Новости
Главная Культура 23:03 12 Сентября 2019 1467
Поскреби американца – увидишь Татаринова

Конкурс имени Таривердиева вырос в крупнейшее мировое соревнование органистов 

Сергей Бирюков, Калининград - Москва
Вера Таривердиева и жюри во главе с его председателем Кристофом Манту (слева) встречаются с прессой в библиотеке Кафедрального собора. Фото автора

В Калининграде завершился финальный тур 11-го международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева. Древнее искусство органной игры вновь доказало свою молодость, приняв под знамена четыре десятка талантливых исполнителей, а победил 27-летний представитель США Иван Татаринов, свою жизнь и образование начавший в России.

К сожалению, автору этих строк удалось послушать только шестерых из 45 участников конкурса. В свое оправдание скажу, что первый тур традиционно разделен на региональные состязания: европейское в Гамбурге, американское в Канзас-сити и российское в Москве, и посетить все три мало для кого, кроме непосредственных организаторов и членов жюри, реально. Но эта же «планетарность» обеспечила таривердиевскому конкурсу уникальное место среди десятков подобных соревнований. Это не мое суждение, а мнение международных экспертов – как рассказал, например, член нынешнего жюри, польский органист Роман Перуцкий, обычно конкурсы проходят в каком-то одном месте и собирают 10-12 участников. Здесь же до калининградского полуфинала добрались более 20 молодых исполнителей, а 6 его лидеров прошли в финал. Вот его-то и довелось послушать обозревателю «Труда».

Прежде всего – какое огромное счастье иметь дело с таким уникальным по богатству звуковых красок инструментом, как орган Кафедрального собора Калининграда, один из крупнейших и лучших в Европе! Могу сказать это как слушатель – представляю, какое вдохновение испытывают те, кому выпадает на нем играть.

Уточню: это не исторический орган 1888 года – тот сгорел вместе со всем убранством собора после англо-американской бомбардировки августа 1944 года, почти полностью уничтожившей старый Кенигсберг. Новый инструмент фирмы Шуке, одной из старейших в Германии, был построен за 3,5 миллиона евро, выделенных российским правительством, и открыт в 2007 году. Насколько он полюбился калининградцам, можно было судить по заполненным под завязку зрительским рядам даже на дневном прослушивании, не говоря о вечерних выступлениях. 

Громадную палитру возможностей органа демонстрирует уже первый из финалистов – британец Оливер Бретт. После «пламенеющей готики» французов Турнемира и Дюрюфле по-новому слышу первую часть симфонии для органа Микаэла Таривердиева «Чернобыль» – обязательного сочинения, уже много лет исполняемого на конкурсе. В музыке, раньше всегда казавшейся мне жесткой, как выжженная радиацией земля, проступила суровая красота поминального песнопения.

Американец Эндрю Моррис помимо воли напомнил, как «коварен» великий Бах: нот в его хоральных обработках немного, каждая на слуху и на вес золота – малейший сбой бросается в уши. Зато странные надмирные голоса пьесы современного французского автора Жана-Луи Флоранца «Арфа Марии» и тревожный пафос Токкаты его соотечественника (и члена жюри прошлых конкурсов) Жана Гийу буквально заворожили воображение.

У немца Кристиана Гросса отношение к Баху почтительно-строгое, судя по исполнению хорала «Единому Богу в вышних слава», и места фальшивым нотам нет. А в хоральной фантазии «Аллилуйя! Богу во славу» Макса Регера он подчеркивает немецкую основательность, с какой возведено это монументальное звуковое сооружение.

Сочинец Владимир Королевский дал расслышать солнечную прелесть Прелюдии и фуги Дюрюфле, в которой словно эльфы пляшут над сверкающим ручьем, а в двух частях из Третьей симфонии Луи Вьерна столкнул состояния благородной тревоги и небесной благости.

У пермячки-петербурженки Лилии Печенкиной рядом с готической экзальтацией Вьерна достойно и чуть старомодно звучит Пассакалия ленинградского композитора и профессора-полифониста Христофора Кушнарева.

А вот у «нашего американца» Ивана Татаринова – нижегородца, сейчас учащегося в университете Далласа – часть «Зона» из симфонии «Чернобыль» Таривердиева накрыла каким-то совсем апокалиптическим мраком, зато звучание Второй симфонии француза Жана Лангле с посвящением великому австрийскому композитору Антону Веберну иначе как «роскошным» не назову. После чего громадное, как католический собор, музыкальное здание фантазии и фуги Листа на тему хорала из оперы Мейербера «Пророк» окончательно ввело в состояние священного трепета, в которое так любил повергать своих слушателей легендарный романтик.

