Главная Культура 00:20 11 Января 2019 5440
Танцы с танками

Война на киноэкране все чаще превращается в войнушку

Леонид Павлючик
Так выглядит война на экране – съемки 2018-го и 1964-го. Кадры из фильмов «Т-34» и «Жаворонок» с сайта kinopoisk.ru

Фильм «Т-34», вышедший в новогодние каникулы, бьет кассовые рекорды. Он окупился за первые шесть дней проката, собрав 1,22 млрд рублей. Впрочем, для «лучшего танкового фильма» (есть уже, оказывается, и такой жанр!) прокатная поляна была тщательно зачищена от зарубежных конкурентов. А рекламная артподготовка на канале «Россия», впрямую причастном к созданию «Т-34», до сих пор ведется с такой интенсивностью, будто на кону стоят не прокатные сборы, а судьба самой России. Между тем кассовые рекорды не всегда сопутствуют шедеврам. Случается и наоборот.

«Т-34», по сути, является ремейком скромного черно-белого советского фильма «Жаворонок», о чем создатели эпического «танкового блокбастера» сначала упоминали, а потом, по мере победоносного шествия по экранам их лязгающего гусеницами детища, стали помалкивать. Мол, мы сами с усами. Между тем примет особой оригинальности в «Т-34» я не обнаружил. В отличие, надо сказать, от общих мест, типовых шаблонов, которыми фильм оброс, как в условиях войны копотью и грязью обрастает танк.

Сюжетный каркас составляет поединок (на войне, известное дело, без этого никак), который на протяжении двух часов экранного времени ведут командир «Т-34» Ивушкин в исполнении суперпопулярного Александра Петрова и его заклятый враг Ягер (Винценц Кифер), что в переводе означает «охотник». Впервые они столкнутся в битве под Москвой, где интернациональный экипаж Ивушкина, включая трусоватого украинца (не зря тот скоро погибнет) и храброго белоруса с «песнярскими» усами, разнесет в клочья дюжину немецких танков.

Потом последует резкий монтажный стык, и во второй раз непримиримые враги столкнутся уже в 1944-м в немецком концлагере, где оказался Ивушкин. Бежал из лагеря семь раз (!), но его ловили и почему-то оставляли в живых. Не иначе для того, чтобы Ивушкина нашел там его постоянный спарринг-партнер по танковым забавам. Коварный Ягер вознамерился сформировать из советских военнопленных экипаж для захваченной немцами новенькой «тридцатьчетверки». По его замыслу, русские на своем танке должны послужить фашистам живой мишенью в ходе боевых учений.

Ивушкин под угрозой расстрела соотечественницы Анны, которая переводит их разговор с Ягером, соглашается на роль «гладиатора», надо думать, изначально замышляя побег. Он еще не знает, что глупцы-фашисты позволят советскому экипажу, в составе которого окажется уже знакомый нам белорус Василенок (Виктор Добронравов), угнать Т-34. Да еще с боекомплектом, «завалявшимся» внутри танка. Да еще с той самой симпатичной переводчицей (Ирина Старшенбаум), которая выкрадет у Ягера карту с немецкой местностью. Надо ли говорить, что у Ивушкина с Анной по ходу дела случится красивая военно-полевая любовь...

Что касается поведения немцев, то иначе как полным кретинизмом их действия назвать трудно. Вместо того чтобы разбомбить мятежный танк с воздуха, или расстрелять из орудий, или уничтожить любым другим эффективным способом, Ягер устраивает за русским экипажем какую-то замысловатую охоту, оказываясь каждый раз в дураках. Ближе к финалу он картинно рухнет на танке с высокого моста в реку, не успев зацепиться за милосердно протянутую ему Ивушкиным руку...

А экипаж русского аса с боем пройдет пол-Германии, повсеместно наводя на немцев ужас, круша их хилые оборонительные редуты, чтобы в эпилоге под неуместную в грохочущем контексте фильма негромкую песню Булата Окуджавы «Бери шинель, пошли домой» воссоединиться с Родиной. О том, что беглецы из фашистского плена, скорее всего, оказались бы в сталинском лагере, фильм благоразумно умалчивает.

