Главная Культура 00:08 08 Ноября 2024 4355
Дошли до Берлина. А теперь – до Манежа

Столетие «Кукрыниксов» отметили широкой ретроспективой

Елена Широян
Плакаты Кукрыниксов передают дух ушедшей, но памятной эпохи. Изображения из открытых источников

В 1924 году в недрах легендарного московского художественного института ВХУТЕМАС сложилось трио молодых художников. Поначалу название коллектива вобрало первые слоги двух фамилий — студента из Казани Михаила Куприянова и уроженца Тулы Порфирия Крылова, вдвоем рисовавших стенгазету и подписывавшихся то «Кукры», то «Крыкуп». Когда в тандем влился прибывший из Рыбинска Николай Соколов, название группы дополнилось его псевдонимом «Никс». Спустя всего десяток лет имя Кукрыниксов было уже широко известно, хотя до войны в основном благодаря шаржам, еще не составившим крупного вклада в арсенал пропаганды. Выставка в Манеже, организованная «РОСИЗО» по случаю юбилея знаменитой троицы, прослеживает весь творческий путь группы длиной в 60 лет, приведший ее на советский олимп, равно как и камерные работы каждого художника в отдельности.

Этот проект вполне можно расценивать и как предварительный этап празднования 80-летия Победы. Кто из мастеров карандаша и кисти, как не Кукрыниксы, приближал ее наступление. Несмотря на трудности, это был их звёздный час, апогей творчества. Неслучайно именно на фоне произведений той поры был написан портрет коллектива — торжественно, как триумфаторов изобразил их уроженец Палеха и продолжатель тамошней иконописной традиции Павел Корин, знаменитый автор цикла о полководцах — триптиха об Александре Невском и портрета Георгия Жукова.

В дни Великой Отечественной «Окна ТАСС» чуть не каждый день обновлялись плакатами Кукрыниксов, в дальнейшем тиражируемых в миллионах экземпляров. Карикатуры на врагов, листовки для распространения в зоне оккупации, даже инструкции к употреблению концентратов для советских бойцов, снабженные задорными рисунками и стихами, — результат неусыпного труда ударников идеологического фронта.

Уже по окончании войны коллективом были написаны большие полотна, знакомые почти каждому жителю СССР: картина «Таня», воспевающая подвиг Зои Космодемьянской, «Конец», обличающий Гитлера и его приспешников, сгрудившихся в бункере перед поражением. Самая тонкая из картин этого цикла, «Бегство фашистов из Новгорода» с собором св. Софии Новгородской, тоже драматична: пронзительную ноту вносит древняя архитектура с утратами, когда в кремле орудуют захватчики.

«Бегство фашистов из Новгорода» — одно из самых драматичных полотен Кукрыниксов

В последние годы Центральный выставочный зал «Манеж» всё активнее возвращает себе роль важной официальной площадки, присущую ему в советское время. Вероятно, ушли надолго дерзкие выставки и ярмарки современного искусства типа «АртМИФ», потрясавшие основы отечественного официоза с 1990-х. Редкие гастроли заморских проектов вроде показа Фриды Кало тоже стали забываться. В 2010-х здание в горячие для выставочного дела ноябрьские дни заполоняли колоссальные мультимедийные экспозиции цикла «Россия — моя история», порой оттеняемые и дополняемые проектами вроде нашумевшего в 2015 году «Романтического реализма»: по мнению одних, он произвел деконструкцию сталинского искусства, согласно другим — восславил его. Все эти проекты явно отвечали насущным политическим задачам, отчего мне порой вспоминались выставки в Манеже «при старом режиме», посвящённые то некоей славной дате советской эпохи, то очередному съезду КПСС, который встречали отчетом Союза художников СССР. Честно говоря, те масштабные смотры бывали выше профессиональным качеством многих нынешних, ведь и делали их крепкие профессионалы, пусть скованные цепями идеологии. Правда, о чем повествовали большинство тех экспонатов, что называется, без слез не вспомнишь...

В этом году грандиозных экспозиций от команды «Россия — моя история» не видно, а на фоне масштабной ретроспективы советских генералов от искусства проходит лишь камерная «Русь литературная»: иллюстрации к русской классике и фольклору, а также офорты и зарисовки на тему Москвы. Это привносит дополнительный акцент в ретроспективу Кукрыниксов, ведь в обширной экспозиции из трехсот предметов отвели место и их книжной графике. Однако при всей ее мастеровитости, при полученных за эти труды премиях вроде Сталинской и Государственной заметно, что в иллюстраторском жанре тройка сенсации не произвела, а скорее шла в общем русле. Хотя среди их преподавателей во ВХУТЕМАСе были настоящие столпы графики — например Владимир Фаворский. Впрочем, институт они окончили как живописцы, но и тут к учителям вопросов нет: скажем, Крылов учился у Александра Осмеркина, а в аспирантуре у Петра Кончаловского; в дальнейшем он нередко писал и выставлял поэтические пейзажи, милые цветочные натюрморты, подернутые романтическим флером женские портреты... У всех троих точно такое же, с минимальными вариациями, «чистое искусство для себя» вполне академического толка. Где ни малейшего намека на ту острую, в самом деле запоминающуюся манеру сатириков, с которой Кукрыниксы вошли в историю.

