В марте 2024 года в Китае было продано почти 1,7 миллиона пассажирских автомобилей. Этот показатель увеличился в годовом выражении на семь процентов. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа» со ссылкой на данные Китайской...

Число посещений платформы составило почти 60 миллионов, а суммарная продолжительность онлайн-обучения пользователей – 1,1 миллиона часов 

Фото: Синьхуа

6,8 миллиона пользователей из 200 стран и регионов зарегистрировались на платформе непрерывного образования Китая, которая работает без малого два года (создана в мае 2022-го). Об этом сообщает информагентство «Синьхуа» со ссылкой...

Население КНР стареет, и подобные учебные заведения становятся все значимее для формирования в обществе позитивного подхода к старению 

Занятие по китайским танцам в Чичжоуском университете для пожилых людей, провинция Аньхой, КНР. Фото: Синьхуа

«Онлайн-университет третьего возраста», принадлежащий Китайской ассоциации высших учебных заведений, рассчитанных специально на представителей пожилого населения, разместил на своей официальной учебной платформе вторую по счету серию...

В I квартале 2024 года эти показатели по сравнению с аналогичным периодом 2023-го уменьшились почти на 37% и 28% соответственно

Фото: Cao Yang/Синьхуа, globallookpress.com

В первом квартале 2024 года в Китае наблюдалось сокращение числа аварий на производстве. Как передает информационное агентство «Синьхуа», об этом сообщило министерство по управлению чрезвычайными ситуациями КНР. По данным ведомства,...

В 2023 году беспилотники гражданского назначения налетали в стране в общей сложности 23,11 млн часов

Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Китайская индустрия беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) за последние несколько лет добилась мощного развития благодаря применению БПЛА в большем числе областей экономики. Как сообщает информационное агентство «Синьхуа», об этом...

Аппарат предназначен для обеспечения связи между Землей и обратной стороной Луны 

Фото: Синьхуа

Китайский спутник-ретранслятор «Цюэцяо-2» («Сорочий мост-2»), предназначенный для обеспечения связи между обратной стороной Луны и Землей, успешно завершил испытания связи на орбите. Платформа и полезная нагрузка аппарата...

По данным ведомства, Китай сохраняет стабильные показатели в мировой товарной торговле

Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

По итогам 2023 года Китай вновь, как и предыдущие 6 лет ранее, стал лидером по экспорту товаров. Доля страны в глобальном объеме экспорта составила 14,2%, что почти соответствует уровню 2022 года. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?