Главная Культура 06:06 11 Октября 2011 5354
Олег Погодин: «Станиславский — последнее прибежище бездарей»
Постановщик криминальной драмы «Дом» размышляет, почему в России стало труднее снимать хорошее кино
Ольга Галицкая

3 ноября в прокат выйдет эпическая криминальная драма сценариста и режиссера Олега Погодина «Дом». О том, почему этот жанр крайне редко удается отечественным кинематографистам, оставаясь привилегией западных мастеров, и отчего Олег Погодин все-таки рискнул к нему обратиться, постановщик картины рассказал «Труду».

— Олег, вы готовы к упрекам, что застряли в ушедших 90-х и все эти истории с криминальным уклоном, неправедными героями и незащищенностью перед жизнью остались в прошлом?

— Какое прошлое? Это наша сегодняшняя жизнь. Как говорит Андрей Сергеевич Кончаловский, с которым я сейчас работаю над сценарием его нового фильма, «мы в Кущевке все живем». У нас государство убивает людей в тюрьме без суда и следствия. Забирает и убивает. На глазах у всех шилось трагическое дело Магнитского. А сколько по всей стране таких магнитских, о которых мы ничего не знаем! Я не считаю, что все показанное в «Доме» — минувшее время. В России насилие вообще не может быть в прошлом. Мы — страна, которая долгие годы стояла на насилии, мы собраны огнем и мечом. И сейчас мы живем в обществе, которое совершило шаг от нецивилизованного насилия 90-х, когда правили бал бандиты, к узаконенному насилию нулевых, где вершат дела те же бандиты, но в погонах. Я не равняю, конечно, всех под одну гребенку. У меня много друзей-спецназовцев, эфэсбэшников, они хорошие ребята, порядочные. Но общая ситуация плохая, и все это знают.

Шолохов и Пекинпа

— Почему на новый «Дом» уже успели навесить старое клеймо чернухи?

— Фильм и в самом деле скорее мрачный, не оставляет видимых надежд, но он совсем не безысходный, по-моему. Я специально оставил в финале возможность выжить двум слабым людям — чтобы им стать сильнее. Определил им тяжелую ношу — заботу об осиротевших детях. В этом смысле в фильме есть надежда, но она глубоко за кадром. Мне иногда не важно, чтобы в самой истории было так уж много надежд и упований, главное — чтобы они были в энергии фильма, и даже в междукадровом пространстве была разлита позитивная сила. Нет, фильм нельзя назвать чернухой — наоборот, в нем есть свет.

— Стилистика «Дома» напоминает одновременно американские вестерны и «Тихий Дон».

— А как это может не напоминать, когда все в тех же местах приблизительно и происходит, только еще южнее. Но Шолохова меньше, чем Сэма Пекинпы (американский режиссер и сценарист, классик американского вестерна. — «Труд»), практически весь мой фильм — скрытая цитата из Пекинпы. Это один из любимых моих режиссеров, я давно хотел сделать что-то подобное тому, что создавал он на экране, но не подражать впрямую, а привнести в этот жанр обязательно что-то свое. Моя картина скрыто американоцентристская, прежде всего по эстетике, но очень русская по сути. В нашей киноиндустрии зачастую нет отношения к кинематографу как визуальному виду искусства, где история рассказывается посредством камеры и монтажа. У нас монтаж мало что значит, а им можно достичь многого. Привычная расхлябанность отечественных фильмов меня угнетает, она во всем — в мизансценах, в необязательности того, что оказывается в кадре, в рисунке актерском. Как только актер хочет мотивировать неудобство существования в роли, не умеет что-то сыграть, сразу на систему Станиславского начинает ссылаться. Станиславский — последнее прибежище бездарей, я считаю. Берт Ланкастер не знал никакой системы и хуже от этого не становился, играл гениально. Но в нашем «Доме» с актерским ансамблем все исключительно удачно сложилось.

Сын и брат

— Какую задачу вы ставили перед Сергеем Гармашем, сыгравшим главную роль — криминального авторитета Виктора Шаманова?

— Я делал фильм про сына и брата в первую очередь, это каждому будет понятно и знакомо, не про бандита. Про бандитов у нас и без того предостаточно картин, как и режиссеров, готовых их снимать. Сергей мне для чего был нужен? У него помимо яркого таланта актерского есть положительный бэкграунд, наработанный годами. Поначалу речь шла о Владимире Машкове — продюсеры очень хотели именно его видеть в центре картины. Я боролся за Гармаша: у Машкова бы эта роль получилась более злой, он в последнее время скрыто очень работает, ему тяжело показывать уязвимость. Даже Гоцман в «Ликвидации» — лучшая его роль на сегодняшний день — это закрытый персонаж. Он все больше скрипит зубами, играет желваками и тумаки раздает направо и налево. Я же хотел, чтобы в Викторе была нежность, была рана. Машков и боль бы сыграл, но эта была бы боль раненого зверя. А у Сергея это боль человека. Мне надо было показать, что сын и брат вернулся в дом, а не бандит, он пытается притереться к тем, кого не видел много лет, для кого стал чужим. Только для матери и отца он свой. И он совсем не героический персонаж, он несчастный человек. Виктор вернулся в отчий дом, который держится не только мощной волей и мудростью отца (Богдан Ступка), но и его, Виктора, бандитскими деньгами. Такой дом никогда не будет прочным, крах неминуем.

