Главная Работа Люди 19:11 11 Июня 2017 4140
Территория Найвальта

Он всю жизнь строит - поистине государственный человек

Гузель Агишева

В финале фильма на все времена «Мертвый сезон» есть щемящая душу нота. Это когда герой Баниониса спускается с трапа самолета, а толпа, беснуясь и ликуя, «встречает своих героев, отстоявших честь страны», — футболистов. Таких коллизий на свете пруд пруди. Ученых, конструкторов, изобретателей не знают, знают героев скандальных хроник. Не знают великих врачей и строителей, знают пустопорожних шоуменов. Я хочу, чтобы вы знали, кто такой Игорь Александрович Найвальт.

Насмешливо-пронзительные голубые глаза, сильный голос, редкая манера смачно пошутить. И по знанию творчества Высоцкого равного Найвальту найти трудно. Найвальт, как и всякий борец, силу уважает. В своем кабинете нет-нет да и подойдет к пудовым гирям, крякнет, потягает их туда-сюда, как бы желая удостовериться, что есть еще порох в пороховницах.

Подруга его юности рассказала, как однажды Игорь влюбился в одноклассницу. Никому не разрешал рядом с ней за парту сесть. «Сейчас, — переходит на шепот моя собеседница, — ее парализовало, а Игорь каждый месяц присылает деньги на сиделку». А тогда силу он доказывал в драках, его из школы гнали, мама-учительница умолила директора дать закончить сыну хотя бы седьмой класс...

А дальше пусть он сам расскажет. «Отец служил до 1948-го, я родился в 1947-м в местечке Опольдо, это 12 километров от Веймара. После войны многих мотало, люди не знали, как жить. И отец не знал. Поэтому мы прожили год в Веймаре, год в Житомире, потом в Самаре, потом в Риге, у меня там три тетки было. И вдруг отец сорвался — и в Омск. Там я окончил семь классов, поступил в техникум, но после первого курса меня выгнали. Чтобы восстановили в техникуме, нужно было сходить на производство. Так в 14 лет я попал на завод...»

И выучился, и дослужился до руководителя БСК, Балтийской строительной компании, где работали 33 тысячи человек! В Питере меня уверяли: в 90-е не было в стране строительной компании, соизмеримой по масштабам и возможностям с БСК. Найвальт был у всех на устах. Его обожали батюшки, директора театров, держатели благотворительных фондов: Кому только он не помогал! А как, спрашиваю Игоря Александровича, все началось-то?

«В 1994-м решило правительство строить высокоскоростную дорогу Москва — Санкт-Петербург, которая, кстати, до сих пор не построена. Когда слушок прошел, я, вполне состоявшийся транспортный строитель „Югстроя“, задрав штаны, приехал в Питер. Позвал меня Николай Емельянович Аксененко, в то время замначальника Октябрьской железной дороги. Он знал меня по прежней жизни, мы с ним работали в Нижнеудинске, это середина пути между Красноярском и Иркутском. Пошел я к Большакову, в прошлом красному директору серьезного завода. Убедил, что кроме меня никто не может ВСМ построить. Рассказал, какие дороги построил, что два завода поднял и что ребята у меня будут с БАМа, которые 3200 вилометров путей построили в тайге. Он сказал: „Давай!“

ВСМ — это была обалденно интересная инженерная задача. Первая в России высокоскоростная магистраль, 350 км/ч и больше! Сейчас между Москвой и Питером поезда ходят со скоростью до 250 км/ч. А чтобы было 350, нужна особая усадка земляного полотна, другие подходы к мостам, другой токосъем электрички. То есть не Николаевская со старыми рельсами, а абсолютно новая дорога. А тогда деньги кончились еще до начала стройки. И вот прошло 25 лет, и жизнь показала, что пока Россия еще к такой езде не готова. Все запрягаем...

Когда я приперся в Питер, сорвал с насиженных мест людей, человек 200. Всех надо кормить, где-то жить. Увидели на улице Расстанной 120-квартирный заброшенный дом без окон и дверей. Выпросили эти развалины, пообещав из 120 восстановленных квартир 20 отдать. За год мы сделали этот дом, продали квартиры и начали жить. Это и было начало Балтийской строительной компании...»

Тогда многие «деловые люди» просто растаскивали из советского наследства все, что можно продать хоть за копейки. А Найвальт подгребал под себя работу. Купили завод по ремонту железнодорожной техники в Пушкине, начали там делать поезда для установки опор при электрификации дорог. Производительность труда повысилась втрое. Купили завод по горячему цинкованию «Гофра». Подтянули крановый завод «Минмонтажспецстроя» в Самаре. «Если бы не эти краны, мы бы не построили Ладожский вокзал за два года», — говорит Найвальт.

