Главная Культура 00:01 11 Мая 2018 2860
Поэтарх всея Руси

В эти дни выдающемуся поэту Андрею Вознесенскому могло бы исполниться 85 лет

Леонид Павлючик, обозреватель "Труда"
Фото: globallookpress.com

Судьба назначила ему родиться поэтом. Как его однокласснику Андрею Тарковскому уготовано было родиться кинорежиссером. Они с ранних лет почувствовали свою особость, отдельность, может, поэтому не стали большими друзьями: каждый пошел по жизни своей дорогой. Первые стихи Вознесенский написал в 10 лет, в 14 он отправил тетрадку со своими сочинениями Борису Пастернаку. Тот прочитал стихи — и почувствовал в них дыхание настоящего таланта. Так началась удивительная, продлившаяся до самой смерти Пастернака, дружба лучшего поэта ХХ века и его верного последователя.

Впрочем, Пастернак не верил в институт наставничества в поэзии, считал, что это сбивает самобытному дарованию голос. Он запретил Вознесенскому писать «под Пастернака», а позже отсоветовал поступать в Литинститут, полагая, что там его ничему не научат, а только испортят. Андрей послушался и пошел в архитектурный. Но прославиться на этом поприще ему не привелось: стихией его жизни стали стихи.

«Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!» — ак отметил Вознесенский окончание института, который имел несчастье загореться перед самой защитой дипломов. Эти дерзкие строки вошли в его первый поэтический сборник «Мозаика», изданный во Владимире, но в считанные дни разлетевшийся по стране.

Вышедший вслед за этим в Москве сборник «Парабола» упрочил репутацию молодого поэта, как любителя взрывных метафор, умопомрачительных парадоксов, бешеных ритмов. В поэзии Вознесенского, по точному наблюдению его друга, соратника и соперника Евгения Евтушенко, смешались гениальное бормотание Пастернака, поэтическая дерзость Цветаевой и Семена Кирсанова, синкопы американского джаза и ритмы русского перепляса.

Этот гремучий коктейль вызвал восторг одних и яростное неприятие других. От старой гвардии посыпались обвинения в формализме, безыдейности и даже порнографии: поборников морали, в частности, разгневало слово «беременная» в одном из стихотворений. В числе гонителей поэта оказался и всесильный Хрущев. В марте 1963 года на встрече первого секретаря ЦК КПСС с интеллигенцией, когда Вознесенский с трибуны произнес: «Как и мой учитель Владимир Маяковский, я — не член коммунистической партии», Никита Сергеевич взорвался едва ли не бранью.

«Это не доблесть, товарищ Вознесенский. Почему вы афишируете, что вы не член партии? Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? И езжайте, езжайте к чертовой бабушке! Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим заморским хозяевам!», — кричал Хрущев с трибуны, вешая на поэта обвинения в антисоветчине.

«Он орал на меня 20 минут. За ним стояли ракеты и лагеря. Все это было страшно, но я и тогда оставался самим собой, а сейчас — тем более», —вспоминал позже Вознесенский. Спасли его от бюрократической расправы миллионы читателей, которые переписывали его стихи и поэмы от руки, брали приступом Театр на Таганке, где в течение 15 лет шел спектакль «Антимиры» на стихи Вознесенского. Конная милиция, охраняющая стадионы, где проходили поэтические вечера с участием Вознесенского и его друзей-шестидесятников, — это не дань поэтической условности, а живая реальность тех лет.

Помимо славы в родном Отечестве к Вознесенскому вскоре пришла и международная известность. Он выступал во многих странах мира — от Норвегии до Мексики. Читал стихи в США, где познакомился с Мэрилин Монро, написав впоследствии от ее лица пронзительный монолог: «Я Мерлин. Мерлин. Я героиня самоубийства и героина». Он дружил с идеологом битничества Алленом Гинсбергом и первой леди США Жаклин Кеннеди, беседовал о высоком с Хайдеггером, Пикассо и Сартром. В его московской квартире гостили Артур Миллер и Курт Воннегут, Пьер Карден, большой поклонник поэта, одаривал его смокингами...

Ранняя слава не вскружила Вознесенскому голову. Многие люди, в том числе и его литературные враги, отмечали редкостную порядочность поэта. За всю свою жизнь он не подписал ни одного подлого письма, а вот от тюрьмы и сумы спасал многих. «Мягкий внешне, беспомощный, но внутренне — стальной, подобно Шостаковичу», — это отзыв о нём Родиона Щедрина. А Белла Ахмадулина, с которой Вознесенского связывала взаимная творческая влюбленность, тонко заметила в посвященных ему стихах: «И что-то в нем, хвали или кори, есть от пророка, есть от скомороха»...

