Главная Экономика 00:01 07 Марта 2024 3060
Сюрприз на колесах

Первоапрельский «День дурака» обещает нам рост цен на бюджетные легковушки минимум на 300 тысяч рублей

Александр Киденис
Автомобиль постепенно превращается из средства передвижения в роскошь. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Правительство вводит новый, повышенный размер утилизационного сбора за автомобили. Вздорожают в основном китайские авто, но они уже составляют две трети рынка импортируемых машин. В минувшем году в России было реализовано 1 058 708 новых легковушек, из которых отечественных (вазовских) было всего 324 446. И в конце декабря на складах еще пылились 175 тысяч привезенных к нам из Поднебесной машин — не нашлось покупателей, готовых выложить за авто больше двух миллионов рублей.

Эксперты подсчитали, сколько средний российский покупатель должен был копить на машину 10 лет назад и теперь. И оказалось, что в 2013-м среднестатистическое авто в России стоило 906 900 рублей, а среднемесячный заработок составлял 32 495 рублей. То есть автомобиль тогда обходился россиянину в 27 заработных плат. А минувшей осенью средняя цена новой машины на нашем рынке составляла 2,68 млн — при зарплате 70 тысяч. То есть копить на машину нужно на год больше. Хотя известно, что продажная цена китайского автомобиля среднего качества в самой Поднебесной в переводе на рубли составляет не больше миллиона. Естественный вопрос: кому и за что мы переплачиваем еще 24 месячные зарплаты?

Вот как объясняет эту «загогулину» в журнале «За рулем» глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин на примере самого популярного у россиян китайского автомобиля Jetta VA3. Оптовая цена этой марки в Китае составляет 930 тысяч в переводе на рубли, а в России в розницу его продают уже за 2,2 млн — за счет официальных сборов в российскую казну. Итак, таможенное оформление — 3100, пошлина — 133 575, НДС — 204 815, утильсбор до 1 августа 2023 года — 178 400, дополнительный утильсбор — 122 200. Прибавьте сюда 7 тысяч акциза, 50 тысяч за установку устройства вызова экстренных служб и стоимость доставки — еще 250 тысяч на каждый автомобиль. А маржа дилера и дистрибьютора в этой схеме составляет всего по 6,5%, или по 145 тысяч рублей на один автомобиль.

В результате, как заявляет Алексей Подщеколдин, доля россиян, которые смогли себе позволить приобрести новый автомобиль, по итогам 2023 года составила 27%, тогда как 10 лет назад таких было вдвое больше — 56%. Зато вырос спрос на машины б/у. По данным агентства «Автостат», в 2023-м количество приобретенных россия-нами подержанных легковушек выросло на 17%, или до 5,7 млн.

Фактически на каждый новый автомобиль наши граждане покупали пять старых. Правда, лидирующие позиции на этом рынке заняла Lada: 22%, или 1,25 млн машин тольяттинского производства. То есть этих автомобилей в стране не прибавилось, а просто уже имеющиеся сменили хозяев. Но на втором месте с долей 11,78% закрепились иномарки Toyota. KIA заняли третью позицию, за ними Hyundai и Nissan. То есть всего за год в стране прибавилось более 1,6 млн подержанных легковушек — больше, чем новых. «Если в 2013-м автомобили с пробегом покупали 44% россиян, то по итогам 2023-го их доля выросла до 73%», — отмечает Подщеколдин.

Следует добавить, что если средняя цена этого товара на авторынке в минувшем году была зафиксирована в пределах 800-1200 тысяч рублей, то немалое их число было куплено «почти даром» — за 2-4 сотни тысяч. И остается лишь надеяться, что новыми хозяевами автохлама становятся мозговитые и рукастые умельцы Кулибины, способные поддержать свои копеечные приобретения в более-менее безопасном состоянии. Ведь в 90-е, когда Россию наводнил автометаллолом с Запада и Востока, количество аварий на дорогах с тяжелыми последствиями резко возросло. «На машины по цене 2-3 тысячи долларов я не рекомендовал даже оборачиваться, — вспоминал знакомый перегонщик. — Как правило, это был автотруп».

На этот раз западные авторынки для нашей страны закрылись, но у покупателей китайских машин появился другой способ сэкономить: приобрести машину не напрямую из Китая, а ввозить через Казахстан, Киргизию, Армению или Белоруссию, где собственные сборы — таможенные, НДС и утильсбор — в казну значительно ниже, а таможенная граница у наших стран общая. К примеру, в Киргизии даже сейчас можно растаможить автомобиль, уплатив 15% его таможенной стоимости вместо российских 30%, вообще нет НДС, акциза и ряда других платежей на электромобили, что позволяло сэкономить на каждой покупке бензиновой легковушки больше полумиллиона, а электрокара — до 2 млн рублей.

