Главная Культура 22:41 11 Марта 2014 2626
Дирижер попросил тишины

Владимир Юровский и Госоркестр готовы к музыкальному миротворческому марш-броску

Сергей Бирюков

Две программы, сыгранные 5 и 9 марта Государственным академическим симфоническим оркестром под управлением его руководителя Владимира Юровского, по своему значению далеко вышли за рамки чисто музыкальных событий. Мало того, что были исполнены признанно-вершинные шедевры — Немецкий реквием Брамса и Девятая симфония Бетховена. С ними в диалог вступили гораздо более близкие к нам по времени произведения, навеянные катастрофами ХХ века: «Экклезиастическое действо» Бернда Алоиза Циммермана и «Уцелевший из Варшавы» Арнольда Шенберга. А очевидная логика подсказывала публике ассоциации еще более насущные, с сегодняшним миром, в котором угрозы насилия не только не ослабли, но временами — вот как в эти дни — сгущаются до опасной реальности.

Владимир Юровский, в 18-летнем возрасте покинувший Советский Союз и мировое имя сделавший себе в основном «там», к своим 40 вдруг стал все больше тяготеть к родной почве. И не просто тяготеть, а, получив в руководство Госоркестр России имени Светланова, инициировать события острого общественного звучания — вроде прошлогодних «общедоступных концертов», на которых практически из небытия вернулась к слушателю советская театральная музыка 1930-х, выброшенная из жизни вместе с уничтожением Мейерхольда и других ведущих деятелей нашего искусства.

Ярким продолжением этой общественно-просветительской линии стали и нынешние программы. Почему Немецкий реквием и Девятая — объяснять не надо, шедевры такого уровня не нуждаются в событийном поводе. Почему «Экклезиастическое действо» Бернда Алоиза Циммермана и «Уцелевший из Варшавы» Арнольда Шенберга? Названия редкие для российской сцены, но в зарубежной филармонической практике это одни из самых репертуарных произведений ХХ века, отразившие трагедии самого жестокого столетия в мировой истории.

Притом сочинение Циммермана тесно связано и с русской культурой: параллельно с горькими словами Экклезиаста («И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем») в нем звучат фрагменты из главы «Великий инквизитор» романа Достоевского «Братья Карамазовы», где сталкиваются презирающий людей церковный владыка и оправдывающий их Христос. Особый смысл придает сочинению то, что оно стало последним в творчестве Циммермана: написав партитуру по заказу оргкомитета Мюнхенской олимпиады в 1970 году, композитор застрелился.

Слушая эти резкие, дерганые фразы баса и оркестровых инструментов, с ходом музыки все ускоряющиеся, нагромождающиеся друг на друга (оба чтеца — тот, что за Экклезиаста, и тот, что за Достоевского, даже начинают подпрыгивать, а потом падают ниц), понимаешь, в какой страшной внутренней тревоге писалось «Действо». «Надмирные» возгласы трех тромбонов, время от времени доносящиеся с далеких балконов зала, лишь подчеркивают ее. А финальная цитата из знаменитого хорала Баха Es ist genug («С меня довольно, Господи») указывает на источник того душевного мира, который искал, но не нашел на земле композитор. От исполнителей хотелось бы только большей звуковой отчетливости — прежде всего в произнесении текста, который в партитуре «Действа» особенно важен, но, к сожалению, за хаотическими столкновениями голосов часто терялся.

Если «прокладкой» между Циммерманом и романтически-просветленным Брамсом послужили красивые, как хрупкий цветок, духовные концерты Генриха Шютца (XVII век), исполненные при участии ансамбля старинной музыки Alla Capella, то в другой программе, 9 марта, между «Уцелевшим из Варшавы» и Девятой Бетховена были лишь 10 секунд паузы. О тишине между двумя этими композициями попросил, обратившись к публике, сам Юровский:

«Отдавая дань не только тем, кто погиб в Варшавском гетто в 1944 году, но и всем, кто продолжает несправедливо гибнуть в этом мире сегодня, мы бы хотели просить вас в знак уважения и памяти воздержаться от аплодисментов после окончания сочинения Шенберга, позволить нам выдержать несколько секунд молчания и проследовать к симфонии Бетховена без перерыва».