Рассказать историю

— Лихо закрученные сюжеты ваших фильмов — следствие вашей любви к американскому кино?

— Просто я умею это делать. Научила не русская литература, это точно. Наша литературная традиция — учить жизни, проповедовать. А вся англоязычная проза совсем не стремится поучать, там главное — качественно рассказать историю. Диккенс, может, в сто раз худший литератор, чем Толстой, зато он круче как рассказчик.

— Что было первым импульсом к возникновению «Дома»?

— Как-то давно я был в Праге, купил там альбом Эндрю Уайта — художника, который мне очень нравится, — пролистал и вдруг понял, что он пишет приблизительно те пейзажи, среди которых я родился. Правда, там Северная Америка, а я южный российский человек, но это очень похоже по изобразительному наполнению. Я представил большой дом, кругом степь — вот это и был первый импульс для будущего фильма. Начал набрасывать сценарий и вдруг посмотрел фильм Теренса Малика «Дни жатвы» — дико расстроился: он как будто прочел мои мысли и все уже снял раньше меня. В 1998 году я сделал новую заявку, но ее никто не захотел рассматривать, в 2004-м моей идеей заинтересовался продюсер Рубен Дишдишян, в 2005-м я написал сценарий. Из туманного образа «степь и дом» стали появляться герои, места и люди, знакомые мне с детства. Мне прежде всего важно даже не «что», а «где». Места съемок и определили весь стиль фильма.

— Что это за места и что за люди?

— Мое детство прошло в городе Сальске под Ростовом-на-Дону, где говорят в основном на суржике — диковинной смеси казацко-украинского и русского языков. Эта среда обитания и такие люди мне хорошо знакомы, я чувствую их внутренние переживания как свои.

Куликовская битва

— Олег, почему после удачной премьеры на фестивале «Окно в Европу» вы вдруг заговорили о том, что думаете вообще кино бросить?

— У меня такие мысли возникают каждую неделю. Очень трудно в нашей киноиндустрии стало существовать. Дело вот в чем: при совке была железная цензура, удушающая редактура, разные препоны и рогатки. Но среди пятнадцати членов худсовета на десять дураков было пять умных, и они договаривались, как обойти препятствия и выпустить фильм. И тогда был правильный подход к кино.

— Что значит правильный?

— Длительное написание сценария, долгий подготовительный период, нормальный съемочный период, грамотное планирование. Сейчас все и всегда упирается только в деньги. Кинопроцесс в наши дни так устроен, что ничто не помогает делать художественное произведение, требуется только лудить продукт. Я вообще удивляюсь, как вопреки всему кому-то все же удается настоящее кино делать.

— Если останетесь в профессии, что будете снимать?

— У меня есть давний замысел — детективно-шпионская история «Глубокое прикрытие». Еще мечтаю экранизировать «Рукопись, найденную в Сарагосе» Яна Потоцкого — не так, как в свое время сделал Войцех Хас со Збигневом Цыбульским, хотя тот фильм очень люблю. Мне хочется сделать фильм-фейерверк, фильм-праздник. Пока же продюсеры Валерий Тодоровский и Владимир Горяинов предложили «Куликовскую битву», сейчас я в это погрузился.

— Разве кому-то сейчас нужна Куликовская битва?

— Можно сказать, что никому ничего не нужно, все зависит от того, как сделать. Если хорошо, то найдутся те, кому будет интересно. Для меня это история принятия решения — быть этой битве или нет. Саму битву нам никогда не потянуть с таким постановочным размахом, как умеют американцы, не стоит и пытаться. А вот показать, как вызревает историческое решение, мы можем. Это же была война двух этносов — западного и евразийского, как писал Лев Гумилев. Мы тогда пошли евразийским путем и отказались от западной экономической модели, получили на то благословение Сергия Радонежского. Он не разрешил Дмитрию Донскому пускать генуэзцев по просьбе Мамая для торговли на Руси. Пустил бы — может, все пошло бы по-другому. Но он решил иначе, и случилась Куликовская битва. Это все серьезная подоплека, а фильм с тремя главными героями — русский, китаянка, болгарин — должен быть приключенческий, увлекательный, это боевик. Тоже любимый мой жанр.

Резюме «Труда»

Олег Погодин, режиссер

Родился в 1965 году в Ростовской области.

Учился во ВГИКе на факультете киноведения.

Был постановщиком клипов на песни Валерии, Николая Трубача, Николая Носкова.

В 2003 году поставил сериал «Родина ждет». В 2011-м на фестивале «Кинотавр» представил свой полнометражный дебют — «Дом».

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3343
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3242
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3103
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?