Из иллюстраций к роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок»

Реагировать на выставку можно по-разному. Кто-то приходит в восторг от давно знакомых картин и карикатур, кто-то воротит нос при столь глубоком погружении в эпоху, от которой мы так долго и мучительно уходили. В любом случае творчество Кукрыниксов неотъемлемо от истории страны, и уже в этом ключе оно вызывает отклик. Особенно интересно узнать, что, прежде чем стать лицом советской политической сатиры, они пробовали силы в совсем иных жанрах. Первым делом по пути к главным залам выставки вы проходите сквозь коридор, где развешены уморительные сценографические эскизы к спектаклям в постановке Всеволода Мейерхольда. Всё это буйство красок оттеняет фотография трио в совсем молодые годы, и этим дерзким ребятам веришь. Хотя были они искренними, наверное, и в пору, когда делали свои первые сатирические плакаты, осмеивая кулаков и клерикалов. Без сомнения, гордились Золотой медалью Всемирной выставки в Париже (1937). А вот не пришлось ли позже прятать почётный диплом к этой медали? Ведь она — за фарфоровые дружеские шаржи на деятелей театра, среди которых и тот же Мейерхольд, арестованный два года спустя после того парижского триумфа, а еще через год убитый в застенке...

За высшей формой популярности — дружеским шаржем работы знаменитых художников — в годы Большого террора могла последовать и высшая мера

Выставку Кукрыниксов собирали по различным музеям, от Русского до областных, включая Тульский (кстати, имени Порфирия Крылова), а если б международная обстановка была поспокойнее, то и флорентийскую галерею Уффици можно было бы попросить поделиться его вещами.

Это пикантный момент: сколь ни обличали три художника политиков и образ жизни Запада (а выставка дает подробнейший отчёт об их идеологической активности во время холодной войны), но за рубеж ездили исправно, и не только как туристы, но с выставками в самом логове врага, например в Италии. А впрочем, кому же ездить и показывать таланты советского народа, как не Героям Социалистического Труда, народным художникам РСФСР и СССР, многажды орденоносцам, лауреатам всех возможных премий: первую Сталинскую им вручили в 1942 году, разумеется, за серию политплакатов и карикатур, третью за ту самую картину «Конец», а пятую, последнюю, в 1951-м — за серию плакатов «Поджигатели войны», а также иллюстрации к роману М. Горького «Мать». При новых временах героям досталась и Ленинская премия (1965) — за серию политкарикатур в газете «Правда» и журнале «Крокодил»: эти две редакции можно считать вотчиной прославленной троицы. Сотрудники главного сатирического печатного органа вспоминали, что годами могли не видеть самих Кукрыниксов, но свои эскизы те присылали исправно. Да и постоянное их присутствие в еженедельнике подтверждает целый зал «крокодильих» обложек с карикатурами орденоносного трио, завершающий экспозицию. Надо сказать, что зрителям тут в самом деле интересно, видно, что наконец они могут расслабиться, пройдя сквозь строй острых, выразительных, но уж больно идеологически нагруженных работ в разных жанрах и техниках.

На вернисаже многие с неподдельным вниманием рассматривали невеселые, на мой взгляд, хоть и смешные картинки с обложек, уточняя даты событий (например, фултонской речи Черчилля — 1946-й, как же, помним вехи холодной войны!). Кто-то предавался ностальгии, поскольку «Крокодил» был любимым изданием...

Зная о советских «творческих бригадах» при крупных художниках официоза, можно предположить, что и в роскошной мастерской на улице Горького наши герои творили не в гордом одиночестве, а подобно мастерам Возрождения, имели под рукой целую артель профессиональных помощников. Кто знает... Но один из этих «сотворцов» точно не принадлежал к категории исполнительных подмастерьев — им был поэт Самуил Маршак, присоединившийся к трио в годы войны. Как видим, когда «страна звала» и «партия приказывала», никто не оставался в стороне от работы на Победу, включая автора сверхпопулярных детских стихов и изящных переводов с английского. На какой-то период троица даже изменила сам псевдоним на «Маршкукрыниксы».

Среди огромного наследия трио, помимо военных плакатов и карикатур, в самом деле великолепных, но известных вдоль и поперек, весьма интересны шаржи на литераторов. За них в 1931 году художников похвалил сам Максим Горький, дав совет следовать в этом направлении. Пародировать таланты мастера не прекращали почти до конца дней, а работу не оставляли и в 1980-х. Из жизни уходить стали в 1990 году, последним умер уже в 2000-м Соколов; разумеется, все удостоились Новодевичьего кладбища.

За работой

Умение Кукрыниксов схватить в облике характерное, утрируя черты, доносят и зарисовки, сделанные на Нюрнбергском процессе. В этом случае нет ни малейшего сомнения, что художниками двигали сильные эмоции. Это уже не шаржи, но и не карикатуры: ну как подобрать слово для портрета лютого врага? Гротеск, наверное. И на контрасте — пейзажи самого города, родины великого Дюрера, и беглые этюды с изображением жителей Нюрнберга, таких жалких после поражения Германии и жизни под бомбёжками. Как бы ни работал художник «на идеологию», но приученная к добросовестному труду рука с кистью или мелком врать не способна.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3482
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3401
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3208
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?