Главная Экономика 00:02 10 Июня 2020 3376
Последний троллейбус плывет по Москве

Неужели «рогатые» свое отъездили? Не все пассажиры с этим согласны

Сергей Бирюков
Троллейбусы к работе готовы. Готова ли к работе с ними московская власть? Фото автора

Долгое время троллейбус оставался одной из самых знаковых примет столичной жизни — любимой жителями этого города, воспетой поэтами и киношниками. И вот в сентябре текущего, 2020-го, по планам московского правительства, троллейбусное движение в столице должно прекратиться, не дожив до своего 87-летия. Жаль, очень жаль! И дело тут не только в окуджавской ностальгии — это и сегодня вполне современный и экономичный транспорт.

Еще совсем недавно Москва обладала самой протяженной в мире троллейбусной сетью. Но столичные власти рьяно взялись за ее упразднение. Из действовавших в городе еще четыре года назад сотни троллейбусных маршрутов к началу 2020-го сохранялось лишь 36. Но и здесь, говорят нам, «рогатые» свое отъездили, пора уступить дорогу. Этот вид транспорта, уверяют нас, устарел, недостаточно экономичен, отечественная промышленность не выпускает качественных машин, да и контактная сеть слишком дорога. Зато есть прекрасная альтернатива — электробус...

Сотни таких быстрых и экологичных машин бегают по Москве. От города зависит - сделать их еще более современными или уничтожить вовсе

Так ли это? Давайте разбираться. Нет привязки к проводам — да, это преимущество. Но электробус может проехать с быстрой подзарядкой на конечных станциях не больше 100 км. И подзарядка занимает 15-20 минут. Значит, требуется больше машин. Для примера (данные фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца»): на маршруте № 73, проложенном в районе ВДНХ и Останкино, работали 22 троллейбуса, а электробусов нужно уже 34. Притом что электробус стоит 33 млн рублей, а традиционный троллейбус — 12 млн. То есть стоимость подвижного состава подскочила сразу в 3-4 раза.

Считаем дальше. Оборудованная проводная линия длиной 25 км (я о том же 73-м маршруте) стоит 196 млн, а зарядные станции для беспроводной трассы — 441 млн, почти в 2,5 раза дороже. Обслуживание «устаревшей» развески на тех самых 25 км укладывается в 1,44 млн рублей в год, а зарядные станции требуют 18,2 млн. Ну и где здесь экономия? К тому же большая часть троллейбусной сети в Москве в последние 20 лет была модернизирована в соответствии с мировыми стандартами: держатели плавной кривизны, углепластиковые кронштейны (вполне, кстати, эстетичные) позволяли не снижать скорость на поворотах. Троллейбус перестал быть громоздкой железякой, а превратился в равноправного участника движения, имеющего свои преимущества. Современные машины, идущие по выделенной полосе, могут развивать скорость 80 км/ч.

Так откуда же такая троллейбусная фобия столичной власти? Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», объясняет ее просто: «Смотрите на проезжающую мимо машину с крупной надписью «Это электробус» — и сразу видно: начальство заботится о городе. А замените вы один троллейбус на другой — не тот эффект...»

И снова вернемся к расчетам. Во-первых, 300 этих электробусов пока хватило только для компенсации 12 из отмененных троллейбусных маршрутов, 18 маршрутов не заменили ничем, а для 35 остальных закуплены: дизельные автобусы. Во-вторых, и на электробусах стоят дизельные печки, поскольку мощности аккумуляторов на отопление салона зимой не хватает. Какая ж тут экология?

Троллейбус - еще и туристическая достопримечательность, и частичка московского культурного кода

Во многих городах мира пошли по другому пути — совершенствования троллейбуса. Прага, Сан-Франциско, Сиэтл, Бостон, Женева, Лозанна: В Пекине, опробовав электробусы с ночной подзарядкой, поняли, что списывать «рогатых» еще рано, и теперь там ходят усовершенствованные троллейбусы. Точнее — электробусы с динамической подзарядкой. Это синтез традиционной проводной и аккумуляторной машины. Есть провод — она едет и одновременно заряжается от него, провод кончился — опускает штанги и движется автономно. И дизельная печка без надобности.

Кстати, такие машины и в России есть. Разработал их Энгельсский завод электрического транспорта (тот самый, что когда-то делал легендарные синие МТБ-82, воспетые Окуджавой). Стоят каждая около 20 млн — подороже обычного троллейбуса, но почти вполовину дешевле «московского» электробуса. Важно и то, что для транспортного перевооружения не понадобятся дополнительные водительские кадры, которых в столице и без того остро не хватает.

Так что совсем не такой уж он ностальгически-лирической, вопрос сохранения и развития троллейбуса. Это поняли уже в других российских городах. В том же Санкт-Петербурге три года работают современные «троллики», их число перевалило за сотню и постоянно растет. А Москва почему-то никаким аргументам не верит, стоит на своем. Глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов уверяет, будто московский вариант электробуса обойдется в среднесрочной перспективе (15 лет) на 10% дешевле троллейбуса, но с какого потолка взята эта цифра, не уточняет.

