Главная Культура 00:01 09 Июня 2023 13730
Как мужики за рыбой ходили

История одного рискового экипажа в фильме Бориса Хлебникова «Снегирь»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Александр Робак сыграл в «Снегире» одну из лучших своих ролей

В основу «Снегиря» лег роман писателя Георгия Владимова «Три минуты молчания», опубликованный на исходе хрущевской «оттепели». Книга в свое время вызвала жаркие споры, ее с разных позиций ругали «правые» и «левые», но она ходила по рукам интеллигентной публики, как обязательная к прочтению. С тех пор прошло более 50 лет. Так что режиссер правильно поступил, вместе со своей постоянной сценаристкой Натальей Мещаниновой изрядно переработав роман и перенеся события в наши дни.

Неизменным осталось только основное (и, по сути, единственное) место действия картины — старый, скрипящий всеми своими ржавыми суставами рыболовецкий корабль «Снегирь», на котором собрался суровый мужской коллектив, не впервой выходящий в море. Командует судном и принимает решения лихой, рисковый капитан (Анатолий Попов), но душой экипажа является Геннадий — этакий Батяня в облике вездесущего и неизменно убедительного Александра Робака.

Есть в команде и местный заводила-шутник Юрец (Тимофей Трибунцев), развлекающий команду чаще всего дурацкими, несмешными приколами, и сумрачный, немногословный Дед (последняя роль в кино любимого хлебниковского актера Евгения Сытого), и кок Витя (Сергей Наседкин), который кормит команду невкусной, но сытной едой, и еще несколько не столь примечательных, бегло обозначенных персонажей.

На сей раз матерым мужикам начальство подбросило двух желторотых птенцов, студентов мореходки, для прохождения практики. 18-летние городские ребята Максим (Олег Савостюк) и Никита (Макар Хлебников, актерски одаренный сын режиссера) мало знают и еще меньше умеют, поэтому сразу становятся объектом для шуток. Сначала незлобивых — их нарекают «асисяями», сиречь клоунами, шутами, шпыняют за малейшую ошибку. Дальше страсти накаляются все сильнее.

Никита, который брезгливо выковыривает из супа морковку, подолгу моется в одной на всех душевой кабине и вообще, по мнению мужиков, ведет себя слишком независимо, подвергается травле. Бедного парня предает даже его товарищ по мореходке и сосед по темному, тесному кубрику. Сбежать от нарастающего буллинга Никита не может — кругом корабельное железо и свинцовая вода Баренцева моря. В итоге дело кончается трагедией, которую вроде напрямую ничто не предвещало, но которая в обстоятельствах фильма оказывается неминуемой, как античный рок.

Для молодых ребят стажировка на рыболовецком сейнере обернулась трагедией

По идее, молодых ребят отправили на корабль не только для прохождения стажировки, но и для воспитания в трудовом коллективе. По ходу фильма выясняется, что поколение «отцов» ничему научить «детей» не может. На сейнере привычная, не замечаемая грязь. Команда, несмотря на сухой закон, позволяет себе выпивать после вахты, а порой и во время вахты. Техника безопасности на корабле не соблюдается, все делается с оглядкой на русский авось. А поскольку треска в местных водах в этот раз ловится плохо, то капитан якобы по ошибке заплывает в чужие территориальные воды, где гуляют косяки рыбы, которую экипаж, по сути, нагло ворует у соседей. Такая вот сомнительная школа жизни...

Команда рыболовного сейнера, оторванная от большого мира, замкнутая в себе самой, становится в фильме моделью, сколком общества. Так повелось еще со времен знаменитой средневековой поэмы «Корабль дураков» Себастьяна Бранта. На «Снегире» собрались не дураки, не подлецы — обычные русские люди. Вроде не злые, но грубоватые, тороватые, вороватые мужики. И неумелые, не очень приспособленные к жизни, с хлипкими хребтами пацаны. Фильм можно было бы счесть суровым приговором нашему обществу, во всяком случае, его мужской части, если бы в середине картины на корабль не обрушился десятибалльный шторм...

Кадры шторма в фильме сняты с невиданным для нашего кино размахом

«Снегирь» позиционируется в рекламных роликах, как фильм-катастрофа. Некоторые горячие головы уже бросились сравнивать картину Хлебникова с «Титаником». По сюжету и внутренней сути между фильмами, разумеется, нет ничего общего. Но для нашего кино это и впрямь беспрецедентные по размаху съемки водной стихии, которые буквально взрывают неторопливое, вязкое течение сюжета первых тридцати-сорока минут фильма. Грохот волн и скрежет корабельной оснастки, правда, заглушают разговоры персонажей (со звуком в фильме вообще беда), но о происходящем можно догадаться по завораживающей картинке. Шторм становится моментом истины и для режиссера, который показывает в этих сценах высочайший класс, и для героев «Снегиря», на которых мы успели, было, поставить жирный крест.

Команда корабля, собравшись в экстремальных условиях с духом, не только сумеет выстоять на своем утлом судне, но и спасет экипаж терпящего бедствие норвежского корабля. Такова уж безмерная ширь русского характера — своего можем по извечному разгильдяйству погубить, а чужаков, смертельно рискуя жизнью, обязательно спасем. Но искупит ли этот подвиг грех на совести команды — труп молодого парня, который плавает в холодном трюме вместе с мороженой треской? Ответ предстоит искать следователям, которые в финале ждут экипаж в порту. И зрителям, перед которыми режиссер обозначил серьезную нравственную проблему. Замысловатая финальная точка оставляет много вариантов для толкования смысла всего фильма.

Поговаривали, что продюсер «Снегиря» Сергей Сельянов обсуждал с отборщиками Каннского фестиваля возможное участие фильма в конкурсе этого престижного киносмотра. Не получилось. И, думается, не только потому, что мировые фестивали по-прежнему стараются не брать в программу российское кино с государственным участием. Но и потому, что при всем своем внешнем размахе «Снегирь» до уровня Каннского фестиваля, как мне кажется, все-таки не дотягивает. Хотя бы из-за проваленных сцен с рыбной ловлей, во время которых трал «Снегиря» вытаскивает из моря тонны не живой, трепещущей в сетях, а мертвой трески — видимо, привезенной на съемки из хладокомбината. Как на это согласился известный своей требовательностью режиссер, для меня осталось загадкой.

P. S. В итоге «Снегирь» был показан на открытии ММКФ под руководством Никиты Михалкова, и на этом его международная фестивальная судьба, похоже, закончилась. Это, конечно, негативно скажется на зарубежных продажах фильма. Не будет, как мне кажется, больших сборов у «Снегиря» и в нашей стране — это кино, соединяющее в себе элементы производственной драмы, романа воспитания, фильма-катастрофы и драмы социальной, — явно не для всех. Некоторые мои коллеги, правда, считают, что «Снегирь» — лучшая картина Бориса Хлебникова. По мне, его лучшей лентой была и остается несравненная «Аритмия».

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9205
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5768
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4389
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4362
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?