Главная Культура 00:07 10 Февраля 2023 7161
В Манеже тряхнули страной

Семь сотен экспонатов рассказывают о том, как СССР старался быть первым не только в области балета

Елена Широян, искусствовед
Фото: Константин Кокошкин/Russian Look, globallookpress.com

Центральный Манеж — огромный зал рядом с Московским Кремлем — будто вернулся в золотой век грандиозных всесоюзных выставок. Поводом послужил выпавший на конец прошлого года и так толком не отпразднованный столетний юбилей Союза Советских Социалистических Республик. Выставка «ДК СССР» — это о том, как под лозунгом «Культуру в массы!» страна действительно строила дворцы для народа, куда звали трудящихся проводить досуг и расширять кругозор. А «трудящиеся» и до сих пор рады этим заняться, уверены в патронирующем проект Минкультуры, которое, кстати, как раз сейчас озаботилось ремонтом имеющихся ДК. Впрочем, о том, как некоторые из таких дворцов «ремонтируют» в глубинке, я бы тоже вам поведала, но это сюжет для другого рассказа...

Но где же устроить выставку о дворцах культуры, как не в Манеже, святая святых советской культурной жизни? Стены его, правда, возводились для другого — строевой подготовки войск и тренировок кавалеристов, чему способствует уникальное крытое пространство без внутренних опор. Но уже в XIX веке здесь стали проводить выставки и народные гулянья, а позже — балы и концерты. После революции большевики превратили Манеж в казарму: видно, красной коннице стало тесновато. Вскоре он преобразился в правительственный гараж, а в «оттепель», в 1957 года стал главной ареной Союза художников СССР, спустя 10 лет обретя название «Центральный выставочный зал». И верно: советское «искусство по госзаказу» требовало большого метража для полотен, на которых вождя окружают ликующие толпы либо идут грандиозные стройки. Писались огромные картины целыми бригадами, отчетные и юбилейные выставки превращались в соревнование километров живописи и тонн скульптуры от разных мэтров с подмастерьями. При этом власть мало заботилась о постройке новых зданий для выставок, используя старые, ещё царские. Так Манеж в Москве и его собрат в Ленинграде невольно стали символами искусства соцреализма.

Всесоюзные смотры продолжались даже в конце 1980-х, в разгар перестройки, пока не рухнул СССР. Позже их место заняли ярмарки вроде «Арт-Мифа» и «Арт-Манежа» — симптом новой реальности в искусстве, когда коммерческий интерес перестали маскировать, а новые веяния вышли из-под запрета. Однако этот подвид арт-процесса переместился на более модные площадки, по традиции оставив Манеж искусствам под госприсмотром. Теперь здесь снова реализуют проекты один другого масштабнее. В ряду которых и выставка-манифест в честь столетия Союза Советских Республик — ныне вновь культивируемой утопии, русского «Города Солнца» философа Кампанеллы.

Проект с идеологической подоплекой норовит подчеркнуть: СССР — держава великой, но недооценённой культуры. Входишь в залы — и в голове поневоле вертится фраза «У нас была великая эпоха!». Труженики музеев и архивов собрали по крупным музеям двух столиц более 700 образцов всех тогдашних видов искусства. Изобразительное дополнили музыкой, кино- и театральными достижениями. А во главе угла оказалась архитектура.

С нее, наиболее заряженной идейной программой, и начинается рассказ о ДК — Дворцах и Домах культуры, выстроенных на всей территории СССР. Проекты 1920–1930-х, иногда и 1960-х убеждают: колоссален был потенциал страны, где родился конструктивизм — единственный наш, оригинальный стиль архитектуры, покоривший мир. Можно спорить, принадлежал ли к конструктивистам постоянно дискутировавший с ними Константин Мельников либо исповедовал идеи рационализма. Но бесспорно одно: именно этот зодчий построил шесть из десяти реализованных в Москве и области проектов прото-ДК, которые сегодня отнесены к разряду памятников — при всей нелюбви властей к архитектуре без колонн и портиков. А снимок советского павильона на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году напоминает: гениальный Мельников недаром стал героем всемирной сцены. Кстати, в интерьере советского павильона другой авангардист, Александр Родченко создал «Рабочий клуб» — модель «помещения для самообразования и культурного досуга». Наряду с московским клубом имени Зуева по проекту Ильи Голосова и работами таких зодчих, как Алексей Щусев или братья Веснины, работы Мельникова входят в категорию безусловной классики. Заметим с грустью на полях: эх, если бы такое прославление в государственном проекте под эгидой Министерства культуры как-нибудь сказалось на спасении памятников конструктивизма от разрушения в угоду нынешним застройщикам...

