Главная Культура 00:33 11 Июня 2015 2972
Какой пианист не любит быстрой игры?

Сегодня у знаменитого музыканта Дениса Мацуева юбилей. Осталось выяснить: ему всего 40 или уже 40?

Сергей Бирюков

Понятие «средний возраст» с Денисом увязывается плохо. Давать по 220 концертов в год, проводить дюжину фестивалей в самых разных концах света, при этом успевая поиграть с друзьями не только на сцене, но и на футбольном поле, — на такое способен только человек с неудержимой юношеской энергией. Но когда посмотришь список этих артистов-партнеров — все звездные дирижеры мира от наших Темирканова и Гергиева до патриархов Меты и Мазура, лучшие солисты планеты уровня Спивакова и Башмета, — то понимаешь, какой высоты орбита у нашего героя.

– Денис, сколько же произведений в вашем репертуаре?

– К сегодняшнему дню это 47 концертов для фортепиано с оркестром и 23 сольные программы. У меня за много лет выработался темп: в год выучиваются три новых концерта с оркестром и одна сольная программа. Это уже своего рода спортивный интерес и вопрос педантичности: если почему-либо норма осталась недовыполненной, то на следующий год ты должен самому себе еще один лишний концерт и, допустим, полторы сольные программы.

– Интересно, в каком возрасте вы впервые сыграли 1-й концерт Чайковского?

– Это случилось еще в иркутском детстве при довольно забавных обстоятельствах. К своей первой учительнице Любови Николаевне Семенцовой я пришел совсем не «белым листом»: папа у меня – композитор, пианист, много лет заведовал музыкальной частью в драмтеатре и преподавал в театральном училище, мама – тоже преподаватель фортепиано. Вся родня на чем-то играла и, конечно, пела. Я бегал на все звездные концерты в филармонию, не вылезал из театральных кулис... Играл рапсодии Листа, импровизировал на темы из любого кинофильма или оперетты, чем заслужил популярность в школьном классе, особенно в женской его части... Ну и как-то признался Любови Николаевне, что разучил концерт Чайковского – по слуху! Она, сдержав улыбку, согласилась прослушать первую часть. И по окончании игры уже вполне серьезно заметила: «Ты сыграл, может быть, процентов 20 тех нот, которые нужны, но главное уловил».

– Какое время своей жизни считаете самым счастливым?

– Трудный вопрос. Но, пожалуй, скажу: первые годы после переезда в Москву, когда поступил в ЦМШ к Валерию Пясецкому, а потом к моим консерваторским учителям Алексею Аркадьевичу Наседкину и Сергею Леонидовичу Доренскому. Мы ютились с родителями в съемной однушке на проспекте маршала Жукова, но нам не было тесно, потому что это было время огромного душевного подъем и надежд. Квартира находилась на первом этаже, с одной стороны – сосед-забулдыга, с другой лифт, а сверху жила глухая старушка. Сосед приходил вечером с работы, стучал в стенку и просил: сыграй мне из фильма «На семи ветрах». Услышав желаемое, он напивался и ложился спать, а я получал возможность заниматься на нашем семейном, привезенном из Иркутска пианино «Тюмень» хоть целую ночь. Так выучены «Симфонические этюды» Шумана, «Мефисто-вальс» Листа, 2-й и 3-й концерты Рахманинова, 3-й Прокофьева и еще очень много музыки… Когда японцы снимали обо мне фильм и дошло до визита в этот дом, они не могли понять, как в таких условиях можно хоть что-то выучить.

– Ваши критики упрекают вас, будто вы умеете играть только очень быстро и очень громко.

– Во-первых, покажите мне пианиста, который не любит быстрой игры… Разве утонченнейший музыкант Святослав Рихтер не заканчивал свои самые сокровенно-философские программы каким-нибудь веселым маршем Шуберта? Во-вторых, с возрастом к умению играть быстро у настоящего мастера добавляется многое другое, и главное – умение играть проникновенно. Это можно назвать виртуозностью высшего порядка. Замечательно завести публику эффектной концовкой, допустим, 7-й сонаты Прокофьева. Но заставить трехтысячный зал затаить дыхание от пианиссимо – куда сложнее. Помню своей первый сольный концерт в Карнеги-холле. Окончание Си минорной сонаты Листа – бесконечно долгий гаснущий аккорд и едва слышная сухая «точка» в басу. Повествование окончено, книга захлопнута. Следует пауза едва ли не той же протяженности, что у этого бесконечного аккорда, – и лишь после нее зал разражается овацией такой силы, какой не было и после упомянутой 7-й Прокофьева. Вот эту «интригу тишины» я считаю куда большим своим достижением, чем крики «браво» после самой громкой музыки.

– У вас случались провалы? Вы бываете собой недовольны?

