Главная Наука и технологии 00:01 11 Января 2019 3502
Невзлетная полоса

Куда прилетит Sukhoi Superjet?

Анатолий Журин
По проекту ударили антироссийские санкции. Но вокруг него давно сгущались тучи. Фото: globallookpress.com

Проекту первого российского пассажирского самолета Sukhoi Superjet скоро исполнится 20 лет. В канун юбилея нашим авиастроителям большую свинью подложили американцы, отказав в выдаче экспортного сертификата на продажу крупной партии лайнеров в Иран. «Из-за отсутствия лицензии Управления по контролю за иностранными активами при Минфине США о поставке самолетов не может идти и речи, — цитируют агентства заявление представителя Ассоциации иранских авиалиний Максуда Асади Самани. — Потому что при производстве SSJ 100 используется более 22% американского оборудования».

Ущерб для отечественного гражданского авиастроения может быть весьма значительным. Производитель лайнера в лице концерна «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) подписал с иранскими авиаперевозчиками меморандум о намерениях на поставку до 2022 года 40 лайнеров SSJ 100R. Теперь этот документ теряет силу.

Рано или поздно такого сценария следовало ожидать. Самолет SSJ 100 на 60% состоит из комплектующих европейских и американских производителей, а с западными партнерами известно какие отношения. Антииранские санкции и срыв сделки только подлили масла в огонь, но и без того вокруг проекта давно сгущались тучи. Постоянное ослабление рубля обернулось головной болью для авиастроителей и авиаперевозчиков, поскольку ведет к удорожанию самолета и увеличению эксплуатационных затрат. Прошлой весной правительство в очередной раз приняло решение выделить бюджетные средства на программу импортозамещения. Хотя как вообще заменить авионику, программное обеспечение, множество узлов и деталей? Некоторые эксперты считают, что проще создать новую машину. Самолет, по сути, превратился в чемодан без ручки, который и нести нет сил, и бросить жалко.

Сегодня стоит вопрос, как вывести самолет из-под санкций (читай: спасти проект). А заодно задуматься о перспективах МС-21, с которым может случиться подобная история. Эта проблема волнует многих специалистов. Тем более что запуск в эксплуатацию суперджета воспринимался как ответ на печальную историю уничтожения отечественного авиапрома.

О спасении SSJ 100 не однажды заходил разговор на самом высоком уровне. К примеру, четыре года назад обсуждали сумму в 4 млрд рублей, которая требовалась на доработку уже летающих самолетов. Причем под непрерывные обещания «сформировать в России один из крупнейших мировых центров самолетостроения», «воплотить инвестиции в конкретные заказы и подписанные контракты». И государство, подконтрольные ему структуры в надежде вернуть вложения все платят и платят. Так, некоторые банки под госгарантии выделяли производителю кредиты, а когда тот, как и предполагалось, оказывался не в состоянии отдать, сами просили компенсировать убытки. В результате правительство досрочно прекратило полномочия президента ОАК Михаила Погосяна, заменив его Юрием Слюсарем, курировавшим в профильном ведомстве авиапром. При назначении министр Денис Мантуров призвал нового руководителя «реализовать заявленные проекты и получить искрометный результат».

Сегодня результат мы имеем, но более чем скромный. По информации руководства АО «Гражданские самолеты Сухого», обнародованной в канун нового года, в эксплуатации находится 137 самолетов Superjet 100. Они в основном куплены российскими компаниями, из зарубежных перевозчиков крупную партию отправили только в Венесуэлу.

Компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) до сих пор не вышла на давно обещанные темпы сборки 60 самолетов в год. Так, в 2014 году выпущено 35 машин, в 2015-м — 18, в 2016-м — 19, в 2017-м — 33, в прошлом году — 25. Для сравнения: крупнейшие авиа-корпорации «Эрбас» и «Боинг» в год выпускают по 700-800 гражданских самолетов. Частый предмет критики со стороны эксплуатантов — низкий налет. По данным Росавиации, Sukhoi Superjet 100 в 2017 году в среднем проводил в воздухе 3,3 часа в сутки (опять же для сравнения: Embraer E170 — 6, Airbus 320/321 и Boeing 737 — 10). Причины в длительных сроках поставки запчастей, а также в конструктивном недостатке двигателя (необходим капитальный ремонт после 1-4 тысяч часов вместо заявленных 7,5-8 тысяч). Из-за этого некоторые перевозчики отказываются от использования самолета. Так, мексиканская Interjet объявила о намерении сократить парк Sukhoi Superjet с 22 до 15 лайнеров. Ирландская авиакомпания CityJet в следующем году может вообще отказаться от эксплуатации Sukhoi Superjet 100, следует из слов главы АО «Гражданские самолеты Сухого». Нет ясной перспективы и во взаимоотношениях с другим европейским заказчиком (словенская Adria Airways), которому предполагалось поставить 15 бортов в течение двух с лишним лет. И эта история может закончиться, так толком и не начавшись. А тут в начале декабря гендиректор авиакомпании «Якутия» заявил об убыточности машины: «Эксплуатация самолетов «Суперджет» (Sukhoi Superjet 100) была неэффективной и требует срочных мер по внесению корректировок. На это повлияла и низкая исправность этих воздушных судов».

