Главная Культура 22:58 06 Декабря 2015 4815
Советская сказка

Отчего мы все чаще говорим о социалистическом искусстве с придыханием

Елена Широян

В первый день зимы на ВДНХ открылись сразу три выставки, посвященные разным пластам советской культуры от техники до детской сказки. На фоне недавно стартовавшей экспозиции в Манеже «Романтический реализм» и многих подобных событий это воспринимается уже чем-то большим, чем мода.

Выстроено ловко: буквально от самолета к рулону ситца, а от них — к любимому мультику. Как будто здесь сошлись воедино три ипостаси советского человека: мужественный герой в шлеме штурмует небеса, на земле его ждет прекрасная дама в платье из ткани отечественного производства. Из союза двух сердец непременно возникнет новое поколение и будет взращиваться на добрых мультфильмах вроде «Чебурашки» и «Троих из Простоквашино»... Возможно, кураторы так далеко и не заглядывали, однако мою гипотезу подтверждает временной диапазон: выставка «Авиация. Утро новой эры. Россия 1910-1935» словно передает эстафету проекту «История моды: от авангарда к ГОСТу», который охватывает эпоху с 1920-х по 1960-е. А последняя выставка — «НЕреальные герои» — задумана как оммаж художникам студии «Союзмультфильм», и ее персонажи рождены в период с 1950-х по 80-е годы.

Посетителей ждут разнообразные впечатления: на любой вкус, пол и возраст. Но все три совершенно несхожие экспозиции пронизывает общая идея — авангардный прорыв в будущее.

Модернистский дух характерен и для всего ХХ века, и для советской России, с обломков старого мира рванувшей в неведомое будущее. Прежде чем былая империи пала жертвой Первой мировой, в ее небеса устремились невероятные по тем временам машины — аэропланы, еще деревянные. Перед зрителями павильона «Карелия» проходит череда первых русских пилотов, совершивших путь от рекордов к военным подвигам, от «летающей этажерки» к воздушной крепости, роль которой поручена «Як-40», стоящему на ВДНХ с 1980 года.

Даже на фоне этих чудо-машин, любимых публикой и фотографами, не тускнеет советский промышленный текстиль. Но еще недооценен дизайн первых художников, пришедших в социалистическую индустрию. Не все помнят, что посудное «белье», остававшееся на Императорском фарфоровом заводе в Петрограде, расписывали ученики Казимира Малевича, а эскизы для километров советского ситца и штапеля, дабы одеть рабочих и крестьян, создавали его последовательницы в Москве. «Агитфарфор» — чайники и тарелки с новаторскими композициями Николая Суетина, Ильи Чашника и самого Малевича — до сих пор воспроизводится в Петербурге, хотя все оригиналы давно разошлись по музеям и частным коллекциям. Ситчики и крепдешины по смелым супрематическим рисункам «амазонок авангарда» — Ольги Розановой, Любови Поповой и Варвары Степановой — тоже стали музейными раритетами, а торжество левой антибуржуазной моды, единой для тысяч женщин, охотно фиксировали плакатисты и фотографы. Выставка в павильоне «Зерно» ведет от изысканных графических принтов авангардисток, от их же моделей одежды в духе ар-деко, годных хоть сегодня на дефиле в Париж, к послевоенной эпохе, любившей уютные мелкие цветочки и домашний горошек. И дальше, в 60-е, когда мода по спирали вернулась к острому рисунку и смелому орнаменту.

Примером арт-экcперимента, «освященного» строгим ГОСТом, служат работы Анны Андреевой — ученицы знаменитого Элия Белютина. Основавший в хрущевской Москве студию абстрактной живописи, по тем временам революционную, Белютин преподавал и на Трехгорке, заставив советских дизайнеров текстиля обратиться к наследию авангарда и дадаистской технике коллажа. Так ошельмованный абстракционизм вновь обрел право на существование, вдруг оказавшись полезным народному хозяйству.

Парадокс, но к концу 60-х дерзкие идеи авангарда, столь опасного по мнению консерваторов, проникли в святая святых — на «территорию детства», столь ревностно защищаемую охранителями всех мастей и эпох. Не особенно маскируясь, простые геометрические формы (шар, конус, цилиндр) превратились в забавных человечков и зверей: Винни-Пуха с Пятачком, Карлсона с Малышом, неповторимого Чебурашку. Рисованные эскизы и раскадровки, макеты, декорации лент «38 попугаев» и «Варежка», куклы — текстильные, пластилиновые, даже проволочные — окружают зрителя семью сотнями экспонатов, оживают на экране: посмотреть культовые мультики можно рядом, в кинозале, в режиме нон-стоп.

Все три выставки вписываются в модный неоконсервативный тренд. Девиз «показывай советское» близок недавнему призыву к коллекционерам: «покупай отечественное». Теперь дистанция сократилась до последних ста лет: воспринимать древнерусское искусство сложно, да и не все постигают глубины христианской символики; артефактов XVIII века тоже осталось мало, а максимально комфортного для «смотрения» искусства века XIX тоже на всех не хватает. Меж тем запасники ломятся от неплохих, а порой отличных работ советской эпохи, которую многие нынешние зрители видят сквозь романтический флер.

Видимо, пережив трудный период слома прежнего мира, утраты СССР и старых стереотипов, далеко не все пришли к сегодняшнему моменту полными желания обновлять свою «оптику». Людей на фоне хаоса обуревает тоска по «сильной руке» и прошлому, понятному и счастливому. Всё неприятное вытесняется из памяти. Молодежь, уже и не заставшая советского быта, практически не знает о его тяготах — очередях, дефиците, «железном занавесе», — зато наслушалась рассказов старших о своей юности, в воспоминаниях «очищенной» от всего негативного. И насмотрелась сериалов о прекрасной стране: почти все они сняты с ностальгией о том, что у нас «была великая эпоха». В этих преданиях все в СССР были равны, имели доступ к образованию, получали одинаковую зарплату, много читали, слушали Высоцкого, да и в целом культура была необыкновенно высокой. В самом деле, в 70-е и 80-е годы тоталитарный режим уже не очень «давил», позднесоветское общество устоялось, было сложнее и интереснее устроено, чем общество 90-х. Не было повального криминала, не так бросались в глаза коррупция и наркомания. Каждая книжка и выставка были праздником, тогда как в нынешнем море информации, порой чудовищной, можно захлебнуться, и трудно выбрать нужное. Так не лучше ли уйти в миф о социальной идиллии и великой эпохе сплошных побед?

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8819
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5716
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4341
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?