— Вы частый гость у нас, почти как свой. Кажется, что у вас особые отношения и с нашим городом, и с нашей страной. Это так?
— Абсолютно так! Меня влечет сюда очень многое, но прежде всего люди. Мне нравится гулять здесь, общаться с людьми, всматриваться в их лица. Когда я смотрю на людей в России или на Украине, я осознаю, что мы все сделаны из одного теста, ведь мы все славяне. Фактически мы один народ, и так странно и приятно от этого осознания.
— Вы постоянно обещаете
— Не знаю. (Смеется.) Я очень хочу — это точно. Когда я думаю о том, откуда я черпаю сюжеты и вдохновение, то понимаю, что многое навеяно русской классической литературой, удивительной архитектурой и, конечно, кинематографом. Каждый раз, когда приезжаю сюда, ощущаю, что готов снимать кино, —
— И что это за история будет?
— Ну, есть у меня такая задумка: Я уже
— Насколько я знаю, вы
— Очень хочу экранизировать «Мастера и Маргариту»! Это действительно моя давняя мечта. У меня даже была такая возможность — и продюсеры нашлись, и деньги, но не возникло взаимопонимания. Я хочу на русском языке этот фильм сделать, а продюсеры говорят: «Нет, давай на английском». У меня в голове не укладывается, как можно не понимать такую простую вещь: мелодика английской речи и это гениальное произведение несовместимы! Я хорошо владею русским языком, так что могу оценить всю глубину этой несовместимости. Я вообще считаю своими учителями Достоевского, Чехова, других русских классиков. Поэтому думаю, что рано или поздно мне представится шанс экранизировать это великое произведение, и сделать это именно на русском языке. Это записано в моем листке желаний и планов.
— Ваш предыдущий фильм про Марадону вышел в 2008 году, а следующий, с Джонни Деппом, — только в
— Помимо кино в моей жизни есть другие важные для меня вещи — архитектура, строительство. Продолжаю благоустройство своей собственной деревни Кюстендорф. Я сам там все спроектировал и придумал. Сейчас завершаю работу по проведению электричества. Там еще много сил и времени нужно на то, чтобы довести до конца эту идею. А еще есть еще музыка — хочется успевать
— Вы не раз рассказывали о том, что улицы в вашем городке Кюстендорф вы называете в честь знаменитых режиссеров. По улице, названной в честь Никиты Михалкова, часто прогуливаетесь?
— А у меня там нет улицы Никиты Михалкова. У меня там сквер его имени! (Смеется.) Но этот сквер — один из самых любимых в Кюстендорфе. Вообще с удовольствием гуляю по всем улицам и скверам моего городка, потому что называю их сам, и только в честь тех людей, которые серьезно повлияли на меня, на архитектуру моей души, скажем так. Есть улицы Брюса Ли, Ингмара Бергмана,
— Как вы выбираете героев для своих историй?
— Главное, чтобы было о чем рассказать. Я могу и документальное кино снять, если есть достойный герой. Вот Марадона, например, — это мой герой. В нем есть некая ломка человеческих ценностей, есть свой сюжет. Он же не только великий футболист, чемпион мира — он еще и человек, который упал на самое дно жизни, принимая наркотики. Это интересно и поучительно. А вот про Дэвида Бекхэма, например, я бы вряд ли нашел что то, о чем можно рассказать зрителю.
— Я слышала, что вы и про Сергея Бубку не прочь снять кино. Это правда?
— Да, я уверен, что это было бы очень занимательно. Мне самому интересно, что заставляет человека каждый раз преодолевать себя, прыгать все выше и выше. И самое главное — как он это делает. В отличие от Марадоны, тут тема — не наркотики, а собственная установка: «Быстрее, выше, сильнее». В какой момент она перестает работать? Я уверен, что Бубка — очень интересный персонаж.
— А актеров для своих фильмов как подбираете?
— Опираюсь на собственную интуицию. У профессиональных актеров есть одна проблема — у них не всегда хватает напора, энергетики. Вообще больше всего люблю работать с животными, с ними гораздо легче. Дело в том, что я очень долго снимаю свои фильмы. Настолько долго, что даже осел начинает хорошо играть. А что уж говорить о людях: А если кроме шуток, чтобы животные играли так, как они играют в моих фильмах, надо на полном серьезе верить, что жизнь — это чудо.
— А вы в это верите?
— Да, я считаю, что жизнь — это счастье. И часто ощущаю себя счастливым, хотя некоторые и говорят, что абсолютно
Резюме «Труда»
Эмир Кустурица, режиссер, актер, музыкант
Родился в Сараево в 1954 году.
Учился в Праге на факультете кино и телевидения Академии исполнительских искусств.
Снял картины «Папа в командировке» (1985), «Время цыган» (1988), «Андеграунд» (1995), «Черная кошка», белый кот» (1998), «Марадона» (2008, документальный).
Кто из Западных режиссеров снимал фильмы в России и о России
Анджей Вайда, «Сибирская леди Макбет» (1961)
Польский
Вуди Аллен, «Любовь и смерть» (1975)
Искрометная пародия Аллена на западные экранизации русской литературы, исполненные ненужной патетики.
Питер Гринуэй, «Чемоданы Тульса Люпера: Моабская история» (2003)
Главный герой трилогии, писатель Люпер, побывал во
Режис Варнье, «Восток-Запад» (1999)
Историческая драма о русских эмигрантах и ужасах сталинских времен с Олегом Меньшиковым и Сандрин Боннер в главных ролях.
Премии Европейской киноакадемии за 2010 год
«Призрак», реж. Роман Полански
Политический триллер Романа Полански признан лучшим фильмом года и получил еще пять наград, в том числе за режиссуру и сценарий.
«Ливан», реж. Шмуэль Маоз
Дебютная
«Господин Никто», реж. Жако Ван Дормель
Яркая и многомерная драма бельгийского режиссера с Джаредом Лето в главной роли получила приз зрительских симпатий.
