Фото: Marcus Brandt/dpa, globallookpress.com

С начала года кибермошенники похитили у россиян в общей сложности более 4 млрд рублей. До конца декабря эта цифра еще значительно подрастет, поскольку в статистику Центробанка не попали результаты масштабных интернет-распродаж «черной пятницы» и всевозможных предновогодних распродаж.

За время пандемии россияне привыкли делать покупки в интернете, а мошенники отточили свое мастерство по части облапошивания доверчивых граждан. По данным ЦБ, за девять месяцев текущего года было зафиксировано 230 тысяч киберпреступлений, ущерб от которых превысил 4 млрд рублей. А сколько их осталось вне статистики — люди неохотно признают себя лохами. К концу года цифра потерпевших грозит увеличиться в полтора раза — будут подведены итоги осенне-зимних распродаж. Золотое время для жуликов, наводнивших интернет тысячами копий сайтов популярных магазинов и маркетплейсов.

Казалось бы, ничего нового, из года в год ситуация повторяется, однако это не мешает мошенникам собирать обильный урожай с ослепленных предложениями небывалых скидок покупателей. В поисках лучшего предложения они просматривают не только официальные сайты продавцов, но и разного рода группы в соцсетях, каналы в мессенджерах, где их поджидает масса созданных мошенниками чат-ботов. Они зазывают людей на «закрытые» страницы распродаж со скидками в 90%.

Переходя по ссылке, указанной в чате, человек попадает на страницу, визуально похожую на настоящую (нынче злоумышленники активно копировали дизайн маркетплейсов Wildberries и Ozon). И вот оно, чудо: смартфоны, беспроводные наушники, модные кроссовки за 10-15% от их обычной стоимости. «Невероятная удача! Количество товара ограниченно... До конца закрытой распродажи осталось 29 минут!» Как тут устоять?

Мошенники — прекрасные психологи. Уж они-то знают, что боязнь упущенной выгоды часто задвигает на второй план осторожность и здравомыслие. Потому моделируют ситуации, когда в пользователях просыпается инстинкт охотника. Жаждущие бросаются на «добычу», не обращая внимания ни на лишние буквы в названии маркетплейса, ни на недоступность 99,9% страниц его сайта. А финал один: ни денег, ни товара. Платежные шлюзы без сбоев переводят средства доверчивых пользователей в карманы злоумышленников.

Казалось бы, за последние годы мы наизусть выучили уловки жуликов. На звонки из «служб безопасности банков» не реагируем, отказываемся общаться со «следователями» и «помощниками дознавателей». Зато продолжаем клевать на скидки и призы за участие в лотереях и конкурсах. Вам поведают о выигрыше кругленькой суммы и предложат заплатить всего-то 13% налога... И ведь платят! Количество пострадавших от нехитрой схемы исчисляется тысячами.

Можно ли вернуть потерянное? Только в очень редких случаях. По данным ЦБ, из похищенных 4 млрд банки вернули вкладчикам немногим более 130 млн. Если человек самостоятельно и по доброй воле кому-то что-то отправил, то вернуть такой платеж очень сложно. Придется возбуждать уголовное дело, искать злоумышленников и отслеживать движение денег. Утопия!

Впрочем, в Госдуме готовится законопроект, предполагающий упрощение процедуры возврата денежных средств гражданам в случаях, когда они были введены злоумышленниками в заблуждение. Но как это будет работать, пока непонятно. Лучше почаще включать голову, не дожидаясь закона. Любителям всевозможных распродаж остается пожелать нигде и никогда не терять бдительность и хотя бы проверять правильность написания доменных имен сайтов с завлекательными предложениями. И запомнить раз и навсегда: товара с 90-процентной скидкой нет и быть не может. Смиритесь с этим!