Телеведущая Яна Чурикова выразила свое отношение к троллейбусам уже тем, что многократно вела парады исторических машин

В декабре прошлого года в Мосгордуме прошел круглый стол экспертов и депутатов, где шла речь о необходимости развития троллейбусной системы как органической части транспортного комплекса города. Но к этим выводам столичные власти остались глухи. Пройдет еще немного времени — и возрождать и развивать станет уже нечего. Московские власти по-прежнему готовы вбухивать деньги в дорогостоящие проекты-игрушки, будто ни пандемии, ни кризиса не случилось.

Голоса

Дарья Беседина, депутат Московской городской думы

— На наш декабрьский круглый стол по судьбе московского троллейбуса мэрия отреагировала, точнее не отреагировала так, будто его и вовсе не было. Хотя и я, и другие его участники убеждены, что будущее городов — это электрический транспорт. Те города, где он есть, обладают ценнейшим активом, который накапливался десятилетиями и позволяет шагнуть в будущее — запустить троллейбусы с увеличенным автономным ходом и динамической зарядкой, тем самым сделав экологичной и удобной значительную часть городского транспорта. К сожалению, сейчас в этой инфраструктуре уже многое уничтожено, но прекращать борьбу тем более нельзя, если мы хотим жить в современном безопасном, экологичном и красивом городе.

Иван Засурский, член Совета по правам человека при президенте РФ

— Моя позиция проста: троллейбус — это экологический социальный транспорт, недорогой и удобный, особенно для пожилых людей, которые привыкли к его маршрутам, и им трудно приспособиться к переменам последнего времени. Конечно, кое-кому не нравятся натянутые тут и там провода, но большинство недовольных пеняют на другое — якобы неповоротливость троллейбусов. Однако на выделенных полосах они не мешают никому. А если тревожит проблема движения, зачем было проводить авантюрную тотальную реконструкцию дорожной сети, заузившую проезжую часть и создавшую широченные тротуары, по которым некому ходить, и велодорожки, по которым не ездят велосипедисты? Может, 10 лет назад, когда людей реально было пересадить на общественный транспорт, это бы сработало, но во времена эпидемии все эти, казалось бы, беспроигрышные ставки оказались битыми. Автомобили с точки зрения распространения заразы безопаснее — но они застревают в пробках, а «бутылочных горлышек» на дорогах стало только больше. Замкнутый круг! В выигрыше лишь те, кто собирает доходы с парковок и эвакуаторов.

В Германии контактную сеть специально строят даже на междугородних трассах для подзарядки электрогрузовиков. А у нас и строить не надо, она уже есть! Но нет — мы рушим то, что имеем...

Еще Дарвин говорил, что выживает тот, кто лучше адаптируется к переменам. Эпидемия стала такой проверкой на выживаемость. Было бы странно, если бы городские приоритеты и программы развития остались неизменными. Конечно, ломка планов — это болезненно, но, похоже, время разбрасываться деньгами пришло к концу. Хватит тратиться на дорогую технику взамен троллейбусов и считать это вкладом в развитие: такая ошибка ведет к постоянным расходам на солярку и колоссальным вложениям в инфраструктуру для «сырой» технологии. Троллейбусы нужно не отменять, а развивать.

Лица, ответственные за выпуск новых отечественных авиалайнеров, кормят страну завтраками

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Superjet 100 улетел на 2026 год. Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Объединенная авиастроительная корпорация, входящая в состав «Ростеха», в очередной раз сообщила о переносе сроков поставок отечественных авиалайнеров. Итак, МС-21 улетел на 2025 год, а Superjet 100 —...

На рынке автострахования появился новый продукт - краткосрочные полисы, которые действуют от одного до нескольких дней

Максим Башкеев
Труд
«Автогражданку» сейчас не критикует только ленивый водитель. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

В отличие от годовых договоров ОСАГО, стоимость которых контролируется Центробанком, «однодневки» отданы на откуп страховым компаниям. И сразу стало ясно, что скромничать они не собираются. «Автогражданку»...

Может, с принятием прогрессивной налоговой шкалы Минфин наконец-то увидит давно очевидное?

Алекс Зверев
Труд
Между прочим, россияне владеют самым большим флотом суперъяхт в мире. Фото: Christian Charisius/dpa, globallookpress.com

«Следует продумать более справедливое распределение налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие корпоративные и личные доходы», — высказался на днях президент Владимир Путин. И тут же...

Экономика 00:10 / 12 Апреля 2024 3880
Взаймы у жизни

Центробанк обнародовал портрет среднестатистического российского заемщика

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Оказывается, самый массовый российский заемщик - это пенсионер с тремя кредитами. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Как выяснилось, это пенсионер с тремя кредитами. В кабалу банков попали уже 50 млн россиян. Только за последний год их стало на 4,7 млн больше. Полстраны в долгах! Банк России выразил озабоченность тем, что...

