Главная Культура 08:02 12 Октября 2012 3962
Низкое небо над «Ленинградом»

Сергей Шнуров – о новом фильме и новых песнях

Сергей Бирюков

 11 октября вышла в прокат комедия Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит» с популярным рок-музыкантом Сергеем Шнуровым в главной роли. О том, что дало идею картины, какие песни сегодня поет группа «Ленинград», что спасает ее от слияния с мейнстримовой массой, зачем на свете мат и почему Сергей не высказался в поддержку Pussy Riot, – наш разговор. 

– Идея снять фильм о подслушанных разговорах в ресторане – ваша?

– Нет, ее предложил Хлебыч, то есть Хлебников. А я придумал линию своего персонажа, отталкиваясь от собственного опыта. В сценарии ее не было. Однажды я тоже сидел в ресторане «Пушкин», с приличного бодуна, и замечательная арфистка, играя очень красивую музыку, можно сказать, играла на моих нервах, и все раздражение, которое в человеке в такой момент накапливается, концентрировалось на ней. Вот эту ситуацию, когда тебе так плохо, что хочется избить ни в чем не повинного человека, мы и взяли за основу, она становится для моего героя источником всех потрясений и несчастий в этот вечер.

– Арфистку удалось в конце концов избить?

– В фильме – да. Били, понятно, не натурально – это ж кино.

– В картине участвует много звезд: Любовь Толкалина, Авдотья Смирнова… У вас со всеми диалоги?

– Нет, я общался только со своими друзьями – Васей Бархатовым, Васей Уткиным, Максимом Семеляком (оперный режиссер, спортивный журналист, музыкальный критик. – «Труд»). Их список составил тоже я, это все мои собутыльники.

– Надо же, про Уткина или Семеляка еще можно было подумать, что они собутыльники Шнурова, но чтобы Василий Бархатов… Весь такой положительный, на ангела похожий.

– Он ловко притворяется.

– Недавно руководимая им Лаборатория современной оперы представила в Большом театре редкий для наших академических сцен спектакль – оперу современного композитора Сергея Невского про Франциска Ассизского, написанную очень непривычным языком: мелодий нет, есть отрывочные мотивы, набегают друг на друга куски текста на русском, немецком, латыни…

 – Я спектакля не видел, но Вася начал очень правильное дело: опера по инерции считается жанром, в котором ничего нового сказать нельзя, а он пытается сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Дай Бог удачи и терпения.

– Близок ли такой герой, как Франциск, вам? Человек, простодушно плюющий на все условности и преграды между людьми…

– Франциск Ассизский, по-моему, не только с людьми, но и со зверями, птицами, червяками общался. У меня до этого пока не дошло. И потом, он католик, а у нас, православных, свои святые.

– Как-то Авдотья Смирнова сравнила вас с поэтом Николаем Клюевым: человек, который с крестьянским матюжком комментирует самых заковыристых философов.

– Дуне виднее, я-то не могу на себя посмотреть со стороны – живу, как живу. 

– Вы называете себя христианином – как это сочетается с матом в песнях? Или Христос тоже употреблял крепкие словечки?

– Мы не настолько осведомлены о лексике, которой он пользовался, поскольку Евангелие написано на койне, а это был язык межнационального общения, как сейчас английский. И уже с него сделан наш синодальный перевод. Потом – что такое крепкие словечки? Это лишь способ подчеркнуть дерзость речи. А многие вещи, которые говорил Христос, и сейчас звучат дерзко по отношению к сильным мира сего.

– Что вы скажете о новом законе, который требует ставить на телепередачах возрастной гриф, но от пошлости, льющейся с экрана, не спасает?

– Меня это не касается, поскольку у меня нет телевизора. Если и смотрю его, то где-нибудь в гостинице на гастролях в те минуты, когда больше решительно нечего делать, но это бывает, слава Богу, нечасто. Вообще, считаю, эта мера – значки типа «18+» – мертвому припарки. Сейчас, со скоростным интернетом, ты совершенно волен выбирать, что смотреть.