Результат: по данным китайской таможни, за 2023 год Поднебесная поставила в бывшие союзные республики 341,6 тысячи легковушек: в Белоруссию — 90,8 тысячи на 1,49 млрд долларов, еще 86,7 тысячи на 1,57 млрд долларов — в Казахстан, 72 тысячи автомобилей на 2,17 млрд долларов — в Киргизию. В Узбекистан, где таможенные пошлины на новые авто снизили более чем вдвое, Китай поставил 92,1 тысячи единиц на 1,68 млрд долларов. Какая-то часть из этого потока осталась собственностью местных граждан, но не более трети, а остальные пошли на продажу в Россию. Таким образом тамошние власти помогли своим гражданам обзавестись новыми автомобилями почти по китайской себестоимости и способствовали развитию местного бизнеса: белорусский авторынок за 2023 год вырос на треть, узбекский — на 46%, казахстанский — на 60%.

Но российский Минфин почесал в затылке и с 1 апреля этот серый импорт прикрывает. Причем в обход общих таможенных правил ЕАЭС, по которым автомобиль можно растаможить в любой из стран содружества. Хитрость такая: с апреля российские власти изменяют не таможенные правила ЕАЭС, а собственные правила начисления утилизационного сбора на ввозимые автомобили. На что имеет полное право. А по новым правилам к утильсбору будут добавляться все недополученные таможенные пошлины, НДС и акцизы, которые должны уплачиваться при прямом ввозе иностранного автомобиля на территорию РФ.

Конкретный размер «добавки» зависит от средней стоимости автомобиля, которую Минпромторг укажет в специальном перечне, обновляемом минимум раз в квартал. Как заявлено в постановлении правительства РФ, изменения позволят избежать ситуаций, когда граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, «получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме». То есть в российском объеме.

В итоге у автоимпортеров нынче горячие деньки: нужно успеть до «Дня дурака» ввезти и оформить все закупленные для продажи в России автомобили, уже вывезенные в соседние государства ЕАЭС. После чего тамошние авторынки можно будет закрыть — без транзита в них отпадает нужда. А на российском авторынке надо ожидать подорожания легковых машин. Эксперты предвещают, что запасы ввезенных ранее по серому импорту авто достаточно быстро закончатся, и эта ситуация очень сильно скажется на ценах иномарок — со средней прибавкой в полмиллиона — миллион рублей. При этом обновление российского автопарка еще более затормозится. По итогам 2023 года средний возраст легковых автомобилей в России составил уже 11,6 года, а в 2018 году этот показатель фиксировался на уровне 9,5 года...

Вместо послесловия

После пандемии мой гомельский племянник наладил поставки подержанных Subaru Outback. Везли морем до Клайпеды, дальше перегоняли через Литву. На месте проводили полную компьютерную проверку, антикоррозийную обработку и предпродажную подготовку. Надежные внедорожники, трех-четырех лет, с минимальным пробегом, кожаным салоном и полным набором современных опций обходились даже дешевле новой Lada Vesta. Неудивительно, что выстраивались в очередь российские покупатели среднего достатка, которые привыкли к комфортной езде и не привыкли разбрасываться деньгами. Сам видел счастливых покупателей из разных краев России, которые впервые садились за руль шикарного автомобиля. Бизнес не смогли разрушить даже введенные с началом СВО санкции, после которых проезд через Литву стал стоить дороже, чем доставка паромом из-за океана. Первоапрельская новация на всем этом ставит жирный крест.

Может, с принятием прогрессивной налоговой шкалы Минфин наконец-то увидит давно очевидное?

Алекс Зверев
Труд
Между прочим, россияне владеют самым большим флотом суперъяхт в мире. Фото: Christian Charisius/dpa, globallookpress.com

«Следует продумать более справедливое распределение налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие корпоративные и личные доходы», — высказался на днях президент Владимир Путин. И тут же...

Экономика 00:10 / 12 Апреля 2024 4161
Взаймы у жизни

Центробанк обнародовал портрет среднестатистического российского заемщика

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Оказывается, самый массовый российский заемщик - это пенсионер с тремя кредитами. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Как выяснилось, это пенсионер с тремя кредитами. В кабалу банков попали уже 50 млн россиян. Только за последний год их стало на 4,7 млн больше. Полстраны в долгах! Банк России выразил озабоченность тем, что...

Как выяснилось, Марк Твен был прав: землю действительно больше не производят

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Спрос на загородные участки бьет рекорды. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Похоже, этой весной всех одновременно потянуло к земле. И дело не только в долгожданном тепле, кружащем горячие головы. Спрос на загородные участки бьет рекорды — как следствие, земля в России резко подорожала. Как...