Честно говоря, сочувствовал жюри – отдать кому-либо предпочтение при таком высоком исполнительском уровне нелегко. Разделить третье место между Владимиром Королевским и Эндрю Моррисом, оставив Кристиану Гроссу и Оливеру Бретту только дипломы? Ну, не станем особенно спорить с таким решением, тем более что Владимиру и Эндрю достались и специальные призы за исполнение музыки Таривердиева. Но хуже ли ребята Лилии Печенкиной, которая заняла вторую ступеньку? У Лилии перед ними разве лишь то примерно преимущество, что у боксера, чей вес меньше, чем у соперников, только тут сработали, конечно, не килограммы, а совсем юный возраст – 22 года, так что премия дана Лиле чуть-чуть «в аванс».

А вот против первого места Ивана Татаринова ни у кого, с кем довелось поговорить, не возникло возражений: при зрелом мастерстве – столь нужный конкурсанту молодой кураж («на сто процентов был уверен в победе, а с другим настроем не стоит и пытаться», признался мне Иван). Да добавим еще композиторский дар («учился у своей мамы, члена Союза композиторов России Татьяны Татариновой – это лучшая из возможных школ»): на заключительном гала-концерте победитель исполнил свою немного «французистую» по стилю хоральную фантазию.

 

Ивана Татаринова поздравляет с победой американский органист, профессор Канзасского университета, член жюри конкурса Джеймс Хигдон

Ну и остатки критики в адрес жюри улетучиваются после объяснений председателя жюри, профессора органа из Парижа Кристофа Манту: международная девятка арбитров без обсуждения в закрытом порядке (т.е.никто не знал выставленных коллегами баллов) давала численные оценки конкурсных выступлений, после чего сумма делилась на количество голосовавших (если выступал ученик кого-то из судей, этот эксперт не голосовал) и сравнивались средние баллы участников. Чистота этой арифметики максимально снижает субъективный момент судейства, что резонно подчеркнула главный инициатор конкурса и его бессменный арт-директор Вера Таривердиева, музыковед и вдова Микаэла Таривердиева. Вот бы к этому опыту прислушались хоть на том же конкурсе имени Чайковского, где жюри и спорит, и выносит суждения, которые потом сами традиционно провоцируют скандальные споры…

Но главный свой «капитал» конкурс Таривердиева явил даже не при вручении премий (хотя пять, три и две тысячи долларов – таковы суммы трех официальных наград – не будут в бюджете ребят лишними), а при объявлении специальных бонусов. Их десятки, и это – тоже результат уникальной энергии Веры Гориславовны, человека, чья редкая увлеченность и креативность, смело могу сказать, помогают возвращению Калининграда-Кенигсберга в число мировых музыкальных центров. Усилиями Веры и ее сподвижников лауреатам поступили предложения выступить в концертных залах и храмах с концертами: Эндрю Морриса позвали в Калининградский кафедральный собор и в Белгородскую филармонию, Лилию Печенкину – в московский Музей музыки, Оливера Бретта – в университет Канзаса… Владимиру Королевскому повезло «по-королевски» — его ждет эксклюзивный эфир на стомиллионную аудиторию Радио России. Ну а чемпионами по числу приглашений стали Кристиан Гросс (Челябинск, Красноярск, Пермь, Краснодар, московский католический собор Непорочного зачатия) и, конечно, Иван Татаринов (рижский Домский собор, Гамбург, Любек, Лейпциг, нидерландский Рурмонд). Прямо при мне с Иваном договорился о визите в Гданьск и уже знакомый нам Роман Перуцкий. Он же спонсирует написание Татариновым нового органного концерта.

«В нынешней Польше ведь не очень приветствуют русских», набравшись наглой прямоты, подаю гостю «острую» реплику. Роман парирует на отличном русском, который помнит со школы:

«Это не касается обычных людей, а о политиках не хочу говорить. Сам я постоянно играю в России: Красноярск, Омск, Пенза, Московский дом музыки, гергиевская Мариинка, конечно Калининград (приезжайте, кстати, сюда на мое выступление 30 декабря). Нынешнее поколение органистов тем и сильно, что может свободно ездить по всему миру, собирать опыт у лучших специалистов. Думаю, это одна из причин того мощного рывка, который сделало в последние десятилетия мировое органное исполнительство. И, конечно, российская школа, как его неотъемлемая часть». 

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9002
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5737
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4359
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4153
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?