Главная Культура Афиша 00:10 07 Сентября 2018 3411
Под сенью сакуры в цвету

Выставку из Японии в Пушкинском музее надо посетить дважды - за время

Елена Широян
Огата Корин. Боги ветра и грома. Фото: pushkinmuseum.art

ГМИИ им. А.С. Пушкина открыл главный проект наступившего сезона — выставку «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо», которая станет центральным событием перекрестного года России и Японии. Благодаря усилиям двух стран и поддержке спонсора в лице ПАО «НК „Роснефть“ наши зрители получили шанс увидеть уникальные произведения искусства Страны восходящего солнца. Большая часть экспонатов привезена из Японии и впервые демонстрируется в России.

Об особой значимости проекта говорит тот факт, что в составе масштабной экспозиции — два произведения, обладающие в Японии статусом „Национальное сокровище“, девять имеют статус „Особо ценный объект культуры“, а еще шесть — „Особо ценный предмет искусства“. Все эти ценности особым образом размещены в главных выставочных пространствах музея, задумавшего показать эволюцию японской культуры в один из самых важных периодов ее истории.

Амбициозную задачу представления уникальной экспозиции музей решил в рекордный срок — всего за один год, тогда как для подготовки подобных проектов обычно требуется как минимум три года. В беседе с обозревателем „Труда“ директор ГМИИ Марина Лошак подчеркнула, что столь беспрецедентная, уникальная даже для искушенной московской публики выставка стала возможна благодаря участию в проекте компании „Роснефть“, за что музей и любители искусства очень ей благодарны. „Роснефть“ не в первый раз нас поддержала. Могу напомнить об успешной организации недавней выставки Рафаэля „Поэзия образа“, ставшей ярким событием в художественной жизни России. Эта же компания помогла нам в устройстве XXXIV международного музыкального фестиваля „Декабрьские вечера Святослава Рихтера“, выступив генеральным партнером ГМИИ, и связанной с ним выставки „И цвет, и звук:“, также посвященной столетию со дня рождения композитора», — отметила директор музея. По словам Марины Лошак, в таком меценатстве музей видит «подтверждение серьезной готовности этой компании помогать самым важным, самым тонким проектам, ведь это системно важный наш партнер».

Открытие выставки готовилось с привлечением лучших творческих сил. Один лишь дизайн экспозиции потребовал сложнейшей творческой работы и немалых затрат. Знакомый всем любителям искусства Белый зал пре-образился до неузнаваемости: в полутьме мерцают бесценные произведения японской живописи — ширмы и свитки, привлекающие не только красотой и изысканностью, но и разнообразием авторской манеры и художнического почерка. Можно долго любоваться композицией «Гора Фудзи», написанной в XVII веке Кано Танъю лаконично и свободно, с тончайшими переходами почти монохромных пигментов, с обилием «пустого» пространства, что соответствовало вкусам элиты. Контрастно выглядит установленная рядом многостворчатая ширма «Виды Киото и его окрестностей» — здесь, напротив, изображение с обилием деталей заполняет всю поверхность, сияющую яркими красками на золоченом фоне.

Интересно, что на месте этих произведений вскоре, уже в октябре, окажутся их аналоги — не менее ценные, но другие работы, созданные теми же авторами либо их коллегами, принадлежавшими к тем же школам. Иными словами, спустя месяц выставка полностью обновится. Это связано не только с желанием организаторов познакомить нас с новыми оригинальными полотнами, но и с особой ценностью всех 135 экспонатов, написанных на шелке и бумаге, и с их невероятной хрупкостью. Именно по этой причине проект ГМИИ по праву претендует на уникальность: в силу особо строгого режима хранения, направленного на сбережение национального достояния, выставки из Японии во всем мире проводятся крайне редко. В этом свете почти невероятной удачей и огромной заслугой сотрудников ГМИИ, в том числе куратора выставки, одного из лучших в России знатоков японского искусства Айнуры Юсуповой, можно признать тот факт, что на Волхонке впервые собрано воедино множество произведений из хранилищ японской культуры — Токийского национального музея, а также Музея изобразительных искусств города Тиба, Художественного музея Итабаси (Токио), обладающих редкими по полноте и значимости коллекциями искусства эпохи Эдо, и ряда частных коллекций.

Из-за крайней уязвимости живописи, боящейся яркого освещения, в залах ГМИИ царит таинственный полумрак. А подойти ближе к экспонатам можно по дощатым мосткам, проложенным вдоль стен; в центре Белого зала установлены зигзагом непривычные по конструкции скамьи. Сядешь на них — и представишь себя на берегу океана, который в эпоху Эдо надежно отделял японские острова от всего мира. Превратив страну в «запертую шкатулку» ради сохранения стабильности и национальной идентичности, власти проводили политику изоляции, которая подарила неповторимые шедевры изобразительного искусства. Когда в конце XIX века Япония вновь открылась для мира, иноземцы были поражены достижениями ее своеобразной культуры. С тех пор феномен «японизма» триумфально шествует по миру: в Европе, России, США многие коллекционировали разнообразные предметы из Страны восходящего солнца, и прежде всего — гравюры, тогда дешевые и многочисленные. Подобные собрания были и у многих художников — они не только любовались экзотикой, но и активно использовали в своем искусстве методы и сюжеты японских мастеров. Например, как голландец Ван Гог или советский пейзажист Георгий Нисский. Однако выставка особенно ценна еще и в силу того, что на ней собрано много произведений живописи, в отличие от японских гравюр, гораздо менее знакомой публике, причем не только в России. По правилам, принятым в Японии, живопись на бумаге и шелке — капризный материал, требующий строгих условий хранения и транспортировки, — не может находиться на выставках более четырех недель. После «выхода в свет» таким экспонатам нужно три года «отдыхать» в запасниках. Но это нас может только радовать: из-за таких предосторожностей, требующих ротации предметов, российские зрители получили уникальную возможность увидеть, по сути, две абсолютно разные выставки.

В новом свете предстали и сокровища японской культуры, хранящиеся в Москве: прекрасными собраниями гравюр обладают и сам ГМИИ им. Пушкина, и Государственный музей Востока. Произведения из их фондов деликатно вписаны в общую картину, повествующую о развитии искусства Японии в период с начала XVII до середины XIX века, называемый эпохой Эдо (1603-1868). После длительного периода междоусобных войн власть в Японии перешла в руки сёгунов из рода Токугава, и они правили страной почти 265 лет. В этот период прекратились войны, стали активно развиваться различные традиционные ремесла, расцвела городская культура. Фактическим центром страны стал Эдо, ныне Токио, куда военный правитель Токугава Иэясу перенес столицу. Менее чем за полвека Эдо из небольшой рыбацкой деревушки превратился в город с полумиллионным населением. Сегодня бурлящий мегаполис Токио прислал в Москву знаковые для японского искусства произведения. Такие раритеты, как ширма «Бог ветра и бог грома» кисти Огаты Корина, — хрестоматийная вещь с пометкой «особо ценный объект культуры», поможет понять, как живопись Японии до сих пор влияет на облик современного искусства всего мира.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4906
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3616
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3035
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2374
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 2074
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 1874
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1694
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1591
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

Афиша 15:30 / 20 Декабря 2025 47
Мятеж или восстание?

В России уже два века об этом спорят - и ответы зависят от того, какая эпоха на дворе

Ирина Смирнова
Труд

«Перед нами история последнего гвардейского переворота и первого штурма Зимнего» — такими словами директор Эрмитажа Михаил Пиотровский открыл выставку «14 декабря 1825 года», посвященную 200-летию...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?