Алексею Лысенкову удается заниматься самыми разными вещами. Получив актерское образование, он 20 лет проработал на телевидении, начав с «Веселых ребят». Он любит машины — и ведет передачу на «Авторадио». Поклонники домашнего видео высылают свои сюжеты в его веселую программу «Сам себе режиссер». Алексей помогает тем, кто в жизни сошел с верного пути и хочет освободиться от зависимости: наркоманам, алкоголикам. Он председатель попечительского совета благотворительного фонда «Центр здоровой молодежи». А еще Алексей интересуется всеми загадочными явлениями. Ему хочется узнать, как появились пирамиды Хеопса, действительно ли можно сглазить человека, существуют ли колдуны. При этом он ведет свои расследования так увлекательно, что новая программа Первого канала «Истина где-то рядом» сразу завоевала любовь зрителей.
Алексей, как вы восприняли предложение делать такую программу?
— Мне не говорили о теме программы, а просто назначили встречу. Когда же я узнал, на какой проект меня зовут, сразу согласился. Человек я любопытный, и мне нравится своими руками «щупать вещи», а еще, конечно, путешествовать. В свое время мне довелось обследовать все пирамиды, которые есть в Центральной Мексике. А какими чудесными были дни, проведенные в Африке! В Намибии наша компания поймала акулу, после чего мы с ней сфотографировались, повесили этой «рыбке» на хвостик бейджик с датой нашей встречи и отпустили ее. В Танзании с группой любителей природы мне довелось объездить все предгорья Килиманджаро и поучаствовать в удивительной фото-охоте на местную фауну. По животным не стреляю — это мой принцип, но фотосафари позволило увидеть и запечатлеть жизнь львов, гиен, страусов, антилоп гну, буйволов:
— Думаете, все это пригодится в работе над новым проектом?
— Конечно, пригодится. Мне очень нравится раскрывать тайны и находить ответы на сложные вопросы. И не менее сильные впечатления на меня производят встречи с людьми.
— И часто вам приходилось сталкиваться с необъяснимыми явлениями?
— С тех пор как начал вести передачу, необъяснимых ситуаций в моей жизни стало больше. Разве не интересно раскрыть секрет долголетия или тайну загробной жизни? Мистика и реальность очень прочно связаны друг с другом. Даже у Конана Дойла это совмещение всегда присутствовало. Вспомните «Пеструю ленту» или «Собаку Баскервилей», где повествование начинается всегда с чего-то мистического, а потом всему находится логичное объяснение.
— Продолжая тему мистического: А знал ли киевский мальчик, что он сможет победить буржуев в их логове? Но вам это удалось, и недавно вы, сотрудник «Авторадио», в Нью-Йорке получили главный приз.
— Да, я уже много лет сотрудничаю с этой радиостанцией. Благодаря «Авторадио» и его команде делаю передачу об удивительных людях и их доб-рых поступках. Она называется «Золотой человек». Наша передача в этом году была названа лучшей в номинации Human Relations («Человеческие отношения») NYF’s International Radio Program Awards, и за нее нам с президентом «Авторадио» Юрием Костиным вручили в Нью-Йорке награду.
— Почему вас называют дедушкой русского YouTube?
— Мы первыми стали использовать домашнее видео на профессиональном ТВ. Качество работ, которые зрители отправляли в «Сам себе режиссер», было настолько плохим, что постоянно вызывало претензии телевизионного ОТК. Поэтому и появилась компьютерная рамка, своеобразный экран в экране, на котором мы и стали показывать работы нашей теле-аудитории.
— Вы с детства хотели стать журналистом?
— Я — актер, окончивший Щукинский институт. А перед этим, чтобы сделать приятное моим родителям, мне два года пришлось проучиться в Киевском политехническом по специальности «электропривод, автоматизация промышленных установок». Мой отец был ученым, он принимал участие в строительстве металлургического комбината в Румынии, где внедряли его автоматизированную систему управления прокатным станом.
— Вы жили в Румынии вместе с ним?
— Да, в маленьком городе Галаце. И там же я пошел в школу.
— А румынский язык помните?
