Клиент всегда прав. Но есть исключения

Требование оставить что бы то ни было в железном ящике незаконно

Во многих магазинах про этот классический постулат торговли забывают


«Клиент всегда прав» — классический постулат торговли. Но во многих магазинах про него забывают. То покупателям запрещают проходить в торговый зал со своими сумками, то пресекают любительскую съемку, то не пускают с животными. Накануне долгих новогодних праздников полезно вспомнить, какие требования продавцов надо выполнять, а что из этого чистой воды самодеятельность.

Как театр начинается с вешалки, так и крупные магазины начинаются с камеры хранения. Точнее, с запирающихся металлических ящиков-ячеек. Покупателям настоятельно рекомендуют оставлять в них личные вещи, включая портфели и сумки, и заходить в магазин с пустыми руками. Люди всеми правдами и неправдами стараются этого не делать, недоверчиво озирая хлипкие конструкции. Дамская сумочка вопросов не вызывает, но все, что побольше, может стать тормозом на входе.

На самом деле требование оставить что бы то ни было в железном ящике незаконно. По словам юриста Татьяны Беловой, она не видела еще ни одного магазина, который бы брал на себя ответственность за сохранность имущества, находящегося в ячейке.

«С юридической точки зрения меня может удовлетворить только официально заключенный договор хранения. Принимаете на хранение мою сумку? Подтвердите этот факт письменным договором, по которому, если что, я получу компенсацию. Нет? Тогда я действую так, как мне удобно», — объясняет Татьяна.

Еще закавыка — ограничение доступа в торговый зал с животными. Вы зашли с болонкой на руках, а на вас смотрят волком. Кто прав? Прямого законодательного запрета на сей счет нет, но косвенных — хоть отбавляй. Санитарные нормы гласят, что появление любых животных недопустимо в помещениях, где продаются продукты питания на развес. А в любом супермаркете присутствует лоток с орехами или развал с овощами. Так что этот запрет обоснован.

Прямого закона, отказывающего человеку в появлении в торговом зале на роликах, самокатах или велосипедах, тоже нет. Вас могут ссадить на грешную землю с простым объяснением: вы создаете неудобства другим клиентам. Хотя тут присутствует доля лукавства. Например, в известной сети гипермаркетов с французскими корнями персонал сам рассекает на роликах, причем на весьма приличной скорости. Впрочем, лезть в бутылку по поводу коньков и самокатов не стоит. Если вы «на колесах», лучше в магазине спешиться и катить транспорт рядом — ни один охранник вам слова не скажет: проверено.

А вот появившиеся рекомендации ретейлеров ходить по торговому залу исключительно с тележкой — это самодеятельность. Понятно, зачем это нужно продавцам: человек с тележкой, скорее всего, положит в нее побольше, чем просто в корзинку. Но такие уловки уже известны, так что на упорное желание снабдить вас тележкой вы можете вежливо, но твердо возразить, заявив, что налицо ограничение ваших прав.

Мне неоднократно приходилось быть свидетелем неадекватной реакции на попытку посетителей сфотографировать ассортимент на витрине или сделать круговое видео понравившейся вещи. Людей просили удалить фото на месте и даже приглашали куда-то вглубь служебных помещений для дальнейших разбирательств. Такое поведение службы охраны имеет право на жизнь только в случае выявления несогласованной профессиональной фото- и видеосъемки. Во всех остальных случаях фотографировать товары можно.

Если же конфликтная ситуация все-таки возникла, вызывайте администраторов. Как правило, они лучше охранников знакомы с правовой базой, так что конфликт будет исчерпан.

 

Кто, по вашему мнению, стоит за массовыми акциями протеста в Грузии?