Правила отмывания

Те самые волонтеры, которые отправили в отставку чешского министра транспорта. Фото из открытых источников.

Чешским чиновникам пришлось отчитаться


В конце января группа чешских программистов вдруг попала в заголовки российских СМИ. Как утверждалось, за выходные волонтеры написали и подарили правительству сайт, на который чешское Министерство транспорта собиралось потратить 16 млн евро. Так и тянет провести кое-какие параллели.

Правительство Чехии третий год возглавляет Андрей Бабиш, правоцентрист, лидер популистской партии — и один из самых богатых людей в стране. Вскоре после его назначения выяснилось, что Бабиш замешан в коррупции: его компания незаконно получила от одной из структур ЕС 2 млн евро. Парламент даже лишил главу правительства иммунитета, но грянули новые выборы, и Бабиш снова получил неприкосновенность — от уголовного преследования, но не от повышенного внимания гражданских активистов.

Общественники скрупулезно пересчитывали расходы Кабмина в транспортной сфере и раньше. Так, на внедрение в Праге Opencard, аналога московской карты «Тройка» (к слову, на пять лет раньше российской столицы), было потрачено 62 млн евро, но расследование показало, что значительную часть их разворовали.

Словом, когда ставленник премьера министр транспорта Кремлик объявил о новой реформе, чехи напряглись. И все бы ничего, но пан Кремлик не опубликовал техзадание и сам выбрал подрядчика. Обиженные такой беспардонностью чешские программисты собрали хакатон (форум, где вместе ломают голову над общей задачей) и за выходные на чистом энтузиазме написали рабочий прототип магазина по продаже пропусков. В разработке сайта поучаствовали 60 человек. Волонтеры показали, что цена госзаказа бесцеремонно завышена, а сам заказ не так сложен, как пытаются представить чиновники.

Кремлик принялся неуклюже оправдываться: он-де не стал публиковать техзадание, опасаясь иностранных шпионов. И будто бы в 16 млн заложены расходы на содержание и развитие кол-центра. Однако общественность напомнила ему, что у Минтранса и так есть несколько кол-центров, они вполне потянут дополнительную нагрузку.

Программистка Евгения Шуйская, несколько лет живущая в Праге, отмечает: «Я понимаю, в России 200% сверху — это, считай, по-божески, но у нас тут маленькая страна, для нас это деньги, и такие фокусы не должны проходить...» И не проходят. Премьер Бабиш под давлением общественности вынужден отправить своего протеже-министра в отставку. Подрядчик расторг контракт, объяснив это репутационными рисками.

А вот еще история. Прошлым летом в Праге вандалы обезобразили граффити знаменитый Карлов мост. Власти создали комитет, который две недели заседал, составляя смету и план работ. И тут вдруг в одну ночь граффити исчезли. Как выяснилось, надписи с моста совершенно бесплатно отмыл некто Милослав Черны. С помощью машины, которая подает под высоким давлением воду и пар, он справился с задачей за 2 часа. «Я люблю Прагу. Мне не спалось, я сел и приехал», — объяснил Милослав. И добавил: краска со временем все сильнее впитывается в камень, так что надо не заседать, а сразу засучить рукава...

Случай этот дал чехам повод потешиться над чиновниками. После скандала процесс согласования работ по ликвидации граффити в Праге отладили, Милослава поблагодарили и устроили его мастер-класс для реставраторов по всей республике.

P.S. Представить что-то подобное в России сложно. У нас в открытом доступе нет данных о том, сколько и почему потрачено из казны при внедрении «Тройки». А недавно стало известно, что ГУП «Московский метрополитен» заключило контракт в 670 млн рублей на разработку ПО для изменения тарификации карт, с тем чтобы оплата начислялась по зонам. Тендер выиграло ООО «Программный Продукт» с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Эта компания делает софт для Госдумы, правительства и российских силовиков, включая базы ГИБДД...



Стоит ли российским регионам вводить режим самоизоляции вслед за Москвой и Подмосковьем?