Новости
Главная Культура 00:48 09 Февраля 2010 7841
Владимир Войнович: «Мою книгу можно отнести к мемуарам»
Знаменитый писатель о своей новой книге — «Труду»
Заозерская Анжелика

Вышла в свет долгожданная книга Владимира Войновича «Автопортрет. Роман моей жизни». Несмотря на то что в биографии писателя-сатирика были очень серьезные испытания, горькие потери (смерть любимой жены Ирины), изгнание и хула, он описывает ее не без лирики и чувства благодарности. В эксклюзивном интервью «Труду» Владимир Николаевич рассказал о том, как он писал «Автопортрет», в словах и в красках.

— Бытует мнение, что если писатель при жизни пишет мемуары, то другие темы и люди ему или неинтересны, или не по зубам. Исключение, когда актеры или политики садятся за письменный стол. Почему вы обратились к жанру мемуаров?

— Мою новую книгу можно отнести к мемуарам, хотя в ее названии фигурирует «роман», но этим я имел в виду жизнь, похожую на увлекательный роман, на большое приключение. Я и раньше часто писал автобиографические вещи, среди которых «Дело 30840», «Иванкиада». Да и в книге о Солженицыне «Портрет на фоне мифа», как говорится, много личного. Точнее, это мое восприятие личности Александра Исаевича, его творчества.

— После смерти Солженицына не пожалели ли вы о том, что осмелились критиковать писателя, причем остро, а порой и беспощадно? Все-таки ушел великий художник и гражданин с большой буквы.

— Мое отношение к Александру Исаевичу не изменилось ни при его жизни, ни после. Солженицын умер, но дело его живет и обладает большим воздействием на умы. Если человек ушел из жизни, а мы все уйдем, то почему я должен относиться к нему иначе?! Когда человек переходит в сферу мысли, то он обрекает себя на вечную полемику. Например, Владимир Набоков высмеивал Чернышевского в романе «Дар», Толстой ругал Шекспира. В этом нет никакого кощунства или оскорбления памяти мертвого. Спор есть спор. Что касается моего романа «Москва 2042», в котором я якобы «покушаюсь» на светлое имя Солженицына, то это пародия. А жанр этот еще никто не отменял.

— Писатель Михаил Веллер в одной из последних своих книг черным по белому написал: «Войнович обкакал Солженицына». Разве такое приятно о себе читать?

— А я вообще не читал Михаила Веллера. Глупость несусветная, что я «обкакал Солженицына». Я спорил с ним по принципиальным вопросам и имею на это право, как любой человек. В моем споре не было напраслины, клеветы, сплетен. Причем я больше спорил не с самим Солженицыным, а с тем культом, который вокруг него создало его окружение. Когда Солженицын только появился, я сам был в восторге от повести «Один день Ивана Денисовича» и других его произведений. А потом очень многое, о чем писал Солженицын и что писал, мне не нравилось. Если не нравится «Крейцерова соната» Льва Толстого, то об этом можно говорить смело, а если не нравится повесть «Для пользы дела» Солженицына, то это почему-то расценивается как преступление. Атмосферу ложного обожания я высмеивал и буду высмеивать.

— Писателю-сатирику позволительно иметь кумиров в литературе?

— Я очень люблю Гоголя, Чехова, Пушкина. Хотя у великого Пушкина тоже есть очень средние рассказы вроде «Барышни-крестьянки», но это никак не умаляет всех его достижений.

— Пушкин хотел написать биографию Петра I, а заодно своего предка, но не успел, как и не успел рассказать о своей жизни языком большой литературы. Зато после него осталась загадка его жизни и смерти, которую мы жадно пытаемся разгадать. Не боитесь своим словесным «Автопортретом» стать слишком простым?

— Моя жизнь оказалась более тяжелой, чем у большинства моих современников. Она не такая трудная и страшная, как у Солженицына и Варламова, но в моем поколении я пережил то, что не снилось ни Иосифу Бродскому, ни многим другим. Если многие писателя моего времени окончили школу, институт (Бродский, правда, школу не окончил), то на мою долю выпало много испытаний. Моего отца арестовали, когда я был маленьким мальчиком. Как только он пришел из лагеря, а я продолжал оставаться маленьким, его забрали на фронт. Вернулся отец с войны инвалидом. В детстве я пережил две эвакуации, причем довольно тяжелые. В 11 лет уже начал работать и сам зарабатывать себе на жизнь, чем занимаюсь и по сей день. Трудился в колхозе, потом на заводе, служил четыре года солдатом в армии. Для писателя моя биография нетипичная. Но мне так повезло или, напротив, не повезло. Сам бы я предпочел, чтобы моя жизнь была более благополучной, чтобы я окончил школу, получил образование: У меня нет тайн и загадок, но есть своя биография.

