Главная Культура 20:57 10 Января 2010 5932
В Третьяковке открылась экспозиция «с секретами»
Зеркало на картине – иллюзия в иллюзии: световые эффекты плюс богатый шлейф символики
Сергей Бирюков

Трудно придумать более благодатную и интригующую тему для художественной выставки. Зеркало на картине — иллюзия в иллюзии: волшебные пространственные и световые эффекты плюс богатый шлейф символики и мистики вокруг сюжетов, связанных с отражением.

Правда, как рассказала «Труду» куратор экспозиции Наталья Адаскина, не все получилось так, как хотелось. Например, вначале предполагался большой парадный раздел — портрет императрицы Елизаветы Алексеевны у зеркала работы Жана-Лорана Монье, знаменитая серовская «Ермолова», шествующая по зеркальным анфиладам Малого театра… Но раздел вышел меньше задуманного: не удалось получить портрет светской красавицы Генриетты Гиршман работы того же Серова — оказалось, что его, по соображениям сохранности полотна, нельзя трогать с места. А еще поначалу предполагалось, что в залах будет много реальных зеркал — из Исторического музея, литературного музея Пушкина… Но экономия средств вынудила ограничиться только объектами из самой Третьяковки, то есть — картинами, рисунками и скульптурами.

И все же без волшебства не обошлось. Оно поджидает зрителя сразу же за входной дверью. Вас «зовет» знаменитый, дышащий молодостью автопортрет Зинаиды Серебряковой. Но на пути — большое овальное зеркало, перед которым помещена крупная цветочная композиция. Вы хорошо видите ее отражение — но не видите в зеркале себя! Подойдя поближе, вы, конечно, поймете, в чем секрет, — он прост, но мы здесь не будем его раскрывать, чтобы не лишать посетителя радости маленького открытия.

Но это, конечно, лишь прелюдия к тем настоящим чудесам, которые способны вытворять зеркала на картинах выдающихся художников. Вот, например, большое полотно Николая Богданова-Бельского «Дети за пианино». На первый взгляд — милая жанровая сцена: крестьянские детишки с комичным удивлением тыкают пальчиками в клавиши, глядятся в большое зеркало от старинного шкафа… Только как все эти барские вещи попали в крестьянскую избу? Смотришь на год создания картины: 1919.

И безобидный жанр оборачивается исторической драмой: большевистский передел собственности, разгул экспроприаций, когда в избах оказывались вещи из помещичьих усадеб. И изумленно-растерянный взгляд босоногого мальчонки в зеркало — это взгляд в непонятную, канувшую жизнь, которая тем более для него загадочна, что она, со всей очевидностью, никогда не возродится, оставив после себя только разрозненные, бессвязные осколки.

Зеркало как грань состояний, эпох, миров — мотив многих картин. Вот автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина. Это по подписи. А по первому беглому взгляду — сущий Ленин в гробу! Но опять-таки год — 1919. До известных водкинских рисунков почившего вождя — пять лет. И потом, Водкин — не Ленин. Хотя отдаленное внешнее сходство есть — в основном благодаря модной в то время бородке-эспаньолке. Главное же — сумрачное состояние духа художника, о котором он пишет в тогдашних письмах к своей матери: после благополучных предреволюционных лет жизнь резко переломилась, наступила глухая полоса почти полного отсутствия заказов. И это настроение выразилось в композиции, где видно зеркало, брошенное на стол в таком повороте, что отразившаяся в нем голова художника будто покоится в гробу.

Вариация на ту же тему — автопортрет в зеркале Виктора Попкова. Размытое изображение без деталей, помещенное на мертвенный серо-голубой фон, — словно лицо призрака. Знаменитый «шестидесятник», похоже, предчувствовал скорый конец своей не слишком устроенной жизни: он нелепо погиб в 1974-м, через три года после написания этой картины, застреленный инкассатором, на чью машину он бросился, полагая, что это частник, которого можно попросить подвезти.

Эти работы помещены в верхних залах выставки. Когда спускаемся в нижний, взгляд приковывает большая красочная картина «Перед зеркалом» Петра Кончаловского. Обнаженная женщина, цветы вокруг нее — все роскошно. Только в зеркале, кроме неясных теней — ничего. То ли художник так увлечен моделью, что отражение его уже не интересует. То ли есть тут еще какой-то мистический смысл — ведь мотив пропавшего отражения издавна трактуется в искусстве как метафора душевной пустоты при внешнем телесном благополучии.

Кстати, если вернуться чуть назад и посмотреть работы, висящие на переходе из верхнего помещения в нижнее, то мы увидим как бы прелюдию к этому большому полотну — рисунок Николая Ульянова из его иллюстраций к рассказу Гофмана «Приключение под Новый год»: перед зеркалом две фигуры, мужская и женская, а в зеркале — только женская. Это — проделки злого фокусника Дапертутто, по Гофману, крадущего отражения и самые души людей… Ульянова вообще можно назвать непревзойденным виртуозом «зеркальной» темы. На выставке есть эскиз к знаменитой картине «Пушкин и Натали», где жена поэта беззаботно любуется собственным отражением, а сам он затравленно смотрит через плечо в противоположную сторону — в публику, очевидно, представляя себе, как зло она обсуждает этот странный союз юной красавицы и некрасивого полуопального сочинителя. Еще радикальнее находки Ульянова французского периода (1910-е годы): причудливо громоздящиеся, двоящиеся и троящиеся отражения многоэтажных домов в «Парижских витринах» — символ наступающей урбанистической цивилизации XX века, лихорадочной и иллюзорной в своей поспешности.

Есть на выставке и еще один раздел — его можно назвать прямо иллюзионистским. Тут зеркальные предметы и свет «играют» сами по себе. Например, в мобильном объекте «Три стакана» известного мастера Вячеслава Колейчука, где издали все вроде бы ясно и лишено интриги: на плавно вращающемся металлическом диске действительно видны три стеклянных стакана. Но вблизи обнаруживаешь: лишь один из них настоящий, а два других — видимость, создаваемая светом лампы, бликующим на ловко нанесенной сетке надрезов. Как бы голография без голографии, сотворенная не лазером, а резцом в руках виртуозного придумщика-художника.

Мы уже у выходной двери. Последнее, что видим — композиции из зеркальных створок причудливой формы, сочиненные Натальей Элькониной. Вспоминаем, что у входа уже видели на видеоэкране фильм о странных не то водопадах, не то сталактитах или ледяных сосульках, плавно меняющих свои формы — и понимаем: это компьютерная фантазия на темы тех самых зеркал Элькониной. Возможно, в этот момент вам захочется вернуться к началу экспозиции, чтобы проверить впечатление. Как было и с автором этих заметок. А там — снова череда замечательных портретов, интерьеров, натюрмортов, притягивающих глаз своими зеркальными секретами. Магический мир световой игры не хочет нас отпускать. Как и положено в сказках про зазеркалье.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10024
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5871
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 5289
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 5266
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?