Главная Культура Афиша 01:45 11 Ноября 2009 1719
Нора не по размеру
Классик американского авангарда Ли Бруер доказал московской публике, что не утратил битнического задора 1970-х
Ситковский Глеб

Его театр Mabou Mines показал на фестивале «Сезон Станиславского» провокационный спектакль «Кукольный дом».

В зависимости от режиссерского подхода эту пьесу Генрика Ибсена именуют то «Норой», то «Кукольным домом». Спектакль Ли Бруера не оставляет сомнений, как его называть, ведь Нора обитает в домике, который иначе как игрушкой не назовешь. Режиссер превратил героиню (Мод Митчелл) почти в кэрролловскую Алису из Страны чудес.

Под ногами у нее отираются махонькие, но чрезвычайно напыщенные людишки, и по сцене Норе приходится ступать с оглядкой — того и гляди раздавишь кого-нибудь. Чтобы попасть в собственный дом, она на коленках протискивается сквозь дверную раму. Впрочем, её это не смущает. Она щебечет, как птичка, воображая себя натуральной куколкой с белокурыми кудряшками, носит васильковое платье с оборочками и ведет себя словно Барби — сюсюкает, слащавит, строит глазки.

Этот мир явно создавался мужчинами и для мужчин. Дом, в который занесло Нору, строился под чужой размерчик. И адвокат Торвальд Хельмер, и доктор Ранк, и частный поверенный Нильс Крогстад оказались у Ли Бруера людьми альтернативного роста. То бишь карликами. Поэтому женщинам, чтобы расслышать какую-нибудь особо мудрую мысль своих повелителей, приходится почтительно сгибаться в три погибели.

«Кукольный дом» Ли Бруера, конечно, тешит женское самолюбие, но для того, чтобы стать подлинным манифестом феминистского движения, в этом спектакле слишком много ерничают. Американский режиссер умело стилизует пьесу Ибсена, привнося в нее приемы не только кукольного театра, но и наивных киномелодрам начала XX века. Нора и болтающиеся у нее под ногами мужики заламывают руки, падают на колени и вообще ведут себя ну чисто как в кино.

Им помогает изящная таперша Нинь Ю, весь вечер наигрывающая фортепианные пьесы Эдварда Грига. Очаровательная китаянка активно вмешивается в происходящее. Услышав, например, из уст Торвальда неодобрительное слово «китайщина», Нинь Ю с возмущением шваркнет крышку рояля и гордо направится к выходу. Со словами «Так в пьесе написано!» герои помчатся за ней, умоляя вернуться.

Зрителю быстро делается ясно, что однажды, подобно Алисе, Нора Хельмер проснется и обнаружит, что все эти карликовые существа лишь привиделись ей. Словно в подтверждение этому режиссер и впрямь погружает зрителей в сны героини, где мама-великанша расхаживает по сцене на ходулях. Однако рано или поздно Нора проснется и твердо ответит карликам, взявшим над ней власть, словами Ибсена: «Я больше не верю в чудеса».

Афиша 00:09 / 22 Марта 2024 6904
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса»...

В День дурака зрителям предлагают насладиться «Ожогами любви»

Труд
Постер к фильму. Фото: kinopoisk.ru

В понедельник, 1 апреля, на который приходится День смеха (или дурака, кому как больше нравится), телеканал 2×2 покажет фильм «Ожоги любви», который, по уверению авторов, является откровенной пародией на все...

В Санкт-Петербурге завершилась масштабная реставрация поврежденных взрывом шедевров музея в Таганроге

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Фото предоставлено Русским музеем

Кропотливые труды по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея, пострадавших после ракетного удара ВСУ в июле прошлого года, завершились в Русском музее. Продолжалась реставрация чуть более полугода....

Музеи Московского Кремля почтили память своих дарителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
Чарка. Москва, XVII в. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля. Фото: karabanov.kreml.ru

Как ни удивительно, но имя героя нынешнего проекта, о котором наслышаны знатоки русской старины и музейщики, нашей широкой публике практически неизвестно. Выставка в Московском Кремле «Любители родной истории....

Эта выставка рассказывает не только о последней осени поэта

Дарья Ефремова
Труд
Фото из открытых источников

В Москве, в бывшей усадьбе Хрущевых — Селезневых на Пречистенке открылась выставка «Пушкин. 225». Красивая юбилейная цифра в заглавии — на самом деле не самая впечатляющая...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?