23 сентября 2017г.
МОСКВА 
14...16°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.65   € 69.07
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

Двигатель без топлива: почему российские физики не поверили в китайскую сенсацию

Внешне двигатель EmDrive напоминает уложенное набок ведро. Фото из открытых источников
Виктория Фоменко
14:19 12 Сентября 2017г.
Опубликовано 14:19 12 Сентября 2017г.

Разговоры о «невозможном» ракетном двигателе EmDrive начались еще в 2001 году, когда его изобретателями объявили себя американские авиаконструкторы 


Российские ученые раскритиковали сообщения СМИ о якобы созданном китайскими специалистами двигателе, «нарушающем законы физики».

По сведениям прессы, агрегат под названием EmDrive создает тягу без использования топлива и направленного излучения. Внешне EmDrive напоминает уложенное на бок ведро. Агрегат представляет собой устройство из магнетрона, генерирующего микроволны, и резонатора, накапливающего энергию их колебаний. При этом создается тяга, которую невозможно объяснить законом сохранения энергии.

«Я сразу скажу, что это бред, – заявил репортерам сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт. – Без отброса масс невозможно развивать тягу. В одну сторону летят продукты сгорания в двигателе, а в другую летит ракета. Все мы хотим чудес, причем хотим настолько, что вполне грамотные и получившие соответствующее образование люди впадают в состояние, когда начинают верить в чудеса, - добавил ученый. – Раньше вечный двигатель хотели изобрести, а сейчас пытаются создать двигатель, который не будет отбрасывать массы».

Повелись на таблоид

Часть российских изданий сообщили об испытаниях двигателя, как о свершившемся факте, однако на самом деле китайские специалисты и официальные органы подобных заявлений не делали. Новость о новом китайском двигателе была опубликована британским таблоидом Daily Mail – вполне «желтым» изданием, ориентированным в том числе и на публикацию дешевых сенсаций, будоражащих воображение публики.

При подготовке материала британские журналисты сослались на передачу китайского канала CCTV. При этом даже авторы статьи отметили, что китайский телесюжет носит пропагандистский характер.

Тем не менее, британский «вброс» оказался удачным: он широко разошелся по СМИ, в том числе и российских, и даже на некоторое время занял верхнюю строчку в новостном топе «Яндекса».

Царство фриков или многоходовочка НАСА?

Разговоры о «невозможном» ракетном двигателе берут свое начало в 2001 году, когда о создании этого девайса заявил американский авиаконструктор Роджер Шоер.

Свое творение американец назвал EmDrive. Технические параметры изобретения Шоер благоразумно засекретил, а вот общий принцип действия двигателя рассказал. Он выглядит следующим образом: устройство генерирует микроволновое излучение, которое попадает в коническую камеру, многократно отражается от ее стенок и заставляет все устройство двигаться в сторону вершины конуса.

В 2016 году в СМИ «утек» отчет сотрудников лаборатории Eeagleworks и Центра космических полетов NASA имени Джонсона, в котором подтверждалась принципиальная работоспособность EmDrive.

Отчет вызвал уничижительную критику со стороны специалистов, не связанных с американским космическим агентством. «Слово «НАСА» встречается в статье десять раз, и восемь этих раз оно упоминается в аффилиациях авторов статьи, семь из которых включает в себя словосочетания вроде «бульвар НАСА». Не стоит даже говорить о том, что повторение слова «НАСА» в данном случае является типичным трюком по увеличению престижа авторов, чем часто пользуются фрики от мира науки», – написал чешский физик Любош Мотль, ознакомившийся с документом.

Мотль признал, что американцы действительно могли зафиксировать тягу, однако ничего «опровергающего законы физики» в этом не усматривается. По сути, речь идет все о той же реактивной тяге, с той лишь разницей, что она создается не направленным излучением, а рассеянными микроволнами. Вследствие этого тяга EmDrive чрезвычайно мала.

К слову, между строк это признавали и сами американцы, подсчитавшие, что при тяге в 1,2 миллиньютонов на киловатт затраченной энергии 10-тонный корабль с EmDrive в космическом пространстве будет разгоняться до скорости, необходимой для полета на Марс около восьми тысяч лет. Понятно, что о практическом использовании таких двигателей говорить не приходится: ведь даже десятикратное увеличение мощности и установка десяти таких двигателей на один корабль все равно потребуют восьмилетнего разгона до крейсерской скорости.

Спекулятивный же характер подачи материала, публикуемого в авторитетных журналах, физики и вовсе считают позором. Впрочем, возможно, что ученые неправы, и речь и идет не о вторжении фриков в вотчину физиков, а о хитрой «многоходовочке», затеянной руководством НАСА и аффилированных с ним структур для получения дополнительных средств из американского бюджета. 


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?