«Старая болезнь — отсутствие налаженного послепродажного обслуживания, — говорит постоянный эксперт «Труда», президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов. — Стоит только выйти из строя какой-нибудь детали, и самолеты сразу же в ожидании замены ставят к забору. В то же время и «Эрбас», и «Боинг» обязуются такого рода ремонты выполнить за сутки».

«Проект Superjet 100 пока не оправдал возложенных на него ожиданий, — считает независимый авиационный эксперт Сергей Крутоусов. — Эта концептуальная ошибка в гражданском авиастроении сформировалась не сейчас, а гораздо раньше. Фактически «Сухой», будем откровенны, начал занимать туполевскую нишу. При этом Superjet 100 и МС-21 придется приложить колоссальные усилия, чтобы хотя бы частично выдавить иностранные компании с российского национального рынка авиационной техники. Налицо сумасшедший системный ущерб. Подставили и первых лиц государства, которые поверили, что на крыло поставлена новая отечественная машина».

«Это особенно обидно, — резюмирует Олег Смирнов, — ведь в 1970 году, когда наша страна стала 125-м членом ИКАО, отечественные авиаперевозки составлял четверть мирового оборота гражданской авиации. Сегодня же дай бог, чтобы мы добрались до 2%. Каждый раз, встречаясь с руководителями нашего авиапрома, все жду ответа на вопрос: а что будет, если Запад захочет в рамках санкций совсем лишить нас своих самолетов? На чем мы с вами будем летать? И помнят ли ответственные за отрасль лица о проблеме авиационной безопасности страны? Знаю, что некоторые эксперты предлагают ответить санкциями на санкции — например, отказать западным авиастроителям в поставке титана. Кстати, доля титановых и титаносплавных конструкций и элементов конструкций в себестоимости Boeing 787 Dreamliner доходит до 15%. Но я считаю, что это путь в тупик. Ведь титан — между прочим, по нашим технологиям — производится и в Китае, а также в ЮАР и в Австралии. Выход может быть только в наращивании собственного производства передовой авиатехники. Неслучайно снова встал вопрос о возобновлении производства Ил-114, семейства Ту-204. Осталось оценить ситуацию и понять, как нам восстанавливать отрасль преимущественно за счет собственного потенциала.

Вместо послесловия

Вчера российская пресса сообщила, что санкции США грозят остановить поставки из Америки и Японии материалов для композитного крыла самолета МС-21. Объединенная авиастроительная корпорация и «Ростех» обещают найти возможность выпуска отечественных аналогов, но для этого требуется время на опытно-конструкторские работы и сертификацию, что может на несколько лет отодвинуть запуск в серию перспективного самолета. Вариант замены на металл не рассматривается. Эксперты считают, что отказ от композитного крыла лишает смысла проект, стоимость которого Счетная палата оценивала в 438 млрд рублей.

Источник процессов, приведших к образованию столь гигантской структуры, находится на обратной стороне звезды и недоступен для наблюдения, отметили ученые 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Гигантский протуберанец – плазменное образование, зародившееся на поверхности Солнца – сформировалось в ночь на четверг, 20 ноября и оторвалось от звезды. Об этом сообщили представители лаборатории солнечной астрономии Института...

Похоже, мыльный пузырь под названием «Самолет «Байкал» окончательно лопнул. Будут ли наказаны те, кто его надувал?

Анатолий Журин
Труд
Наши эксперты давно отмечали, что замена легендарному трудяге Ан-2 выбрана сомнительная. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Похоже, создатели легкомоторного самолета «Байкал» окончательно заигрались, выбивая под свой проект бюджетные миллиарды и раздавая обещания властям, партнерам и заказчикам. Наро-Фоминский машиностроительный завод подал...

По опросам, более 20% наших граждан одобряют обход блокировок интернета - прежде всего молодежь

Евгений Акатов
Труд
Изображение: Freepik

Россиян все больше беспокоят блокировки мобильного интернета и звонков в привычных мессенджерах. А по опросам ВЦИОМа, 22% наших граждан одобряют обход блокировок в Сети — прежде всего молодые. В целом же...

