30 мая 2016г.
МОСКВА 
23...25°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ ВАЛЮТ   $ 66.04   € 73.85
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

Юрий Грымов: По-моему, Анна Каренина была неправа. И я хочу показать это наглядно

По мнению Грымова, «Анна Каренина» — произведение не для школьников. Это уже для категории 25+. Фото: globallookpress.com
Елена Губайдуллина
Опубликовано 21:29 07 Февраля 2016г.

Режиссер рассказал корреспонденту «Труда», какая связь между романом русского классика и суперсовременными технологиями


Режиссер Юрий Грымов одержим новыми проектами: заканчивает фильм по «Анне Карениной» (и это на фоне всех происходящих экранизаций знаменитого романа Льва Николаевича!), запускает в медийное пространство необычные телеканалы (и это на фоне гаснущих и вспыхивающих телевизионных проектов). Но Грымов ведь и раньше не боялся затеряться в ряду молодых и нахальных авторов, а уж сейчас, маститый, тем более этого не опасается. И все же какая связь между одним из самых известных в мире романов русского классика и суперсовременными технологиями? За ответом корреспондент «Труда» отправилась к самому режиссеру.

— Юрий Вячеславович, в чем особенность новых телеканалов, которые вы запускаете? Как вообще они возникли?

— Объяснение почти физиологическое. Noise (шум) и Slow (медленный) — каналы так называемой психологической разгрузки, помогающие снимать стресс. Мы живем в очень жестком информационном пространстве. Осложнились отношения в мире, теракты, война в Сирии, курс доллара растет, а цена нефти падает... Вся эта, казалось бы, далекая от моей частной жизни картинка въедается в мое сознание. Каждый день в новостях показывают горе, трагедии, выгружают на голову ворох проблем и апокалиптических прогнозов. Можно, конечно, просто не включать телевизор, как некоторые советуют. Но постоянно видеть черную дыру в интерьере своего дома тоже мало радости. Это же как дыра в сознании. Необходимо снимать то информационное напряжение, которое возникает помимо воли. Но как? На канале Noise мы используем технологию психотерапевтов: динамическую 3D-графику, снимающую напряжение после рабочего дня. Такой телеканал можно использовать как ночник. Это фоновое телевидение — красивые изображения в сопровождении хорошей музыки или приятных шумов. А можно и вовсе выключить звук и только время от времени поглядывать на живую картину в телевизоре. Канал Slow будет показывать лучшие виды земного шара, снятые одним планом. Камера «проедет» по островам Бали, по Кейптауну, по Москве... Планируем сделать несколько программ по Белоруссии. Эти новые каналы, созданные по современным технологиям, помогут зрителю расслабиться, вернуться от мировых бед и скорби к собственным мыслям и ощущениям.

— То есть в этой задумке есть нечто медитативное... А почему каналы названы английскими словами?

— Проект-то международный. Начинаем выходить и в России, и в Европе. Инициатор и собственник этих каналов я сам, русский человек, коренной москвич. Но проект, как я уже убедился, интересен и другим странам. Ведем переговоры с Израилем и с некоторыми европейскими продюсерами, хотим выйти на американский рынок. Вещание идет со спутника «Орион». Операторы, заключив с нами контракт, могут доставлять Noise и Slow своим абонентам. В ближайшее время эти каналы появятся на «Акадо».

— Будут ограничения по возрасту?

— Возрастная категория 6+. То есть мы рассчитываем на детей и взрослых, на семейные просмотры. При этом можно использовать любые гаджеты, интернет. Вещание круглосуточное: идет повтор четырехчасового оригинального контента. Однако каждый день что-то в этом контенте обязательно меняется — какое-то видео уходит, добавляется новое.

Почти как музыкальный канал, где можно смотреть несколько раз одно и то же с интересом. Что именно будем показывать? Контент собираем по всему миру. Noise — это лучшие художники компьютерной графики. Съемки для Slow — это на 40% работы российских операторов. Кроме непрерывного изобразительного ряда на канале Noise раз в неделю будет демонстрироваться авторское кино. И тут, кстати, на начало лета уже запланирована премьера фильма «Анна Каренина», который я сейчас заканчиваю.

— Говорят, действие романа вы перенесли в наше время? Не опасаетесь ли вы возмущенных упреков ревнителей классических канонов? Все-таки на самого, знаете ли, нашего Льва Николаевича замахнулись.

— Когда Толстой писал эту книгу, история была абсолютно современная, актуальная и очень интересная для тогдашних читателей. Почему же нас сегодняшних надо лишать такой возможности — взглянуть на героев и их чувства из нынешнего дня? Да, в нашем фильме это действительно современная, притом международная история. То, что случилось с героиней Льва Николаевича, близко и знакомо каждой женщине, не понаслышке знающей, что такое любовь. Отношения с мужем, любовником и детьми касаются абсолютно всех женщин, независимо от их вероисповедания, места проживания и эпохи, в которой их жизнь протекает. География съемок очень богатая — мы снимали и в Санкт-Петербурге, и на Сахалине, и на Филиппинах. Ну и в Москве, конечно же.

— К чему такие сложные перемещения?

— Детали раскроются на премьере фильма в конце весны или в начале лета на одном из кинофестивалей. Так что давайте пока подождем с этими подробностями. Ведь мы надеемся и на кинопрокат, а там важна интрига.

— Хорошо, тогда давайте зайдем с другой стороны. Фильмы по «Анне Карениной» именно сейчас снимают еще несколько российских режиссеров. Откуда взялась новая волна интереса к этому читаному-перечитаному и много раз экранизированному произведению?