Где он всему этому научился? «Я учился не в Баумана, не в МИИТе — в Омске. У нас на весь институт было три доктора наук, сейчас их там пять десятков. Но эти трое мне в башку затолкали знаний столько, что мне их на всю жизнь хватило. В России было 500 институтов, сейчас 3,5 тысячи. Столько высшего образования не надо. У меня вон две секретарши, у каждой по два высших образования, одна еще и в аспирантуре учится. Зачем?»

Как одну из самых памятных эпопей вспоминает строительство дороги в Якутии. «Пошли на Эльгу, Улак-Эльга. Это конечная цель в южной Якутии: от Верхнезейска через Становой хребет. Эльга — угольное месторождение, запасов 2 млрд тонн. Начали в 2000-м. Лесотундра, вечная мерзлота. Там людей нет, а мы собрали 7 тысяч человек. У нас в БСК было четыре самолета, которые возили туда рабочих вахтой. Проработали так год-полтора. Насыпали по миллиону кубов земполотна в месяц! А потом стройку прекратили. Там угля на 100 лет!

Я пошел к Грефу, он тогда министром был. Говорю, нельзя это бросать. Сколько, спрашивает, срок окупаемости. „Двенадцать лет“. — „Меня это не устраивает“. Двенадцать лет не устраивает?! Царь, когда строил Транссибирскую магистраль, заложил 100 лет окупаемости, а она лет за пять окупилась. Другие люди были. Государственники! Сказал „твою мать!“ и пошел дальше жить...»

Вся его жизнь — стройка. В 23 — мастер, в 24 — прораб, в 26 — начальник поезда... Спрашиваю Найвальта: если бы вам дали денег и сказали: строй, что хочешь, что бы вы построили?

«Ежели уж мечтать... Поехал бы к японцам и сказал: „Не то чтобы вы правы, но эти три острова, наверное, вам надо отдать. Давайте, ребята, от Владивостока до Екатеринбурга по Транссибирской магистрали построим 50 заводов с вашими технологиями. И не нам, а нам с вами: 50% — ваши, 50% — наши“. И мы заселили бы Сибирь. Ведь 50 заводов по 5 тысяч работающих — это два миллиона, с семьями — миллионов восемь. И мы бы хорошо жили. И вся музыка...»

При этих словах у Найвальта хорошее лицо, счастливое. Молодое. Никак 70 не дашь.

Люди 00:02 / 07 Ноября 2025 4221
«Кручу винты!»

Знакомьтесь: мастер по ремонту фотоаппаратов Виталий Меламед

Андрей Гореловский
Труд
Фото автора

Его небольшая мастерская, будто выставочный зал, увешана снимками известных репортеров и фотохудожников с дарственными надписями авторов. За какие заслуги они их дарили? За очень важные: Виталий Наумович —...

Эту должность он занимал с 2001 года

Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Представитель правительства России в Конституционном суде Михаил Барщевский объявил в четверг, 18 декабря, что покидает должность. Об этом сообщает «Интерфакс». «Я перед вами выступаю в последней раз… Спасибо за это...

Журналистка родом из столицы Кубани, там она начинала свою профессиональную деятельность

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Главному редактору международного информационного агентства «Россия сегодня» и телеканала Russia Today Маргарите Симоньян присвоено звание «Почётный гражданин города Краснодара». Об этом сообщил губернатор Краснодарского...

Люди 00:30 / 19 Декабря 2025 597
Лесничий Саша

Откуда берутся лесные красавицы, которые сегодня украшают наши дома

Андрей Гореловский
Труд
Фото автора

На прошлой неделе в Кремль привезли главную новогоднюю елку страны. Родом она из-под города Рузы Московской области, известно, что ей около 100 лет. Высота — 26 метров, размах ветвей — 11 метров,...

Люди 20:01 / 20 Декабря 2025 439
Последняя колонка

Саратовские Деды Морозы озабочены поиском «внучек»

Труд
Фото: Gleb Kondrashov, globallookpress.com

Дед Мороз ищет Снегурочку. Говорит, для работы В саратовских социальных сетях появились объявления Дедов Морозов, которые срочно ищут Снегурочек. Не подумайте ничего плохого: девушки нужны для совместной работы. «Если ты любишь...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?