– Нет людей, с которыми бы такого не случалось. Начать с того, что меня не допустили до финального тура конкурса в Хамамацу в 1997 году. Мы с Сергеем Леонидовичем Доренским до сих пор не понимаем, почему. Но это раззадорило и помогло победить через полгода на конкурсе имени Чайковского… А случается, что и сейчас не всегда удается найти контакт с залом и, не улыбайтесь, с роялем. Ведь у каждого инструмента – свой характер. Вообще рояль для меня – женского рода, моя задача – покорить его и влюбить в себя. Например, недавний сольный концерт в зале Концертгебау в Амстердаме. Многократно там выступал и тамошний «Стейнвей», казалось, знаю великолепно. Но в этот вечер все первое отделение – произведения Листа – превратилось в безуспешную борьбу. Это было просто брыкание, отторжение, рояль не хотел меня принимать. Говорю не о технике – все ноты были сыграны, но инструмент словно спал, звук был тусклым, не раскрывался... Но прошел перерыв, я заиграл Шумана – и возникло совершенно противоположное ощущение полного контакта! Эта часть концерта оказалась одной из лучших во всем том сезоне.

– Говорят, по вашему настоянию губернаторы купили в российские регионы уже полсотни новых роялей.

– Если точно, то за три года их появилось 48, с учетом того, который недавно весной, при содействии губернатора Челябинской области Бориса Дубровского довелось презентовать в Магнитогорске. Это большое достижение – не мое, а этих самых регионов. Помню ведь, на чем приходилось играть в начале своей деятельности… А сейчас просто пошла мода на новые инструменты. Оренбургский губернатор Юрий Берг, с которым мы очень дружим, начал покупать рояли уже не только в областной центр, но и в маленькие поселки: Новосергиевку, Беляевку, Бузулук... Восемь отличных новых инструментов! Только что у меня там прошел очередной фестиваль, мы за день облетели на вертолете четыре города, дали четыре концерта в сельских ДК… Сильное впечатление, особенно когда сразу после Карнеги-холла приезжаешь вот в эту самую Новосергиевку, где новенькая «Ямаха» стоит не то в клубе, не то в школе, точно уже не помню. Причем с той же самой программой, что в Карнеги! И знаете, не могу сказать, какой концерт был по настроению более подъемным. Для публики – я видел по глазам – этот звук был каким-то потрясающим космосом. Это, кстати, моя мысль на ближайшее будущее – сделать сольный тур по малым городам, где я еще не был. Люди истосковались по добрым эмоциям, хватит уже кормить их негативом и нервозностью, чем занимаются в большинстве наши центральные телеканалы…

– Еще один популярный аргумент ваших критиков – близость к власти. Настоящий художник якобы должен ее чураться.

– Дело не в близости к власти, а в том, чтобы мы могли этой власти говорить о наболевшем. Вот как Темирканов в свое время пошел к Путину и полтора часа ему рассказывал, как живут профессора консерваторий, музыканты наших лучших симфонических оркестров и оперных театров, как они по ночам подрабатывают таксистами, потому что иначе нечем семью кормить. Глава государства это внимательно выслушал – и принял принципиальнейшее решение: учредил гранты, которые по сути спасли ведущие коллективы стран. И что, после этого испортились отношения Юрия Хатуевича, скажем, с Евгением Кисиным, который часто высказывается критически о российской политике? Или у Кисина со Спиваковым, который для Жени колоссально много сделал, особенно в его юности? И у меня полно друзей, что называется, из стана оппозиции. Что, они прекратили наши отношения из-за моего общения с президентом на Совете по культуре? Не было такого. Уже то, что Путин 10 лет назад выслушал нас, молодых инициаторов фестиваля «Крещендо» – Лешу Огринчука, Сережу Накарякова, Борю Бровцына, Борю Андрианова, Игоря Федорова, Катю Мечетину, меня, – помогло поднять сколько проблем… Игорь Федоров посетовал, что отличный старинный зал с традициями – Колонный – по сути простаивает. Президент отозвался: «Там у нас что, профсоюзы? С ними тяжело бороться, но попробуем». И возник целый фестиваль симфонической музыки, проходивший семь лет…

– Но, говорят, за рубежом сейчас на артистов, общающихся с Путиным, смотрят косо.

– Что касается меня, за последний год не было никаких эксцессов. В крайнем случае встретишь перед залом пять пикетчиков с антироссийским плакатом – а внутри 3000-ная публика встречает русских артистов аплодисментами и провожает 20-минутной овацией. Да, отменилось прошлогоднее выступление в Киеве – но знаете, еще не было такого, чтобы за мной остался долг и я не отыграл бы сорвавшийся концерт позже. Убежден, что несмотря на усилия многих политиков, не желающих мира, русских и украинцев никто не сможет поссорить.