Не буду акцентировать внимания на всех нелепостях этой картины, их не перечесть. Здесь что ни сюжетная линия, что ни кадр, что ни музыкальный аккорд — то развесистая клюква. Никакого отношения к правде войны, к ее жестокости и крови, ее истинным победам и страшным жертвам фильм «Т-34» не имеет. Собственно, это даже и не кино в подлинном смысле слова, а развлекательная стрелялка, адреналиновая игра для любителей компьютерных квестов.

Боюсь, в основном для тех из них, кто не читал книг Симонова, Бакланова, Бондарева, Гранина, Астафьева, Василя Быкова. Кто не слышал об «окопной правде» и «лейтенантской прозе». Не видел фильмов «Иваново детство» и «Солдаты», «Горячий снег» и «Они сражались за Родину», «Проверки на дорогах» и «Восхождение». Не повторял вслед за поэтами-фронтовиками обжигающие строки: «Я убит подо Ржевом, в безымянном болоте», «Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа», «Когда на смерть идут — поют, а перед этим можно плакать», «Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны», «Мы не от старости умрем, от старых ран умрем»...

Как мне кажется, именно для невежественных и ленивых диванных воинов, привыкших гонять мультяшные «танчики», война в фильме режиссера Алексея Сидорова осознанно и последовательно превращена в лихое и бессмысленное зрелище. В этакое роскошное визуальное шоу, состоящее из грациозных танковых «па» под музыку Чайковского и Рахманинова, из эффектных взрывов, напоминающих те самые фальшивые фейерверки, сравнения с которыми так ненавидел поэт, из замедленного скольжения по экрану снарядов, которые при встрече в воздухе «целуются» своими гранеными боками, а затем красиво вгрызаются что в железную броню танка, что в мягкую человеческую плоть, романтизируя кровавую бойню...

В последнее время я все чаще с горечью думаю: хорошо, что режиссеры-фронтовики — Григорий Чухрай, Сергей Бондарчук, Станислав Ростоцкий, Петр Тодоровский, Владимир Басов (этот список, разумеется, не полон) — не дожили до наших дней. Что они не видят современные «патриотические блокбастеры», рассказывающие не о людях на войне, а о танках. Для режиссеров-фронтовиков, потерявших на войне своих товарищей, это было бы, полагаю, труднопереносимым зрелищем.

А вот современным зрителям такое кино нравится, могут возразить мне, иначе, дескать, народ массово не повалил бы на фильм «Т-34». Отвечу на это, что цифры проданных билетов еще не есть знак качества фильма. Можно на волне искусно раздутого ажиотажа пополнить трудовым рублем кассу, а потом, извините, не отплеваться. Как не мог я, например, в свое время отплеваться от декалит-ров вылитой на экраны вампирской крови в «Дневном дозоре».

Зрители у нас разные, вот и фильмы-рекордсмены разные. Напомню, что среди лидеров проката (я сейчас прицельно о картинах на военную тему) были не только такие достойные ленты, как, скажем, «9 рота», но и спорный «Сталинград», и бесспорно позорные «Сволочи», и совсем уж гаденькая, глумливая комедия «Гитлер капут!»...

«Фильм очень шикарный», «Фильм взволнованный» — услышал я зрительские отклики о «Т-34» на канале «Россия». Как по мне, так они определенным образом характеризуют и фильм, и уровень редактуры на телеканале. И, увы, отношение части аудитории к Великой Отечественной войне, которая стараниями иных деятелей кино, все больше озабоченных кассовыми сборами, все чаще превращается на экране в банальную войнушку.

ТВ-язык поражает разнообразием вульгаризмов

Сергей Беднов
Труд
Владимир Соловьев. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Годами мы боролись с матерщиной столь же яростно, как теперь с ЛГБТ. Несколько законов приняли: 10 лет назад запретили употребление нецензурной лексики в кино, а в 2021-м — в социальных...