Барри Уилмор и Сунита Уильямс вместо запланированных восьми дней были вынуждены провести на орбите полгода – из-за поломки корабля Starliner 

Фото: Фото: www.nasa.gov

Основатель американской космической компании SpaceX, миллиардер Илон Маск в очередной раз принял участие в записи подкаста популярного американского комика и телеведущего Джо Рогана. В ходе этой беседы он озвучил подробности истории с застрявшими...

Тремя днями ранее президент РФ Владимир Путин рассказал об испытаниях самого «Посейдона», прошедших «с огромным успехом»
Кадр видео Минобороны РФ

Атомная подводная лодка «Хабаровск» – носитель подводного оружия, в том числе роботизированных средств различного назначения и управляемых суперторпед «Посейдон» – спущена на воду в Северодвинске. Об этом...

Наука и технологии 00:01 / 21 Ноября 2025 3530
Технопарк

Инженеры изобрели дрон, работающий на солнечной энергии

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Дрон, работающий на солнечной энергии. Фото из открытых источников

Люди всегда завидовали птицам, и вот 21 ноября 1783 года состоялся первый в мире полет человека на воздушном шаре, изобретенном братьями Монгольфье. С той поры человечество вполне освоилось в небе, но поискам...

Наука и технологии 00:01 / 07 Ноября 2025 3307
Технопарк

В Москве один из самых больших парков электробусов в мире

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Вчера был, можно сказать, двойной праздник у российского транспорта. Напомню: 6 ноября 1930 года вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ, который потом производил автомобили марки «Москвич». А спустя...

В самоцвете, хранящемся в калининградском Музее янтаря, покоится букашка возрастом 37 миллионов лет

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Martin Siepmann/imagebroker.com, globallookpress.com

Под Калининградом добыт янтарь весом 2,374 кг. Его так и назвали — «Рекордсмен». Есть надежда, что в текущем году Калининградский янтарный комбинат поставит еще один рекорд: предприятие сможет впервые добыть...

И эта штучка называется ИИ. Именно «искусственный интеллект» помог ворваться в топ-30 певице, которой не существует на свете

Надежда Гужева
Труд
Певица Ксания Моне и ее автор – поэтесса Талиша Джонс. Фото из открытых источников

Недавно в музыкальном мире разразился скандал. Певица Ксания Моне с композицией «Откуда мне было знать?» попала топ-30 в радиочартах Billboard. Казалось бы, что тут такого? Но все дело в том, что такой...

Этот Ил-14 доживает свой век в Якутии

Ольга Лернер
Труд
Фото из открытых источников

Этот Ил-14 когда-то числился как «борт № 1», предназначенный для путешествий лидера СССР Никиты Хрущева. И оборудован был соответственно: мягкие кресла и диваны, большой стол, панели из благородного дерева. А теперь...

Ядерная авиация страны официально приняла ее на вооружение 10 ноября

Фото: @Armees_Gouv

Французские военные впервые продемонстрировали новую модификацию крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной боевой частью ASMPA-R (Air-Sol Moyenne Portée Amélioré Renove). Как стало известно обозревателям TWZ,...

Также глава государства похвалил ракету «Буревестник»: использованные в ней ядерные технологии можно использовать и в мирной жизни 

Кадр видео Минобороны РФ

Российские военные накануне, 28 октября, провели испытания беспилотного подводного аппарата с ядерной энергоустановкой «Посейдон». Об этом в среду, 29 октября рассказал президент страны Владимир Путин в ходе посещения Центрального...

Как отметил президент России, мощность ядерной торпеды значительно превышает мощность межконтинентальной баллистической ракеты

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Мощность российского беспилотного подводного аппарата «Посейдон» значительно превышает мощность межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат». Об этом, как передаёт РИА Новости, заявил президент РФ Владимир Путин. «Мощность...

Они поступали с кораблей, которые на самом деле находились совсем в других местах

Фото: Mc1 Kyle Steckler/U.S. Navy, globallookpress.com

В Балтийском море были зафиксированы сигналы кораблей-«призраков» - военных кораблей стран - членов НАТО, которые должны были находиться в других местах. Об этом сообщило финское издание Helsingin Sanomat со ссылкой на агентство...

По мнению ряда депутатов, такой шаг уменьшит зависимость российского сегмента интернета «от решений из недружественных стран» 

Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Группа депутатов Госдумы во главе с первым заместителем председателя комитета по информационной политике Антоном Горелкиным внесли на рассмотрение парламентариев законопроект об административных штрафах для владельцев отечественных сайтов за...

Речь идёт о наказании за нарушение требований закона об авторизации на сайтах и в приложениях

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Первый заместитель председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы Антон Горелкин объяснил смысл идеи ввести штрафы за авторизацию на российских сайтах через иностранные сервисы. По...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?