– Представляю, какой значок будет стоять на картине «Пока ночь не разлучит»... Помню, по поводу предыдущего вашего фильма «Детка» вы говорили, что съемки проходили в очень интенсивном режиме: «Совершенно некогда напиться».

– Здесь было по-другому – я снимался, по-моему, всего полтора дня. Это было тем более приятно, что я общался с друзьями.

– Ели и, главное, пили в кадре настоящее?

– Настоящее я пил за кадром.

– Неужели теплую водку, как поется в вашей песне «Маленькое злое сердце»?

– А откуда на съемочной площадке взять холодную? Там нет никаких условий для поддержания  нормальной температуры водки.

– Но судя по другим текстам из вашего недавнего альбома «Лютик», вы любите хорошие напитки, а не плохую теплую водку.

– Теплая водка – тоже, по-моему, хороший напиток.

– Кстати, альбом вышел на диске?

– Нет, на дисках уже не планирую ничего выпускать, потому что сам их не покупаю. Я не потребляю того, чего не делаю сам.

– А это окупает себя? Вы тратите большие усилия и средства, а потом все утекает в интернет-скачивания.

– Напрямую – не окупается, но сейчас замечательное время: тот, кому необходимо заниматься музыкой, имеет такую возможность. Мне – необходимо, а что будет дальше, посмотрим. Сейчас понятно, что записи денег не приносят. Но мы пытаемся зарабатывать концертами. По-моему, получается успешно. Мы пишем песни не для того, чтобы издавать альбомы, а просто потому, что они пишутся.

– Четыре года назад вы закрыли группу «Ленинград», потому что она стала «слишком мейнстримовой». Прошло два года, и тоска по «Ленинграду» заставила его возродить. С того момента тоже уже прошло два года – нет опасения, что вы снова сваливаетесь в мейнстрим?

– Нет, за это время в жизни произошел замечательный переворот: если ты в мейнстриме, значит ты – жесткая альтернатива. А если ты в альтернативе, то попадаешь в мейнстрим. Кто участник протестного движения – тот в тренде. А если оно тебе пох…, тогда ты альтернатива.

– Теперь понимаю, откуда ваша песня про Химкинский лес, так обидевшая в свое время Женю Чирикову, Нойза, Юру Шевчука…

– Да нет, это вообще про наше время, когда достаточно спеть «Путин козел», и песня становится шлягером.

– В недавнем интервью на вопрос, что читаете, вы ответили: «Бесов» Достоевского. Понимаю, это книга на все времена, но неужели в современной литературе нет ничего сравнимого по весомости?

– С Достоевским – вряд ли. Ну а так – «S.N.A.F.F.» Пелевина я прочитал. Сейчас читаю «Конец фильма» Полякова. «Русский садизм» прочитал. Я в курсе современной – русской ее назвать сложно – русскоязычной литературы.

– Понимаю, но меня интересовало – что произвело впечатление и заставило подумать.

– «Заставило подумать» – это еще не говорит о силе произведения. Слово «х…» на заборе тоже иногда заставляет сильно задуматься.

– Нарисованный на мосту, этот предмет целое Министерство культуры заставил задуматься и дать премию тем, кто нарисовал. И Pussy Riot вот премию «Сноб» получили.

– Я даже не знаю такой премии. Сейчас странное время: премий больше, чем событий. Хотя «Сноб» – неплохое название. А завтра придумают премию «Снуп»… (snoop – по-английски шпионить, тырить. – «Труд»)

– Кстати, по поводу Pussy Riot вы, по-моему, не высказывались, хотя их дело взбудоражило, кажется, всех.

– Сегодня модно, чтобы люди высказывались на темы, к которым они не имеют никакого отношения. Такой театр абсурда, где никто не хочет быть зрителем, а всех почему-то тянет (или тянут) участвовать в спектакле. Но я не хочу. С «Пусси», по-моему, уже всем все понятно, и добавлять что-либо глупо. В России столько людей сидят по странным поводам, что в их ситуации не вижу ничего экстраординарного. Если же говорить о них как о музыкальной группе, то это пчелы, которые жужжат и жалят, но меда не дают. Мне на данном этапе интересны несколько иные вещи.