О чем кантата Шенберга, о которой никак не скажешь «небольшая» (хотя звучит она всего 7 минут), думаю, после этих слов вряд ли надо уточнять. Скажем только, что в донесении этого речитатива-причитания-декламации прекрасный немецкий бас-баритон Дитрих Хеншель достиг заметно большего, чем за пару дней до того он же — в «Экклезиастическом действе». Были отчетливо слышны каждая фраза, каждое слово, цена которого здесь особенно высока, ведь это — подлинный рассказ человека, пережившего нацистский террор.

И как непривычно зазвучал после этого Бетховен! Мы всегда знали, что это повествование о великих испытаниях, скорби, муках и победе, одно из главных, если не вообще главное произведение мировой музыки. Но здесь стало ясно, что это и конкретно военная музыка. В том же смысле, в каком является военной Седьмая Шостаковича, которая тоже далеко выходит за рамки только хроники Второй мировой войны. В сполохах Девятой Бетховена слышен отклик на недавнее наполеоновское нашествие, а в финальном призыве «Обнимитесь, миллионы» — не столько ликование победителей, сколько призыв к будущей борьбе за братство всех людей. Призыв, увы, утопический, ведь и по сей день, двести лет спустя, люди не смогли ему последовать. Но если б он не звучал, человечеству было бы еще темнее и страшнее.
Слова о новом звучании имеют здесь и совершенно конкретный смысл: Юровский исполнил симфонию Бетховена в редакции другого великого симфониста, Густава Малера, которая до сих пор в России не игралась. Малер не только увеличил общую массу инструментов (что, правда, иногда не заостряло, а наоборот, утяжеляло и размывало напряженность фраз — скажем, в начале скерцо), но и менял краски. Например, Юровский считает удачным добавление труб к деревянным духовым в том же скерцо, которое оттого зазвучало еще более злой, дикой пляской на костях.

Отдельного исследования потребовали бетховенские темпы. Дирижер обнаружил чисто арифметические ошибки тех, кто записывал за Бетховеном его указания (прежде всего это его племянник Карл), а проверить на слух верность записи полностью оглохший композитор уже не мог. Восстановленные темповые пропорции помогли с новой цельностью вылепить форму финала — и хотя не все удалось (особенно обидный раскосец между оркестром, хором и солистами случился буквально на последних тактах), общее впечатление — мощно-гармоничное. В чем заслуга и хора Академии имени Попова (отличного коллектива европейского уровня), и удачно влившихся в него солистов (дирижер демонстративно поставил Екатерину Кичигину, Алексанру Кадурину, Сергея Скороходова и Дитриха Хеншеля не на авансцену, а вглубь хора). И, конечно, Госоркестра, при Юровском уверенно возвращающего себе авторитет одного из главных симфонических коллективов страны.

После концерта я спросил у Юровского, не приходила ли ему в голову мысль устроить с этой программой марш-бросок на Украину, где сейчас далеко не спокойно? По образцу того, как Валерий Гергиев выступил в Цхинвале в 2008 году, дав понять, что мир на Кавказе — дело не только кавказцев.

«Мы думали об этом, — ответил Владимир Михайлович. — Но, во-первых, играть надо по обе стороны, и я бы с слетал с оркестром как в Киев, так и в Симферополь. А во-вторых — я бы решился на это, только если бы музыкантам была обеспечена полная безопасность. Это надо решать на дипломатическом уровне, а сейчас он, к сожалению, не работает. Когда Даниэль Баренбойм со своим израильско-палестинским оркестром «Западно-восточный диван» ездил играть в Рамаллу, у них были испанские дипломатические паспорта. Организовать подобное в наших условиях сейчас невозможно. Но мне кажется, важно уже то, что мы эту музыку играем, а в какой географической точке, не так важно — наш посыл к миру будет услышан теми, кто способен его услышать».

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8532
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5672
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4304
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...

Культура 00:50 / 22 Марта 2024 4068
Палитра не та…

Жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов

Сергей Беднов
Труд
Анна Михалкова в роли Вероники Васнецовой. Фото: kinopoisk.ru

Многие зрители начали смотреть 16-серийную «Васнецову» (на фото) на «России 1» вовсе не потому, что истосковались по детективам, где центральный персонаж — женщина. Уж чего-чего,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?