Главная Культура 13:03 11 Мая 2016 3091
Противоречивый слепок текущих времён

Новый отечественный фильм-катастрофа сумел взволновать людей самых разных возрастов и взглядов 

Юрий Жуковский

Картина «Экипаж» режиссёра Николая Лебедева – не ремейк одноимённого кинематографического произведения Александра Митты 1979 года. Невзирая на очень похожую структуру сценария и семейные проблемы, которые ключевые герои лечат небом, – другие персонажи, другие реалии, для ремейка прошло слишком много времени. Горящие нефтепродукты в вымышленном городке заменены горящей лавой на острове в Юго-Восточной Азии, снимавшемся в Крыму. Студия «ТРИТЭ» выкупила у киностудии «Мосфильм» права на название «Экипаж», дабы не прерывать связь времён. В картине недвусмысленно и чуть нелепо присутствуют камео, включая совершенно излишнюю Александру Яковлеву, находящуюся в кадре для увеличения прокатных сборов связи времён и удобства обсуждения в программе Андрея Малахова.

Картина Николая Лебедева – эпичная, масштабная, добротная, качественная работа, в технологии IMAX, о подвигах по спасению людей в катастрофе. История, предваряющая катастрофу широкими условными мазками, местами задевает удивительной тонкостью неожиданных эпизодов.

Удивителен момент, когда на экране, среди жуткого тумана, мелькнул самолёт, то ли реальный, то ли видение. И глаз юного пилота Гущина его подмечает, как мелькнувший на доли секунды призрак. Опытный пилот Зинченко готов жёстко наказать стажёра за ошибку, но турецкий (!) самолёт оказался реальным, и это спасло людей. Дар проявился в рыхлом хаотичном увальне-лётчике одномоментной вспышкой.

Два ключевых «сладких» персонажа – взрослый пилот Леонид Зинченко/Владимир Машков (в картине Митты – Андрей Тимченко/Георгий Жжёнов) и молодой, не взрослый лётчик (по определению его девушки, второго пилота, который/которая взрослее) Алексей Гущин/Данила Козловский – два красавца, на лётчиков не похожие вообще, старательно, строго по сценарию и инструкциям, разрушают сложившиеся стереотипы того, какими должны быть пилоты. Аскетичный ревнитель правил Зинченко и разгильдяй Гущин оба оказываются пацанами, подростками, объединяясь в финале в желании дать взрослому несправедливому миру по морде.

Инфантильный, надёжно укрывшийся за правилами и инструкциями Зинченко – это как бы повзрослевший инфантильный Гущин. Но оба обаятельных мачо почему-то обнаруживают невероятные героические качества, хотя, казалось бы, ничто не предвещало. И более взрослая Александра Кузьмина/Агне Грудите, второй пилот, в финале становится ребёнком, после всех тяжких, рано выпавших на её долю, испытаний, Александрой Гущиной. Она не в силах устоять перед бесшабашной наивностью, внутренним ребёнком Алексея Гущина, в образе которого Данила Козловский органично воплотил очередного хорошего парня, наивно ищущего простых истин в сложном и жестоком мире. Актёр добавил пилоту толику «правильности», возможно, почерпнутую им в Кронштадтском морском кадетском корпусе, законченном в 2002 году. Режиссёр уверенно добился тщательным кастингом, в лице Агне Грудите, внешнего сходства с Александрой Яковлевой и… Ингеборгой Дапкунайте. Могу ли я подозревать здесь аллюзию на иное культовое кинематографическое произведение, ассоциирующееся со вкусовыми предпочтениями одного из продюсеров картины «Экипаж»?

Фильм-катастрофа Николая Лебедева – крепко сшитое полотно с нестыдными для отечественного кинематографа спецэффектами, по выражению Андрея Плахова. Не прошло и сорока лет, как отечественные кинематографисты создали новый фильм-катастрофу, наполнив его новыми реалиями, точно выстроив сюжет как фундамент впечатляющих сборов.

Алексей Гущин влюбляет в себя Александру, и они с ней одной, пилотной крови. Героические русские лётчики мужественно, находчиво и изобретательно спасают множество людей, детей разных стран и народов. Перед катастрофой равны все, могучее звучание обретают простые истины, шёпот которых глушит текучка будней. «Простые истины» – так назывался сериал, в котором Данила Козловский снялся в тринадцать лет.

