Президент России Владимир Путин предложил правительству поднять с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с нынешних 72% от прожиточного минимума до 85%.
«Нам нужно… преодолеть ситуацию, когда минимально возможная заработная плата не покрывает даже базовые расходы граждан», – сказал глава государства во время совещания с министрами и главой правительства.
По словам Путина, с 2019 года размер МРОТ должен сравняться с прожиточным минимумом. Пока же кабмину дано поручение подготовить соответствующий законопроект и передать его в Госдуму вместе с проектом бюджета на ближайшие три года.
Бедняки или налоговики: кто в бонусе?
Прожиточный минимум в России составляет чуть меньше 10 000 рублей в месяц на человека. Минимальный размер оплаты труда в 2016 году российские власти поднимали дважды, доведя его в итоге до 7800 рублей.
Однако это, на первый взгляд, благое начинание встретило жесткую критику со стороны предпринимателей. В августе 2016-го организация малого и среднего бизнеса «Опора России» обратилась в министерство экономического развития с просьбой заморозить до конца 2018 года повышение МРОТ.
Свою просьбу предприниматели аргументировали тем, что от МРОТ зависит не только фактический размер зарплаты работников (в России не так уж много людей, которые получают в месяц меньше восьми тысяч рублей), но и отчисления в пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального и медицинского страхования (ФОМС). До повышения МРОТ объем годовых отчислений малого и среднего бизнеса колебался в пределах от 23 до 158 тысяч рублей, в зависимости от объема сделок. После повышения платежи в фонды выросли до 27–191 тысяч.
Иными словами, даже незначительное повышение зарплат бюджетникам и сотрудникам муниципальных предприятий оборачивается неизбежным ужесточением налоговой нагрузки для малого бизнеса на 30–40 тысяч рублей в год.
Что произойдет при очередном повышении МРОТ, теперь уже до 100% прожиточного минимума – предугадать не трудно, отмечают обозреватели. Относительно свежие примеры уже есть: в начале 2013-го, еще до того, как об экономическом кризисе заговорили с высоких трибун, кабмин поднял годовые взносы в ПФР и ФОМС в два раза. Тогда сумма годового платежа выросла с 18 до 36 тысяч рублей в год.
За следующие четыре месяца свидетельства о регистрации ИП сдали 300 тысяч индивидуальных предпринимателей. К началу 2014-го года количество легально работавших предпринимателей сократилось на 607 тысяч. Некоторые регионы потеряли до 20% представителей официального малого бизнеса.
Интересно, что глава Минфина Антон Силуанов еще в 2012 году заявлял, что «повышать налоговую нагрузку на зарплаты больше невозможно». Тем не менее, нагрузку повышали и в 2013-м и в 2016-м, и очевидно, будут повышать и в ближайшие три года.
Казалось бы: при чем тут мигранты?
Между тем у правительства есть вполне реальный способ оздоровить российскую экономику, не сдирая три шкуры с одних граждан ради того, чтобы дать три нитки другим. По официальным данным, в России трудятся от 3 до 10 миллионов трудовых мигрантов. По неофициальным данным, количество гастарбатеров в нынешнем году достигло докризисных значений, а в 2013-м, по некоторым оценкам, в нашей стране легально и нелегально кормилось до 17 миллионов иностранцев.
С 2014-го по середину 2016 года гастарбайтеры вывели из России около 18 миллиардов долларов.
Для российской экономики – это потерянные деньги, хотя эти миллиарды могли бы достаться российским гражданам и обеспечить платежеспособный спрос на товары и услуги малого бизнеса.
Кроме того, присутствие миллионов дешевых рабочих рук демпингует российский рынок труда. Наши граждане вынуждены конкурировать за работу с выходцами из стран, положение в которых международные организации характеризуют как «социально-экономическая катастрофа». Экономисты неоднократно отмечали, что исключение этих людей из российской экономики сразу же перекроет крупный канал утечки капиталов из страны и приведет к резкому повышению оплаты труда. В среднесрочной перспективе дорогой труд российских граждан даст толчок автоматизации производств и внедрению передовых технологий, что простимулирует развитие отечественного машиностроения, робототехники и других высоконепредельных и наукоемких отраслей.
Тем не менее, власти пока предпочитают идти другим путем, сочетая открытые границы, свободу вывода капиталов и драконовский налоговый гнет.