Архитектурную жизнь довоенного СССР на примере коллекции Музея архитектуры отражает в Манеже-2023 и показ конкурсных проектов Дворца Советов — тоже своего рода ДК, только немыслимого размаха. Колосс вознамерились возвести над Москвой-рекой на месте снесенного в 1931 году храма Христа Спасителя. В конкурсе приняли участие ведущие зодчие Европы. И немного обидно, что победил тогда (то есть понравился товарищу Сталину) проект Бориса Иофана — этакий архаический зиккурат невероятной высоты: венчавшая его статуя Ленина уходила бы под небеса и по полгода, при московской-то погоде, была скрыта тучами. На протянутую в будущее длань Ильича планировали сажать вертолеты, а в его голове устроить библиотеку и смотровую площадку. От безумного замысла остались чертежи, превосходные эскизы да... семиметровое гипсовое ухо статуи, которое теперь водрузили наверху одного из павильонов в Манеже.

Народное творчество допустили даже в такую сакральную сферу, как возведение Мавзолея Ленина. Из Российского госархива социально-политической истории впервые извлекли эскизы проектов державной усыпальницы, присланные на открытый всесоюзный конкурс 1924 года. Маститые зодчие и неведомые авторы предложили широкий спектр решений, черпая вдохновение в архитектуре различных эпох начиная от Древнего Египта. Однако это едва ли не единственный раздел выставки, в самом деле отразивший «творчество масс». В залах, посвященных прочим видам искусств, вы уже не встретите наивного взгляда художника, посещавшего студию ИЗО в районном Доме культуры. Хотя этим было бы логично наполнить нынешнюю экспозицию.

Немало шедевров привезли из Русского музея, который подготовил два несхожих раздела — о детской книге и соцреализме. Книжки «Три медведя», «Первая охота» или «Мастер-ломастер» знали наизусть миллионы наших соотечественников — в отличие от имен художников, оформивших издания. И уж точно мало кто видел оригиналы — они очень редко покидают запасники. Спасибо сотрудникам отдела книжной графики ГРМ, показавшим иллюстрации Владимира Конашевича к «Игрушкам» Сергея Погореловского, Любови Поповой — к стихам Маяковского «Конь-огонь», Владимира Лебедева — к «Усатому-полосатому» Маршака, а также прелестные рисунки Евгения Чарушина, Юрия Васнецова и даже Кузьмы Петрова-Водкина.

Что до зала соцреализма, то ко многим авторам этот термин трудно применить, хотя ради единственно одобряемого в СССР художественного направления их кнутом и пряником заставляли отречься от прочих «измов». Тут портреты ударников, делегатов съездов, вождей подчеркивают трагические парадоксы эпохи. Например, красочное изображение Кирова заставляет вспомнить, как после его убийства Ленинград стали «очищать» от недобитой интеллигенции, в черные списки которой попала и Вера Ермолаева, расстрелянная в сталинском концлагере соратница Казимира Малевича.

Крестьян и рабочих по-своему писали Кузьма Петров-Водкин и Константин Юон, Сергей Герасимов и Алексей Пахомов, Александр Дейнека, Павел Филонов и тот же Малевич. Дерзкую «Кондукторшу» Александра Самохвалова не преминули снять из постоянной экспозиции ГРМ, и она выбивается из рядов записных строителей коммунизма не меньше, чем работы авангардистов-беспредметников Марии Эндер или Владислава Стржеминского.

Свежим дыханием, несмотря на солидный возраст, отличаются работы мастеров «второго авангарда» из собрания Третьяковки — сегодняшних классиков Эрика Булатова, Юрия Злотникова или Вячеслава Колейчука. Национальная сокровищница показала и свой конек — «суровый стиль», причем в этом зале наряду с россиянами Виктором Попковым и Гелием Коржевым наконец-то появились картины из других республик СССР. Впрочем, белоруса Михаила Савицкого и азербайджанца Таира Салахова явно недостаточно для показа всего разнообразия «многонационального советского искусства». Коллекция ГТГ содержит множество превосходных его образцов, и, надеюсь, кураторам нынешней выставки показать больше «нацкадров» не позволило исключительно отсутствие места в большом, но переполненном Манеже.

P.S. Выставка работает до 1 апреля. Сходите — не пожалеете!

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10185
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5892
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 5476
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 5446
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?