– Кто-то опасался, что из-за осложнившейся политической обстановки зарубежные музыканты не поедут на конкурс Чайковского, который открывается через четыре дня.

– Музыканты, по-моему, принадлежат к тем людям, что в последнюю очередь думают о политических бойкотах. Конкурс Чайковского с самого начала заявил о себе как мощный миротворец. Вспомните 1958 год, разгар холодной войны – тут из Америки приезжает Ван Клиберн и, сыграв концерты Чайковского и Рахманинова, по сути возвращает нам русскую музыку и русскую пианистическую школу. Точнее, ту ее часть, от которой страна была оторвана в течение послереволюционных десятилетий. Ведь его учила в Нью-Йорке воспитанница Московской консерватории Розина Левина. Наша задача – поддержать ту высочайшую планку, музыкантскую и человеческую, которую задал тогда Клиберн и которую конкурс, бывало, терял. Например, в мое время, кроме лауреатства, он не давал победителю ничего, не оказывал никакой поддержки по дальнейшему продвижению. Свою карьеру надо было организовывать самому. Сейчас, благодаря авторитету Валерия Гергиева – президента конкурса Чайковского, – у победителей будет то, чего не дает ни одно соревнование в мире: помимо первых премий по 30 тысяч долларов, еще и Гран-при размером в 100 тысяч, что в сумме даст самую большую награду в области классической музыки. А еще – дебюты в главных залах мира и с ведущими оркестрами, контракты со звукозаписывающими компаниями…

– Можете описать ваш день в Москве?

– Да его нет, этого дня (смеется). Смотрите, сегодня я прилетел в 5 утра. И сегодня же улечу пол-одиннадцатого вечера. За этот промежуток мне надо успеть час позаниматься за инструментом, провести с десяток назначенных встреч, минимум два часа проговорить по телефону. Потом забежать к организаторам фестиваля «Черешневый лес», поскольку я участвую в его программе, играю концерт Шнитке с феноменальным камерным оркестром «Вена-Берлин». Затем, извините, у меня зубной врач. Вот все это мне надо сделать, а тем временем папа с мамой переложат мой чемодан. Затем – переодеться, поесть и ехать в аэропорт. И это еще довольно щадящий вариант, потому что – редкий случай – днем у меня нет репетиции, а вечером концерта.

– Живете уже, надеюсь, не в однушке?

– Конечно, нет. Но знаете, настоящий дом – только тот, что остался в Иркутске. Я, кстати, ту квартиру берегу и ни за что никому не отдам. Живу в ней, когда проходит мой фестиваль «Звезды на Байкале», когда прилетаю на родину встретить Новый год. Недавно у тополя под окном, к которому я привык с детства, обрезали ветки – у меня словно кусок души отрезали. Так славно было, проснувшись утром, глядеть на его листву, входить с ней в новый день, это внушало уверенность: есть в жизни что-то доброе и неизменное… Ну а в Москве что? Рояль, кровать. Перевалочный пункт.

– При таком ритме жизни хватает времени на чтение, кино?

– Всю недавнюю американскую поездку не выпускал из рук томик Чехова. Когда перелетаешь из Аризоны в Индиану, из какого-нибудь Энн-Арбора в Морристаун, из Чапел-Хилла в Нейплс, и всюду стандартные аэропорты, хайвэи, даунтауны, гостиницы, – перестаешь понимать, в каком месте громадной страны находишься. В такие моменты очень важно поддержать в себе, как говорится, идентичность. И Чехов в этом удивительно помогает. Погружает тебя во что-то такое, что возвращает тебя даже не домой – потому что в современной России это тоже почти исчезло: в атмосферу тонких человеческих отношений, глубоких мыслей, кристального языка. В темпоритм подлинных чувств. Я прихожу в себя благодаря такому чтению. Оно дает тонус, разрядку, очищение… Кстати, не люблю электронные книжки. Вкусы мои довольно-таки традиционны. В телефон у меня всегда закачана «Репетиция оркестра» Феллини, любимые советские фильмы. Или телеспектакли «Соло для часов с боем» со старым МХАТом, «Дальше – тишина» с Пляттом и Раневской, «Возможная встреча» с Ефремовым и Смоктуновским – то, что обожаю детства. Или с десяток знаменитых футбольных матчей – победы «Спартака» его лучших лет, триумф нашей олимпийской сборной в Сеуле, когда мы у бразильцев выиграли со счетом 2:1... Еще – для меня совершенно невозможно написать «я тебя люблю» эсэмэской. Я ведь до сих пор пишу письма ручкой, запечатываю в конвертик, посылаю по обычной почте – и жду ответа…

– Кому?

– Ха-ха, так я вам и сказал! 

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9205
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5768
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4389
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4362
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?