Из всех шестидесятников он, пожалуй, меньше других был подвержен богемному образу жизни. Практически не пил, в лучшем случае мог пригубить бокал вина. Разве что был щеголем. Любил хорошие пиджаки и свитера, а также курточки — наподобие тех, что носил Пастернак. Галстуки не признавал совсем — в знак протеста против официозного стиля. Предпочитал этим «удавкам» шейные платки, на которые ввел в стране моду.

Но все эти внешние атрибуты «эстрадного поэта», равно как и случавшиеся пылкие романы, на которые его самоотверженная жена Зоя Богуславская (она же Оза в поэтической вселенной Вознесенского) закрывала глаза, никак не влияли на образ жизни поэта, где главным и неизменным оставалась напряженная работа над словом. Сочиняя стихи, он не сидел за столом, а вышагивал по квартире, или по городскому скверу, или по Переделкино, отстукивая шагами ритм стиха, а уже потом без помарок переносил его на бумагу.

В 70-80-е годы, когда его опала сошла на нет, Вознесенский выпускал по новому сборнику едва ли не ежегодно. Тиражи его книг — это невозможно представить сегодня — доходили до 200 тысяч экземпляров и мгновенно сметались с книжных прилавков. А, кроме того, он писал прозу («Прорабы духа»), сотрудничал с театрами — без Вознесенского не было бы знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось», ставшей визитной карточкой «Ленкома».

А еще он был автором порядка 100 популярных песен, среди которых такие хиты, как «Миллион алых роз», «Верни мне музыку», «Танец на барабане», «Вальс при свечах», «Муза», «Благодарю», «Плачет девочка в автомате»... Наконец, в перестройку Вознесенский, ни много ни мало, изобрел новый жанр искусства — визуальную поэзию. Выставки его видеом с успехом прошли в Москве, Париже, Нью-Йорке, Берлине.

Неистовый экспериментатор, автор множества неологизмов (ему, в частности, принадлежит слово «Поэтарх»), он, тем не менее, был наследником пушкинской традиции в нашей литературе. Подобно тому, как обожаемые им авангардисты Малевич и Кандинский стали к сегодняшнему дню классиками русской живописи, так и Вознесенский, не без самонадеянности считавший себя первым поэтом России («Прошу не любви ворованной, не денег не орденов — пошли мне, Господь, второго, чтоб не был так одинок»), стал подлинным классиком отечественной словесности.

При этом в новые времена ему достало последовательности не отречься от своих «советских» стихов и поэм, в том числе от знаменитых строк: «Уберите Ленина с денег, он — для сердца и для знамен». «Не буду зачеркивать большую часть своей жизни, — говорил Вознесенский. — Я при советской власти не каялся, когда у меня находили антисоветчину, и за советчину каяться не намерен. Меня ни та ни другая цензура не устраивает. Видеть в русском XX веке один ад или одну утопию — занятие пошлое».

Кем-кем, а пошляком Андрей Андреевич не был. Как и его учитель Борис Пастернак, он был оптимистом по характеру своего дарования. Об этом, помню, он сам взволнованно говорил на встречах с редакцией газеты «Труд», другом и автором которой был на протяжении ряда лет. Сквозь ошеломляющую новизну формы, сквозь буйство метафор и парадоксов в стихах Вознесенского неизменно прорастают, пробиваются к читателю глубокие идеи и мысли.

«Не исчезай в нас, чистота, не исчезай, даже если наступит край», «Я тоскую не по искусству, задыхаюсь по настоящему», «Тишины хочу, тишины... Нервы, что ли обожжены?», «Все прогрессы реакционны, если рушится человек», наконец, «Россию хоронят, некрологи в прессе. Но я повторяю — Россия воскресе» — эти и сотни других потрясающих строк мог написать только большой поэт, подлинный Поэтарх нашей литературы, каковым был и остался Андрей Вознесенский.

P. S. Он прожил большую жизнь. Уходил тяжело. После двух инсультов у него, одного из самых звонкоголосых поэтов эпохи, практически отнялась речь. Он не мог говорить, только шептал. Перед самой смертью он нашептывал своей верной Озе новые стихи...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8513
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5670
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4302
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...

Культура 00:50 / 22 Марта 2024 4067
Палитра не та…

Жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов

Сергей Беднов
Труд
Анна Михалкова в роли Вероники Васнецовой. Фото: kinopoisk.ru

Многие зрители начали смотреть 16-серийную «Васнецову» (на фото) на «России 1» вовсе не потому, что истосковались по детективам, где центральный персонаж — женщина. Уж чего-чего,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?