— За других не скажу. Что касается меня, то я, если заметили, давно интересуюсь классикой. Из пяти моих фильмов два сняты по известным литературным произведениям: «Му-му» по Тургеневу и «Казус Кукоцкого» по Улицкой (это ведь уже тоже классика, только современная). Давно хотел экранизировать Толстого. Думал и о «Войне и мире», но для театра — и написал пьесу. Правда, пока с точки зрения финансов этот проект осуществить весьма сложно, но, может, в дальнейшем получится.

— Романы Толстого вы, вероятно, читали по нескольку раз. Как их восприятие зависит от возраста?

— Вернемся к «Анне Карениной». Сначала читал ее в школе, когда заставляли. Естественно, ничего не понимал. В нежном возрасте ты слишком далек от всего, что происходит с женщиной, с ее душой. Только позже, пережив кое-что, начинаешь все эти страхи, надежды и разочарования, присущие взрослому человеку, воспринимать осознаннее. И тогда вчитываешься, сопоставляешь, начинаешь думать, принимать доводы писателя или спорить с ними... Нет, конечно, «Анна Каренина» — произведение не для школьников. Это уже для категории 25+... Плюс бесконечность. Вот и сейчас я пытаюсь корректно выразить в фильме свое личное мнение.

— В чем же оно?

— Постараюсь сформулировать его в краткой и простой форме: Анна, безусловно, неправа. И я хочу показать это наглядно. Ей нужно было разбираться не с мужчинами, а прежде всего с собой. И, конечно же, не дело кончать жизнь самоубийством. Не говоря уж о том, что это грех и что двое детей оставлены без матери, думаю, что ни один мужчина не достоин того, чтобы из-за него женщина лишала себя жизни. Но ведь у Карениной целый воз и иных проблем. Вспомним о том, например, что в романе говорится о ее увлечении опиумом, о депрессиях...

— Так, может, Анна по мироощущению ближе к нашему веку, а условности века ХIХ были ей тесны? Как говорится, та жизнь довела до такого финала, но нам сегодняшним это непросто понять.

— Человек сам себя до всего доводит — и во все времена это происходит именно так. При этом всегда можно поставить перед собой внутренний барьер, выстроить определенную дистанцию с обстоятельствами. Думаю, что все-таки наша героиня была подвержена депрессии. Эта абсолютная чума нашего с вами века имела силу и две сотни лет назад, просто это тогда по-другому называлось и выглядело.

— А линия Левина и его исканий в фильме осталась?

— Практически нет. Наша картина по большей части о страстях. Ее полное название — «Интимный дневник Анны Карениной». Считаю, что фильм не должен быть прямым подстрочником. Литература — это литература, кино — это кино. Людмила Улицкая мне говорила, когда я снимал ее «Казус Кукоцкого»: «Я книжку уже написала, все уже сделала. А ты снимаешь фильм». Абсолютно правильная позиция. Кино — это мой пересказ, мое проживание этой темы и художественное осмысление нашей жизни. Ведь у Толстого само ощущение времени было совершенно иным. Известна его знаменательная фраза. Узнав, что поезд из Петербурга в Москву будет идти быстрее и прибывать часа на два раньше, граф очень удивился: «А что делать с этими двумя часами?» Интересно, что сказал бы Лев Николаевич, садясь в «Сапсан»...

Из 17 существующих экранизаций «Анны Карениной» я, наверное, видел с десяток. Естественно, моя любимая — с Татьяной Самойловой. Считаю, что этот черно-белый фильм лучше любого американского. Но у меня сегодня совершенно другое видение этой истории. Конечно, можно было бы сделать из «Анны Карениной» телефильм. Но для этого понадобилось бы минимум 14 серий. А я хотел снять именно современную полнометражную картину, не очень длинную — на час сорок. Как свое-образный реверанс искусству кино, которому, кстати, президентским решением посвящен наступивший год. Отечественное кино ведь исчезает, мы же видим, что происходит (телевизионные фильмы — не в счет). Классическое кино осталось в ХХ веке. Для меня это печально. И я рад, что успел в нем что-то сделать, высказать, засветиться. А XXI век — это время уже не кино, а иных информационных технологий. Моя «Анна Каренина» — это как ностальгия по уходящему веку кино. Но по технологиям это уже фильм XXI века. Кстати, музыку и стихи для картины написала Диана Арбенина, сама же она поет эти композиции. Саундтрек к «Анне Карениной» вошел в ее новый альбом, который выходит на днях.

— Раз уж мы вернулись к современным информационным технологиям, то не могу не задать вам вопрос: как вы сами защищаетесь от их натиска? И чем снимаете стресс?

— Творчеством. Выпустил детский спектакль по Конан Дойлу «Затерянный мир», готовлюсь экранизировать чеховских «Трех сестер». Читаю много о той эпохе, о том, что происходило с людьми, с семьями, но думаю и о сегодняшних поколениях. Это будет новая история. «Три сестры», 110 лет спустя...

— Тянет все-таки вас к той, ушедшей эпохе... Вам там уютнее?

— Да не уюта хочется, а глубины зрения в восприятии сегодняшнего дня. А она, глубина, достигается при сравнении эпох, персонажей. Особенно когда в театре и на телевидении на первом плане мельтешат сплошь молодые блондинки. С другой стороны, старость сегодня отодвинулась, и 60-летние нынче выглядят гораздо моложе, чем полвека назад. И в этом преимущество наших дней.

 


Гость 08 Февраля 2016, 09:46
не ПРАВА ?
Как вы оцените результаты "Евровидения-2016"?