Россия сравнялась с Европой по числу комнат на душу населения, но сильно превышает европейские стандарты по скученности

Алекс Зверев
Труд
Сейчас уменьшается число комнат в каждой отдельно взятой квартире. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Построив в минувшем году 110 млн кв. метров жилья, Россия сравнялась с минимальным европейским показателем числа жилых комнат на одного жителя страны: 1,1. Во Франции этот показатель равен 1,8, в Норвегии —...

Минфин выступил с инициативой повысить розничные цены на крепкий алкоголь. Ему не впервой

Алекс Зверев
Труд
Официальной причиной грядущего подорожания объявлены инфляция и рост производственных затрат. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

В результате таких хлопот с 1 июня самая дешевая поллитровка водки подорожает с 281 до 299 рублей, бренди — с 375 до 403 рублей, а коньяка — с 517 до 556 рублей....

После череды громких дел в правительстве решили сделать бизнес, называемый инфоцыганщиной, цивилизованным

Максим Башкеев
Труд
«Королеве марафонов счастья» Елене Блиновской на пару с мужем предъявили 900 млн рублей долга. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

После череды громких дел в отношении блогеров и всевозможных коучей, наставляющих россиян на путь истинный, но при этом уклоняющихся от уплаты налогов, в правительстве решили сделать бизнес, называемый еще инфоцыганщиной,...

В России объявлена амбициозная программа развития туризма

Максим Башкеев
Труд
Одно озеро в это программе - это Байкал собственной персоной. Фото: globallookpress.com

В индустрию отдыха собираются вложить как минимум 1,5 трлн рублей и до 2030 года удвоить внутренний турпоток. Дело за малым: успеть за это время создать соответствующую инфраструктуру. До недавних пор отечественные...

Почему в стране с крупнейшими газовыми запасами дома топят дровами

Александр Киденис
Труд
Почему народ вдруг отказывается от газификации, когда газ уже у забора? Ответ простой: нет денег. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

«Бояться нужно не генералов, а ефрейторов», — говорил герой французской кинокомедии «Закон есть закон». Нынче эти слова вспомнились при попытке выяснить, как выполняется общероссийская программа социальной...

Решение принято, чтобы не допустить повышения цен и перебоев с поставками продукта населению 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле одобрила запрет экспорта сахара из РФ. Информированный источник в пятницу, 5 апреля сообщил агентству «Интерфакс», что ограничение...

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Кто виноват в случившемся?

Евгений Акатов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Вслед за затоплениями в Орске и Оренбурге дома ушли под воду до крыш в Кургане, в городе эвакуируют целые микрорайоны. «Уровень воды в реке Тобол...

Вести гостиничный бизнес по правилам сложно даже в Москве, Санкт-Петербурге или на побережье Черного моря

Максим Башкеев
Труд
черноморском побережье доля «серых» гостиниц доходит до 80%. Фото: Александр Лискин, globallookpress.com

Помните, как герой фильма «Мимино» получает заветное место в московской гостинице по большому блату, представившись эндокринологом? Сегодня на вокзале или в аэропорту ему бы оборвали фалды хозяева ночлежек,...

Также запрещается импорт отопительных котлов, электроинструментов, деревообрабатывающего оборудования и другой продукции

Фото: Carsten Reisinger/imagebroker.com, globallookpress.com

Правительство Японии приняло решение расширить антироссийские санкции. В частности, пополнился список товаров, которые запрещается ввозить в РФ. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-релиз японского министерства экономики,...

Рекордный уровень в 69 тысяч долларов был впервые достигнут 10 ноября 2021 года

Фото: Bulkin Sergey/news.ru, globallookpress.com

Стоимость биткоина впервые приблизилась к 70 тысячам долларов. Согласно данным торгов, цена криптовалюты достигла рекордного показателя. На крупнейшей по объему торгов криптовалютами бирже Binance биткоин дорожал на 0,94 процентоа за сутки...

Проектом распоряжения предусматривается распределение субсидий 88 регионам

Фото: Vladimir Baranov, globallookpress.com

Правительство России одобрило выделение денег на проекты по созданию системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров. «О выделении Минтруду России в 2024 году из резервного...

Перу хочет превратить российский рынок в один из главных импортеров перуанского кофе

Фото: Petrov Sergey/news.ru, globallookpress.com

Перу хотела бы сделать российский рынок одним из главных импортеров своего кофе. Как сообщает РИА Новости, об этом заявил посол страны в Москве Хуан Хенаро дель Кампо Родригес. «Перу уже давно поставляет кофе в Россию, но мы бы хотели...

Делегация во главе с руководителем Минпромторга посетила Ингушетию с рабочим визитом 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Специально к приезду делегации из Москвы на территории швейного объединения «4БРА» организовали выставку продукции восьми предприятий Ингушетии, где также были представлены возможности народных художественных промыслов республики. Президент...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?