Молодой, но ненадежный: погибший Ан-148 15 раз попадал в нештатные ситуации

При крушении обломки самолета разметало на 30 гектаров. Поисками обломков и тел занимаются 900 специалистов и свыше 100 единиц техники 

12 февраля в Оренбургской области – день траура: жители региона скорбят по своим землякам, погибшим накануне в воскресенье, 11 февраля при крушении лайнера Ан-148 в Раменском районе Подмосковья.

Самолет вылетел из столичного аэропорта «Домодедово» и направлялся в Орск. В воздухе он успел пробыть всего несколько минут.

Катастрофа унесла жизни 71 человека – шестерых членов экипажа и 65 пассажиров.

Списки погибших были опубликованы еще накануне. Известно, что, помимо 35 оренбуржцев, роковым рейсом летели четверо питерцев, 11 москвичей, четверо саратовцев, а также жители Астраханской области, Мордовии, Удмуртии, Алтайского края, Ульяновской, Мурманской, Белгородской, Московской областей, Казани, Новосибирска, Нижневартовска, Норильска, Перми, Рязани, Сочи и Тамбова.

Также на борту находился один иностранец, гражданин Швейцарии.

Есть среди погибших и дети. Их трое, самому младшему – пять  лет.

Вип-персоны и не только

Утром понедельника 12 февраля представители оперативного штаба МЧС, работающие на месте катастрофы, сообщили о нахождении «черного ящика». «Только что найден бортовой самописец, - сообщил источник в штабе. – Внешне он имеет механические повреждения наружного контура, однако информация может быть сохранной, это установит Межгосударственный авиационный комитет (МАК)», — добавил представитель ведомства.

Опознание тел погибших решено проводить в Москве. Известно, что оренбургские власти предпочли отказаться от традиционной процедуры доставки родственников жертв катастрофы в столицу. Как рассказал корреспонденту REGNUM пресс-секретарь главы региона Сергей Шермецинский, 12 февраля в Орск прибудет самолет со специалистами, которые на базе орского учреждения возьмут образцы ДНК у родных погибших. Эти образцы и послужат основой для опознания, которое будет проходить в спецучреждениях Москвы.

Есть данные, что среди пассажиров Ан-148 было немало орских вип-персон. Среди них – начальник отдела № 9 Управления федерального казначейства по Оренбургской области Антонина Козупица, супруга полковника ФСБ и бывшего замглавы Орска Василия Козупицы.

Также погибли известные в городе предприниматели – супруги Анохины: Виктор Сергеевич был главой Орского Центрального рынка, а его жена Зоя Михайловна являлась учредителем ООО «Торговый дом «ОРСК».

Помимо этого, в разбившемся самолете находились главный энергетик Орского нефтеперерабатывающего завода Владимир Нормантович вместе с сыном Александром, и сын директора Гайского горно-обогатительного комбината Илья Ставский, летевший на родину, чтобы отметить свой 33-й день рождения.

Эти страшные тридцать гектаров

Сейчас в Раменском районе полным ходом идет поисковая операция. Розыском и сбором тел и обломков упавшего Ан-148 занимаются 900 специалистов и свыше 100 единиц техники. Дело в том, что при падении обломки самолета разметало по площади более 30 гектаров. Об этом журналистам рассказал первый замначальника Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России Игорь Кутровский. Поисковые работы ведутся силами отряда «Центроспас», ЦСООР «Лидер» и специалистов МЧС России.

Также на месте катастрофы работают представители Следственного комитета РФ. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Премьер-министр России Дмитрий Медведев также распорядился создать специальную комиссию по ликвидации последствий крушения самолета. Ее возглавил министр транспорта РФ Максим Соколов.

 

После катастрофы в Подмосковье авиакомпания «Саратовские авиалинии» решила временно приостановить эксплуатацию самолетов Ан-148. О погибшем лайнере с бортовым номером RA-61 704 известно, что он был достаточно новым, особенно по меркам российских авиакомпаний, где средний возраст эксплуатируемых самолетов – около 20 лет. Он заступил на службу в 2010-м. Однако за годы эксплуатации он не меньше 15 раз попадал в различные внештатные ситуации. Некоторые из этих инцидентов широко освещались в прессе, поскольку представляли угрозу для безопасности полетов.

Ранее погибший борт эксплуатировался авиакомпанией «Россия». 28 июня 2010 года во время рейса из «Пулково» в Москву у него произошел отказ генератора правого двигателя. Экипажу пришлось возвращаться в исходный аэропорт. В августе того же года после вылета из того же «Пулково» в «Домодедово» у него не убрались все стойки шасси. Результатом снова стало возвращение в Петербург.

Далее были отказы управления передней стойки шасси, самопроизвольное увеличение тяги двигателей при посадке, невыпуск левой стойки шасси. Однако самый серьезный инцидент, попавший в СМИ, случился 24 февраля 2012 года: тогда во время международного рейса из Берлина в Петербург Ан-148 потерял колесо на посадочной полосе аэропорта «Шенефельд».

Несмотря на все эти происшествия, самолет продолжал активно эксплуатироваться, а в дальнейшем перешел на службу в «Саратовские авиалинии».