– Какие?

– Простые радости музыканта. Например, сделать хорошую аранжировку.

– Был крайне удивлен: вы, оказывается, очень любите музыку Андрея Петрова и Александра Зацепина.

– Оба два совершенно великие.

– Понимаю, но их музыкальные идеалы совершенно отличны от ваших: они мастера красивых мелодий, аккуратных аранжировок.

– Я бы так не сказал. На самом деле многие и зацепинские, и петровские приемы применяются в том же «Лютике». «Aperitif» и «Digestif» – это прямая отсылка к советской киномузыке времен Петрова.

– Вы учились многим вещам, в том числе теологии, архитектуре. Это вам сегодня помогает? 

– Нет, раздражает и мешает. И архитектура, и уровень современного дискурса по общественным  проблемам. Все барахтаются на мели.

– Кто-то хоть на этом фоне выделяется?

– С удовольствием читал колонки Умберто Эко, но сейчас он их уже не пишет.

– А письмо Захара Прилепина Сталину, где он гвоздит к позорному столбу либералов?

– Да ничего он не гвоздит – просто провокационный жест. Странновато, что взрослый вменяемый человек в 2012 году пишет письмо Сталину. Больше письма писать некому?

– Вы выпустили аудиокнигу «Москва-Петушки». Нет ли планов еще что-то начитать?

– Нет. Ту книгу мне предложили начитать, я с радостью схватился. Но «Москва-Петушки» – вещь особая. А вообще чтение вслух вульгаризирует, сужает поля интерпретации текста: голос с определенной интонацией вкладывает в тебя то, что хотел обладатель этого голоса, а ты сам, возможно, увидел бы в произведении гораздо больше. Для меня чтение – процесс беззвучный.

– У вас скоро концерты в Питере и в Москве. Это ваш обычный хитовый набор, или что-то новенькое появится?

– Никаких одинаковых концертов у нас не бывает, мы всегда играем микс – меняем песни, сталкиваем вещи разных лет. К счастью, хитового у нас довольно много, есть из чего выбирать, нет никакой проблемы сделать одну концертную программу совершенно не похожей на другую. Конечно, у меня, как у всех, есть песни удачные, а есть неудачные, какие не хочется играть, но и отказываться от них не буду – это мои неудачи. 

– Юродство – всегда защита, но от чего?

– В песнях «Ленинграда» есть элементы юродства, но это не защита. По большому счету «Ленинград», как и, допустим, AC/DC, – это поток энергии, который выплескивается на концерте. Ты приходишь в зал, и у тебя есть полтора часа, чтобы ни о чем не думать и находиться в резонансе с тем, что происходит на сцене. Концерт – это шоу.

– А мне казалось, что ваше ерничанье – это как защитный слой грязи. Собственно, зачем человеку мат-то? Это та грязь, которая создает защитную корку от мерзостей жизни, когда другого материала для защиты просто нет.

 – Мы можем долго рассуждать, нужен мат или не нужен, но дело в том, что он есть. Это как низкое небо над Ленинградом: оно есть, и ты под ним живешь. На данном этапе мат – самый актуальный язык, на котором говорит страна.

– Не только на данном этапе.

– Нет, 10 лет назад мата было меньше.

– Ну да, и пьяных почти не было, а сейчас опять появились.

– Скорее просто трезвых меньше стало. В прямом смысле и переносном.

– Вы видели много мест на земле – какое из них самое ужасное и самое прекрасное?

– Все места и ужасные, и прекрасные. Боль человеческая есть всюду. Рая на земле нет, построить его – утопия, мы уже пытались.

– Алексей Кортнев написал свою горькую песню «Саша», просто подсматривая людскую жизнь где-то в Вологодской области.

– Слушайте, у нас на планете целый континент стонет, под названием Африка. Так что не надо. По  сравнению с какой-нибудь Центральноафриканской республикой Вологодская область покажется  тихим и прекрасным местом.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11559
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7252
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6926
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6134
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6079
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?