До масштабов героев «Илиады» Гомера вырастает личность простого бортпроводника Андрея, явившего миру невиданное мужество посреди катастрофы, когда бушует и горит лава, взрываются дороги, камни попадают во всё, кроме самолёта, а двигатели забивает вулканический пепел. Андрей обрёл свою Викторию, старшую стюардессу. Она поняла, что заблуждалась, в своём увлечении мачо-Гущиным. А Алексей Гущин поначалу смеялся над немужской работой бортпроводника. Катастрофа будит дремлющие силы, и женщина достаётся победителю.

Правильные системные зарубежные лётчики не смогли взлететь. Их самолёт взорвался ярким кинематографическим пятном. Нужно быть Алексеем Гущиным, которого выгоняли отовсюду, неспособным вписаться в любую систему, чтобы обнаружить в себе в трудный час качества пилота от Бога, в долю секунды находящего единственно точные решения.

За впечатляющую, красивую, масштабную работу, за отечественный фильм-катастрофу, способный взволновать самых разных людей, претендовать на «любовь всего народа», мы вправе сказать большое человеческое спасибо создателям картины, её продюсерам, на неё работала вся кинематографическая отрасль, в сложном взаимодействии систем и элементов. Как невозможно создать самолёт без горизонтальных связей крупных авиационных предприятий, так невозможно создать фильм-катастрофу без масштабных объединённых усилий крупных игроков кинорынка, при поддержке Госкино на условиях безвозвратного финансирования.

Мелодраматические линии в картине просты и незатейливы, как и положено саге о рушащемся небе. У всех персонажей – семейные проблемы, они не способны их решать, они способны летать. Лишь пройдя через боль, ужас, лаву, гибель, обрушение, горение двигателей, забитость лёгких самолёта вулканическим пеплом, страшную грозу, когда не видно мира и глаз неспособен поймать пятнышко, узкое горлышко посадочной полосы; неубираемые шасси и отваливающиеся крылья, – семейные проблемы счастливо разрешаются, а их участники и создатели обретают простую истину – они все похожи друг на друга, они одного состава крови. Они лётчики – и у них вместо рук не крылья, крылья вместо рук – у ангелов, а пилоты – не ангелы, они бьются о начальство, о системные стены, о семейное временное, докатастрофное, отчуждение.

Алексею Гущину в финале становится страшно. Режиссёр не стал делать из него супермена. Он боится сажать самолёт в экзистенциальную петропавловскую грозу, но выясняется, что страшно всем – и Зинченко, и Кузьминой. И не-ангел Гущин посадил самолёт, коснувшись корпусом с отпавшими крыльями грешной земли, где идёт равнодушный ливень масштабов Всемирного Потопа и выплёвывают прямо в металл корпуса развалившейся птицы спасительные охлаждающие струи пожарники, и шуршат «Скорые». Крылья умерли (отвалились от удара о землю), руки, головы и сердца остались.

По известной системе сдержек и противовесов режиссёр, вероятно, разбавляет пафос юмором, дав пародийный, нелепый финал картины под занавес. Собрав три несистемных элемента – пилотов невиданной одарённости, отмеченных богом и ангелами, вместе, он делает их (совместно со сценаристами) стажёрами самой системной, самой лучшей в мире компании – «Аэрофлот». Ибо беспримерные мужество и героизм, проявленные при спасении человеческих жизней, не являются достаточным основанием для работы в частной авиакомпании, с акционером-самодуром. Разновозрастные, не взрослые, разнополые стажёры. Суровый взрослый мир уволил их из своих привелигированных рядов, для этого мира они – извозчики солидных господ. Юмор финала, хитровато воплощённый Сергеем Газаровым, воспринимается как скрытая осанна «Аэрофлоту», ода его системе профессионального отбора лётчиков, если даже Зинченко у них - стажёр. Нечто неуловимо продюсерское витает в болтающихся тренажёрных канатах лучшей в мире авиационной компании. Не может же быть финальное художественное решение продиктовано продакт-плейсментом. Мы знаем, так не бывает.

Фильм – противоречивый слепок текущих времён, с данью 1979-му году, без культовости эротической сцены, с калькой прошлого, наложенной на расползающиеся времена. Точный, просчитанный, успешный фильм.

P.S. По-аксёновски удивительны в картине перемещения. «И вот мы в Африке», «и вот мы на острове Канву». Не мы, а самолёт вымышленной маленькой частной авиакомпании. 

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23030
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5682
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5478
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5358
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?