Новости
Главная Культура Афиша 01:01 07 Марта 2024 4509
Хоррор по-русски

Ну очень щекочущая нервы выставка в Трубниках

Дарья Ефремова
Выставка вышла не очень страшной, но вполне атмосферной. Фото предоставлены ГМИРЛИ

В Доме Остроухова в Трубниках — отделе Госмузея истории российской литературы — открылась выставка, претендующая на панорамное видение большой культурологической темы — «От элегии до хорора: эпоха романтизма в России». И хотя получилось, прямо скажу, не очень страшно, но зато — очень симпатично: никаких тебе гофмановских похищенных глаз и гейневских двойников-доппельгенгеров. Нежный лик молодого Баратынского, череп завропсиды (был в древности такой милый динозавр) и смятый листок ватмана, на котором выведено изящным пушкинским почерком: «Здесь почивал он, кофей кушал». А чем еще мог заниматься русский романтик — в окно смотрел и мух давил? Давайте разберемся.

Картонный кукольный домик с женским портретом, глядящим на нас из окошка, засохшее дерево из папье-маше, слюдяное зеркало в торжественной золоченой раме, свечи, аудиозапись каркающей вороны, включаемая в самый неожиданный момент, но подозреваю, это как-то связано с заглядыванием посетителей в зеркало. Как-никак окно в иной мир.

Экспозиция в ГМИРЛИ явно иронизирует, напоминая пушкинские светские пародии на запоздалых и, видимо, все-таки прошедших по периферии литпроцесса русских романтиков и их восторженных поклонников. Ходишь-смотришь, и вспоминается старушка Ларина, которая, бывало, писывала кровью в альбомы нежных дев, и Владимир Ленский «с душой прямо геттингенской». Кстати, начиная вояж по выставке, вы будто и попадаете в кабинет незадачливого деревенского приятеля Онегина, убитого им на глупой дуэли — ореховый секретер в стиле бидермейер, игральные карты, немецкая литература, кричаще-салатовые стены точь-в-точь как в вестибюле метро «Китай-город», но это простим. Любителей Стивена Кинга и Гильермо дель Торо лучше сразу предупредить — никаких впрямую связанных с хоррором экспонатов здесь нет. Разве что — залы, отсылающие к излюбленным локациям романтиков: «Дом с призраками», «Дикий лес», «Сад» и «Руины».

И все-таки, когда зовут в зазеркалье — чье сердце не екнет?

Очевидно, организаторы имели в виду саму эстетику страха, которую первыми так широко развили как раз романтики. Впрочем, истоки уже были в готических романах — именно оттуда вышли Гофман, Лавкрафт, Новалис, Шелли, Эдгар По. Надоевшие нынче в кинематографе вампиры тогда, двести лет назад, буквально потрясли Европу и Россию, заявившись с визитом с виллы Диодати на Женевском озере, описанной в 1819 году в повести «Вампир» — совместном творении доктора Джона Уильяма Полидори, лорда Байрона, Перси Шелли и двух их девятнадцатилетних подружек. Вампиром был, конечно, англичанин и, конечно, лорд.

Тема жути в искусстве, идея красоты как обмана и маски зла выводит романтизм за хронологические рамки 1810-1840-х. К мотивам По обращались весь Серебряный век, Есенин, Маяковский, русский рок и даже современный метамодернизм, выстреливший столь ходовой сегодня городской хтонью, морочащей героя-простака. Уж не говорю о жанрах ужастика и фэнтези.

В общем, можно было много чего показать, но, как рассказала куратор выставки, заведующая отделом «Дом И.С. Остроухова в Трубниках» Марина Краснова, акцент сделан именно на русском романтизме, что естественно для Музея истории российской литературы.

В атмосферно оформленных залах собраны прижизненные издания крупнейших литераторов эпохи: Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Гоголя, Батюшкова, Ершова, Вяземского, Одоевского, Антония Погорельского. Живописные опыты поэта Константина Батюшкова «Птицы на ветках», старинные экземпляры «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Конька-горбунка», «Моих вечеров в Малороссии».

Таким, наверное, был самый заветный уголок кабинета Ленского.

Отдельный зал посвящен Бонапарту и русской наполеониаде. Жаль — не упомянули Марину Цветаеву, которая заменила икону в киоте на карточку Бонапарта и искала в сыне Муре черты французского императора. Но то ли организаторы не хотели очень уж выходить за рамки хронологии, то ли в другом филиале ГМИРЛИ, «Доме музее Валерия Брюсова» продолжается по-настоящему романтическая, декандансная выставка «Огненный ангел», посвященная знаменитому роману Валерия Яковлевича. Тут вам и инквизиция, и замученная Рената, и белокурый призрачный граф, и ангелы, и аггелы (т.е. отпавшие от небесного воинства).

Зато среди экспонатов в доме Остроухова — один из самых чудесных и не слишком растиражированных примеров русского романтизма: издание повести «Лафертовская маковница» Антония Погорельского с иллюстрациями. В последние годы XVIII века в Лафертовской (Погорельский использовал один из вариантов названия Лефортова) слободе живет восьмидесятилетняя торговка маковыми лепешками, маковница, но «этот промысел старушки служил только личиною, прикрывавшею совсем иное ремесло», гадание по ночам и общение с нечистыми силами. На литографиях изображен антропоморфный котяра в камзоле. Это «нечистый» жених внучки ведьмы, Машеньки — титулярный советник Аристарх Фалелеич Мурлыкин, который «с приятностию выгибал круглую свою спину» и «умильно на неё поглядывал, почти совсем зажмурив глаза». Машенька узнала в советнике бабушкиного «фамильяра», черного кота, прогнала его при помощи дворового пса и вышла замуж за молодого купца Ульяна. Тут и гофманиане конец, а кто дочитал до хэппи-энда — молодец.

Афиша 00:09 / 22 Марта 2024 6813
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса»...

В День дурака зрителям предлагают насладиться «Ожогами любви»

Труд
Постер к фильму. Фото: kinopoisk.ru

В понедельник, 1 апреля, на который приходится День смеха (или дурака, кому как больше нравится), телеканал 2×2 покажет фильм «Ожоги любви», который, по уверению авторов, является откровенной пародией на все...

В Санкт-Петербурге завершилась масштабная реставрация поврежденных взрывом шедевров музея в Таганроге

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Фото предоставлено Русским музеем

Кропотливые труды по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея, пострадавших после ракетного удара ВСУ в июле прошлого года, завершились в Русском музее. Продолжалась реставрация чуть более полугода....

Музеи Московского Кремля почтили память своих дарителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
Чарка. Москва, XVII в. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля. Фото: karabanov.kreml.ru

Как ни удивительно, но имя героя нынешнего проекта, о котором наслышаны знатоки русской старины и музейщики, нашей широкой публике практически неизвестно. Выставка в Московском Кремле «Любители родной истории....

Эта выставка рассказывает не только о последней осени поэта

Дарья Ефремова
Труд
Фото из открытых источников

В Москве, в бывшей усадьбе Хрущевых — Селезневых на Пречистенке открылась выставка «Пушкин. 225». Красивая юбилейная цифра в заглавии — на самом деле не самая впечатляющая...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?