Потери и обретения новой экранизации «Мастера и Маргариты»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
1930-е оказались к нам гораздо ближе, чем некоторые думают… Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышла третья по счету отечественная киноверсия легендарного романа Михаила Булгакова. Она ожидаемо разделила первых зрителей на сторонников и противников фильма. Оно и понятно: картина менее всего напоминает...

Литературный обзор

Владимир Петров
Труд
Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

Прошлое не отстает, с какой бы скоростью мы ни мчались к ускользающему светлому будущему. Вроде бы все осталось позади, растворилось во времени, история вынесла свои приговоры и расставила точки над i....

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 5842
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Труд
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 4620
Мама, я жевала бумагу

От книг сегодняшних тридцатилетних слишком часто остается именно это послевкусие

Дина Егорова
Труд
Девичий писательский призыв полон свежих сил, красив, пристрастен к черноте и неотвратим, как выпадение молочных зубов. Фото: David Ryle/moodboard, globallookpress.com

Пока спорили, к лицу или нет россиянам справлять Валентинов день, в стране возникла элегантная и вполне патриотичная альтернатива западному празднику — День книгодарения. Помимо еще одного повода погрузиться в интригующий...

Культура 00:01 / 16 Февраля 2024 4532
Смотрим в оба

Две картины Моне вернулись к публике из-под лучей Рентгена

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Руанский собор в полдень» (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером»

Пушкинский музей бросил вызов массовой аудитории необычным, почти лабораторным проектом. После блокбастеров вроде «Испанской коллекции» в учреждении показали научный аспект работы, приоткрыв дверь в святая святых —...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

Главный редактор канала «КиноМульт» – отом, как приобщить детей к отечественной киноклассике

Дарья Ефремова
Труд
Татьяна – поклонница отечественного детского кино. Изображения предоставлены медиахолдингом «Цифровое Телевидение»

Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» запускает новый семейный телеканал «КиноМульт», в чью коллекцию вошли анимационные хиты из сокровищницы Гостелерадиофонда, ВГТРК и «Союзмультфильма». Как...

Сильвестр Сталлоне сказал, кто может заменить его в роли Джона Рэмбо

Труд
Фото: Supplied by Capital Pictures/www.capitalpictures.com, globallookpress.com

Во франшизах существует общепринятая практика, когда одного героя играют разные актеры. Благодаря чему тот не стареет на протяжении десятилетий. Вспомним, к примеру, сколько импозантных мужчин в самом расцвете сил трудились...

Культура 17:01 / 17 Февраля 2024 4163
Из жизни джентльменов

Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве»

Труд
Юэн Макгрегор. Фото: © Adam Ihse, globallookpress.com

В то время как российские СМИ с удовольствием цитируют отзывы Такера Карлсона о нашей столице, телеканал Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве» по одноименному бестселлеру Амора Тоулза. Главный...

Когда сносить нельзя, но очень хочется...

Ирина Смирнова
Труд
Фото автора

Смольный анонсировал снос около 400 исторических зданий в Петербурге. Для начала, а там как пойдет. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры города (КГИОП) опубликовал...

В США с молотка ушли личные вещи знаменитых женщин

Труд
Белая пачка главной героини «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер была продана за 52 тысячи долларов

На днях на американском аукционе со сложным названием Unstoppable: Signature Styles Iconic Women In Fashion были проданы личные вещи знаменитых женщин. Лидерами продаж стало бархатное коктейльное платье леди Дианы и наряд...

Новым главрежем стал «свой»

Любовь Лебедина
Труд
После 17 лет работы в Малом театре Алексей Дубровский стал его главным режиссером. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Когда в Малом театре, недавно осиротевшем после ухода из жизни многолетнего худрука Юрия Соломина, узнали, что главным режиссером коллектива назначен Алексей Дубровский - до того помощник Юрия Мефодьевича, пользовавшийся его полным доверием...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?