Главная Культура 22:58 06 Декабря 2015 5017
Советская сказка

Отчего мы все чаще говорим о социалистическом искусстве с придыханием

Елена Широян

В первый день зимы на ВДНХ открылись сразу три выставки, посвященные разным пластам советской культуры от техники до детской сказки. На фоне недавно стартовавшей экспозиции в Манеже «Романтический реализм» и многих подобных событий это воспринимается уже чем-то большим, чем мода.

Выстроено ловко: буквально от самолета к рулону ситца, а от них — к любимому мультику. Как будто здесь сошлись воедино три ипостаси советского человека: мужественный герой в шлеме штурмует небеса, на земле его ждет прекрасная дама в платье из ткани отечественного производства. Из союза двух сердец непременно возникнет новое поколение и будет взращиваться на добрых мультфильмах вроде «Чебурашки» и «Троих из Простоквашино»... Возможно, кураторы так далеко и не заглядывали, однако мою гипотезу подтверждает временной диапазон: выставка «Авиация. Утро новой эры. Россия 1910-1935» словно передает эстафету проекту «История моды: от авангарда к ГОСТу», который охватывает эпоху с 1920-х по 1960-е. А последняя выставка — «НЕреальные герои» — задумана как оммаж художникам студии «Союзмультфильм», и ее персонажи рождены в период с 1950-х по 80-е годы.

Посетителей ждут разнообразные впечатления: на любой вкус, пол и возраст. Но все три совершенно несхожие экспозиции пронизывает общая идея — авангардный прорыв в будущее.

Модернистский дух характерен и для всего ХХ века, и для советской России, с обломков старого мира рванувшей в неведомое будущее. Прежде чем былая империи пала жертвой Первой мировой, в ее небеса устремились невероятные по тем временам машины — аэропланы, еще деревянные. Перед зрителями павильона «Карелия» проходит череда первых русских пилотов, совершивших путь от рекордов к военным подвигам, от «летающей этажерки» к воздушной крепости, роль которой поручена «Як-40», стоящему на ВДНХ с 1980 года.

Даже на фоне этих чудо-машин, любимых публикой и фотографами, не тускнеет советский промышленный текстиль. Но еще недооценен дизайн первых художников, пришедших в социалистическую индустрию. Не все помнят, что посудное «белье», остававшееся на Императорском фарфоровом заводе в Петрограде, расписывали ученики Казимира Малевича, а эскизы для километров советского ситца и штапеля, дабы одеть рабочих и крестьян, создавали его последовательницы в Москве. «Агитфарфор» — чайники и тарелки с новаторскими композициями Николая Суетина, Ильи Чашника и самого Малевича — до сих пор воспроизводится в Петербурге, хотя все оригиналы давно разошлись по музеям и частным коллекциям. Ситчики и крепдешины по смелым супрематическим рисункам «амазонок авангарда» — Ольги Розановой, Любови Поповой и Варвары Степановой — тоже стали музейными раритетами, а торжество левой антибуржуазной моды, единой для тысяч женщин, охотно фиксировали плакатисты и фотографы. Выставка в павильоне «Зерно» ведет от изысканных графических принтов авангардисток, от их же моделей одежды в духе ар-деко, годных хоть сегодня на дефиле в Париж, к послевоенной эпохе, любившей уютные мелкие цветочки и домашний горошек. И дальше, в 60-е, когда мода по спирали вернулась к острому рисунку и смелому орнаменту.

Примером арт-экcперимента, «освященного» строгим ГОСТом, служат работы Анны Андреевой — ученицы знаменитого Элия Белютина. Основавший в хрущевской Москве студию абстрактной живописи, по тем временам революционную, Белютин преподавал и на Трехгорке, заставив советских дизайнеров текстиля обратиться к наследию авангарда и дадаистской технике коллажа. Так ошельмованный абстракционизм вновь обрел право на существование, вдруг оказавшись полезным народному хозяйству.

Парадокс, но к концу 60-х дерзкие идеи авангарда, столь опасного по мнению консерваторов, проникли в святая святых — на «территорию детства», столь ревностно защищаемую охранителями всех мастей и эпох. Не особенно маскируясь, простые геометрические формы (шар, конус, цилиндр) превратились в забавных человечков и зверей: Винни-Пуха с Пятачком, Карлсона с Малышом, неповторимого Чебурашку. Рисованные эскизы и раскадровки, макеты, декорации лент «38 попугаев» и «Варежка», куклы — текстильные, пластилиновые, даже проволочные — окружают зрителя семью сотнями экспонатов, оживают на экране: посмотреть культовые мультики можно рядом, в кинозале, в режиме нон-стоп.

Все три выставки вписываются в модный неоконсервативный тренд. Девиз «показывай советское» близок недавнему призыву к коллекционерам: «покупай отечественное». Теперь дистанция сократилась до последних ста лет: воспринимать древнерусское искусство сложно, да и не все постигают глубины христианской символики; артефактов XVIII века тоже осталось мало, а максимально комфортного для «смотрения» искусства века XIX тоже на всех не хватает. Меж тем запасники ломятся от неплохих, а порой отличных работ советской эпохи, которую многие нынешние зрители видят сквозь романтический флер.

Видимо, пережив трудный период слома прежнего мира, утраты СССР и старых стереотипов, далеко не все пришли к сегодняшнему моменту полными желания обновлять свою «оптику». Людей на фоне хаоса обуревает тоска по «сильной руке» и прошлому, понятному и счастливому. Всё неприятное вытесняется из памяти. Молодежь, уже и не заставшая советского быта, практически не знает о его тяготах — очередях, дефиците, «железном занавесе», — зато наслушалась рассказов старших о своей юности, в воспоминаниях «очищенной» от всего негативного. И насмотрелась сериалов о прекрасной стране: почти все они сняты с ностальгией о том, что у нас «была великая эпоха». В этих преданиях все в СССР были равны, имели доступ к образованию, получали одинаковую зарплату, много читали, слушали Высоцкого, да и в целом культура была необыкновенно высокой. В самом деле, в 70-е и 80-е годы тоталитарный режим уже не очень «давил», позднесоветское общество устоялось, было сложнее и интереснее устроено, чем общество 90-х. Не было повального криминала, не так бросались в глаза коррупция и наркомания. Каждая книжка и выставка были праздником, тогда как в нынешнем море информации, порой чудовищной, можно захлебнуться, и трудно выбрать нужное. Так не лучше ли уйти в миф о социальной идиллии и великой эпохе сплошных побед?

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22923
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5664
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5473
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5352
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?