Россия сравнялась с Европой по числу комнат на душу населения, но сильно превышает европейские стандарты по скученности

Алекс Зверев
Труд
Сейчас уменьшается число комнат в каждой отдельно взятой квартире. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Построив в минувшем году 110 млн кв. метров жилья, Россия сравнялась с минимальным европейским показателем числа жилых комнат на одного жителя страны: 1,1. Во Франции этот показатель равен 1,8, в Норвегии —...

Минфин выступил с инициативой повысить розничные цены на крепкий алкоголь. Ему не впервой

Алекс Зверев
Труд
Официальной причиной грядущего подорожания объявлены инфляция и рост производственных затрат. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

В результате таких хлопот с 1 июня самая дешевая поллитровка водки подорожает с 281 до 299 рублей, бренди — с 375 до 403 рублей, а коньяка — с 517 до 556 рублей....

В России объявлена амбициозная программа развития туризма

Максим Башкеев
Труд
Одно озеро в это программе - это Байкал собственной персоной. Фото: globallookpress.com

В индустрию отдыха собираются вложить как минимум 1,5 трлн рублей и до 2030 года удвоить внутренний турпоток. Дело за малым: успеть за это время создать соответствующую инфраструктуру. До недавних пор отечественные...

После череды громких дел в правительстве решили сделать бизнес, называемый инфоцыганщиной, цивилизованным

Максим Башкеев
Труд
«Королеве марафонов счастья» Елене Блиновской на пару с мужем предъявили 900 млн рублей долга. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

После череды громких дел в отношении блогеров и всевозможных коучей, наставляющих россиян на путь истинный, но при этом уклоняющихся от уплаты налогов, в правительстве решили сделать бизнес, называемый еще инфоцыганщиной,...

Решение принято, чтобы не допустить повышения цен и перебоев с поставками продукта населению 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле одобрила запрет экспорта сахара из РФ. Информированный источник в пятницу, 5 апреля сообщил агентству «Интерфакс», что ограничение...

Экономика 00:01 / 07 Марта 2024 3043
Сюрприз на колесах

Первоапрельский «День дурака» обещает нам рост цен на бюджетные легковушки минимум на 300 тысяч рублей

Александр Киденис
Труд
Автомобиль постепенно превращается из средства передвижения в роскошь. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Правительство вводит новый, повышенный размер утилизационного сбора за автомобили. Вздорожают в основном китайские авто, но они уже составляют две трети рынка импортируемых машин. В минувшем году в России было реализовано...

Вести гостиничный бизнес по правилам сложно даже в Москве, Санкт-Петербурге или на побережье Черного моря

Максим Башкеев
Труд
черноморском побережье доля «серых» гостиниц доходит до 80%. Фото: Александр Лискин, globallookpress.com

Помните, как герой фильма «Мимино» получает заветное место в московской гостинице по большому блату, представившись эндокринологом? Сегодня на вокзале или в аэропорту ему бы оборвали фалды хозяева ночлежек,...

Нашему Совету Федерации, похоже, неймется, как герою старого анекдота о знаменитом одесском закройщике, который мечтал стать царем

Алекс Зверев
Труд
Потешить самолюбие законодателей, которые и так недешево обходятся бюджету, – дорогое удовольствие. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

В Совете Федерации обсудили возможность создания в России государственного маркетплейса. Как видим, немножко поторговать не прочь даже обитатели столичного особняка на Большой Дмитровке. В старом анекдоте о знаменитом...

На фоне президентской кампании в США там озаботились китайской торговой экспансией так, будто речь идет об Армагеддоне

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Западные СМИ стращают цунами из дешевого китайского импорта. Фото: Zhang Ailin/Синьхуа, globallookpress.com

Спятивший американский генерал Джеймс Форрестол, в 1949-м сиганувший с 16-го этажа с криком «Русские идут!», давно стал фигурой символической: вот до чего доводят фобии. Но сегодня пора беспокоиться за нынешних...

Рекордный уровень в 69 тысяч долларов был впервые достигнут 10 ноября 2021 года

Фото: Bulkin Sergey/news.ru, globallookpress.com

Стоимость биткоина впервые приблизилась к 70 тысячам долларов. Согласно данным торгов, цена криптовалюты достигла рекордного показателя. На крупнейшей по объему торгов криптовалютами бирже Binance биткоин дорожал на 0,94 процентоа за сутки...

Также запрещается импорт отопительных котлов, электроинструментов, деревообрабатывающего оборудования и другой продукции

Фото: Carsten Reisinger/imagebroker.com, globallookpress.com

Правительство Японии приняло решение расширить антироссийские санкции. В частности, пополнился список товаров, которые запрещается ввозить в РФ. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-релиз японского министерства экономики,...

Как выяснилось, Марк Твен был прав: землю действительно больше не производят

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Спрос на загородные участки бьет рекорды. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Похоже, этой весной всех одновременно потянуло к земле. И дело не только в долгожданном тепле, кружащем горячие головы. Спрос на загородные участки бьет рекорды — как следствие, земля в России резко подорожала. Как...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?