— В своем «Автопортрете» вы много пишете о любви, и в этих главах от вас, циничного сатирика, не остается и следа. Неужели над любовью на старости лет грех смеяться?

— Ничто человеческое мне не чуждо. В книге я рассказываю о своей любви — как она началась и закончилась смертью моей жены Ирины, с которой я прожил 40 лет. Кстати, я нарисовал несколько портретов Ирины, которые выставлялись. Любовь — это ощущение того, что без этого человека ты не можешь жить, он нужен тебе как воздух, а иначе жизнь не в жизнь. Правда, с течением времени любовь меняется. В начале, как правило, это большая страсть, потом появляются нежность, забота о любимом. А потом жалость. Любовь многообразна, как сама жизнь. В книге я описал свою любовь — от первой до по-следней встречи с Ириной. Она мне часто снится: и молодой, и немолодой — всякой. В какой-то степени «Автопортрет. Роман моей жизни» — посвящение Ирине.

— В последние годы вы больше живете в Москве или в Мюнхене?

— Иногда, как все люди, я выезжаю из страны, но ненадолго. Когда я был в эмиграции, то первые три года страдал. Я и сейчас не прочь был бы страдать, если бы это страдание было таким же настоящим, как в тот момент, когда меня выгнали из СССР. Но сейчас это невозможно. Сознание того, что в любую минуту ты можешь вернуться в Россию и уехать за границу, выбивают почву у щемящего чувства — ностальгия. Я жил за границей, когда был плотный железный занавес и у большинства эмигрантов не было дороги обратно. Сейчас я живу в загородном доме своей второй жены под Москвой.

— Кто ваша супруга?

— Светлана Яковлевна Колесниченко — очень чудная женщина, с которой моя старость стала краше, чем могла бы быть без нее. Со Светланой мне хорошо, тепло и уютно.

— С кем из писателей вы дружите?

— Продолжаю дружить с Беллой Ахмадулиной. Но из-за возраста, лени передвигаться мы уже не так часто встречаемся. Многие друзья или ушли, или уехали в другую страну.

— Несколько лет вы председатель экспертного совета премии «Кумир». Наверняка за это время с кем-то из актеров стали близки?

— Мои старые добрые друзья — Игорь Кваша, Алла Демидова, Лилия Толмачева, Галина Волчек. Но это не связано с премией «Кумир».

— Своим пером вы страстно боролись за демократические идеалы. Еще верите в торжество демократии?

— Верю, что когда-нибудь, лет этак через 200 или 300, мы увидим «небо в алмазах». Демократия — это не цель, а способ существования общества. Россия рано или поздно придет к демократии. Она — наиболее удобный способ организации общества, именно удобный. Как сказал Черчилль, ничего лучшего пока человечество не придумало. Вне демократии Россия не сможет идти вровень с наиболее развитыми странами, просто не сможет. Общество, где нет демократии, можно сравнить с бегом в мешке. Какой бы хороший бегун ни был, но если его ноги засунуть в мешок, то хороший рекорд невозможен. Разве только по классу бега в мешках.

Выбор

Войнович в кино

«Шапка» (1990)

Режиссер Константин Воинов

В главной роли писателя Фимы Рохлина, которому досталась пресловутая шапка, снялся Владимир Ильин.

 

«Приключение солдата Чонкина» (2007)

Режиссер Алексей Кирющенко

Знаменитого героя в экранизации из восьми серий сыграл Анатолий Гущин. Дебют Гарика Харламова.

 

«Сады осенью» (2006)

Режиссер Отар Иоселиани

Сам Войнович снялся в эпизоде у своего друга — именитого режиссера. В ролях Мишель Пикколи, Паскаль Венсан.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9002
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5737
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4359
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4153
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?