Филипп Жанти показал свой последний спектакль «Неподвижные пассажиры»

Статья «Коробка им — дом родной»
из номера 099 за 07 Июня 2011г.
Опубликовано 02:40 07 Июня 2011г.
«Труд» рассказывает о постановке и режиссере, который даже в наше время остается неисправимым идеалистом

Филипп Жанти — завсегдатай Чеховского фестиваля. Два года назад он показывал в Москве «Болилока», еще раньше — «Край Земли», «Проделки Зигмунда» и «Неподвижного путника». Его последний спектакль — своеобразная интерпретация постановки 15-летней давности: действие все так же складывается из отрывочных сцен, где главной связующей нитью становится путешествие семи безымянных персонажей по вымышленным театральным пространствам.

По сцене летают клочки бумаги, бумажные декорации превращаются то в море, то в пустыню, то в облако, герои плывут куда-то в картонной коробке с надписью «Осторожно: хрупко», и иногда совсем непонятно, играют ли они людей, чувства или вещи. На стыке драмы, пантомимы, кукольного театра, танца и вокала Жанти удается создавать волшебные и поэтичные образы, напоминающие сны и произведения Кафки. Как и у австрийского писателя, у Жанти связь с реальностью едва уловима, детальна, но в этих штрихах — вся абсурдность жизни. Где-то в пустыне герои становятся участниками биржевых торгов и уже готовы покончить с собой из-за обвала акций, башенки, выполняющие роль трибуны, смутно напоминают Всемирный торговый центр в Нью-Йорке (позже они взорвутся), а милиционер то и дело просит выныривающих из бумажных облаков прохожих предъявить документы. Кто-то из персонажей выкрикнет и имя Анны Политковской, придавая спектаклю политическое звучание.

О политическом подтексте «Неподвижных пассажиров» упоминал и сам Жанти. «Я говорю о кризисе, о торжестве алчности, о крушении утопий, о национальной идентичности, о ношении паранджи», — рассказал режиссер о своем спектакле. Но даже вещи сухие и серьезные приобретают у него поэтическое звучание.

Да и кем может быть человек с такой биографией, как не поэтом и не волшебником? Жанти учился в Школе графических искусств в Париже, объявлял голодовку против войны в Алжире и совершил кругосветное путешествие на своем маленьком «Ситроене». В каждой из 47 стран (плюс восемь пустынь и несметное количество маленьких городков) он показывал кукольные спектакли, а когда вернулся в Париж, то вместе с женой Мэри Андервуд открыл свой театр кукол «Компани Филипп Жанти». Обросший множеством других жанров, его театр продолжает свое — вполне подвижное — путешествие по миру. Следующий пункт назначения — Воронеж, где в рамках Платоновского фестиваля Филипп Жанти покажет «Неподвижных пассажиров».



О предложениях для голосования по поправкам в Конституцию знают менее четверти россиян (по данным ВЦИОМ). А вы о них знаете?