— Честно скажу: я его никогда не знал. Ведь учеба проходила в школе при нашем посольстве. И в городке с нами жили только советские специалисты, поэтому никаких возможностей пообщаться с румынскими детьми у меня не было. Разве что в магазине — но мне, семилетнему, покупки делать еще не доверяли.
— В школе, наверное, были отличником?
— В начале учебы был отъявленным двоечником, хотя мне учеба очень нравилась. Может, мозг был занят мыслями, как заставить писать правую руку, которая меня совсем не слушалась (я родился левшой). Но при переходе в другую школу я вдруг начал учиться хорошо и окончил ее очень прилично. При этом я еще активно занимался общественной работой, был членом комитета комсомола школы и руководил культурно-массовым сектором.
— Вы авантюрист?
— Нет, хоть я и любопытен, никогда не пойду на неоправданный риск. Мне хочется понимать, что все находится под контролем. Да, и с парашютом я прыгал, и на параплане летал, но так я бросал вызов ужасу, который сковывал меня постоянно. В результате ужас я победил. А страх остался. Когда человек ничего не боится, ему срочно нужно к психиатру.
— А как же ваше путешествие автостопом? Разве это не опасно?
— Это был проект, который я придумал для «Авторадио». Он понравился руководству радио-станции и был утвержден. Я должен был автостопом проехать из Москвы в Сочи и обязательно пять раз в день выходить в эфир. За время этого путешествия я поменял около 50 средств передвижения: приходилось ехать на тракторе, и с мотоциклистами, и с дальнобойщиками, и с туристами на легковой машине. А во время остановок в эфире «Авторадио» я подробно рассказывал о своих попутчиках, средствах передвижения, пейзажах.
Был в моей жизни еще один похожий проект. Правда, не автостопом, а на машине, и длился он 80 дней, поэтому и назывался «80 дней вокруг света». Его придумал мой коллега Юрий Гейко, известный автожурналист. Гейко и пригласил меня в свой проект. Так как отправиться по всему маршруту у меня времени не было, пришлось выбрать Америку и еще довольно долго уговаривать, чтобы мне разрешили управление машиной. В результате я вел машину от Сан-Франциско до Нью-Йорка и вновь несколько раз в день выходил в эфир с рассказами о путешествии. Речь в выпусках шла о маршруте, о людях, с которыми мы встречались, об американских автомобилях и дорогах. И даже о полиции, которая меня остановила за нарушение правил.
— Со скольких лет водите машину?
— С девяти. Первые уроки вождения я получил от дедушки на его «Запорожце», затем были «Жигули» отца.
— И как теперь, после стольких лет, вы относитесь к автомобилю?
— Он для меня всегда был чудом, мистикой и волшебством. Вне зависимости от того, «Запорожец» это или Audi, на котором езжу сейчас. Всю жизнь обожал автомобили, именно поэтому и занялся автоспортом. Люблю не только машины, но и все, что движется: скутеры, квадро- и гидроциклы, снегоходы. Убежден: у каждого средства передвижения есть свой характер и свое сердце.
— А на ралли ретроавтомобилей на какой машине ехали?
— На самой популярной машине Америки 1950-х — Chevrolet Impala. За океаном это был такой же народный автомобиль, как наши «Жигули». Главным в этой двухчасовой поездке было не нарушить правила дорожного движения и не отклоняться от маршрута. Наши ретроавто ехали с открытыми окнами, а зрители нам кричали «Молодцы!» — и фотографировали. Было ощущение братства на дороге, сплошной позитив.
Наше досье
Алексей Лысенков родился в Киеве. После школы поступил в Киевский политехнический институт, который бросил через два года и уехал в Москву, где окончил Щукинское училище. Еще на четвертом курсе сам стал преподавать актерское мастерство. Работал в Театре имени Рубена Симонова. Преподавал дипломатический протокол и этикет в центре подготовки менеджеров. Однако параллельно работал на телевидении и в итоге ушел туда. Проректор Международного института кино, телевидения и радиовещания. С 1992 года — автор, продюсер и ведущий программы «Сам себе режиссер». С 1 июля этого года выходит его новая мистическая телепрограмма «Истина где-то рядом».