19 июня 2018г.
МОСКВА 
20...22°C
ПРОБКИ
4
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 64.07   € 74.18
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

Зачем нам старая квартира?

В непритязательной обстановке бывает свое очарование. Фото из открытых источников
Елена Широян
Опубликовано 20:38 13 Января 2018г.

Музей Москвы открыл выставку с таким вот лаконичным названием - «Старая квартира»


Повседневность разных десятилетий ХХ века в деталях воспроизвел Музей Москвы, построивший «Старую квартиру». Что это, призыв назад, в «светлое прошлое» — или вовремя, к эпохе реновации нашептанная подсказка: расставаться смелее с ветошью жизни?

В череде январских праздников Старый новый год — самый домашний и самый российский, а то и вовсе советский. Вряд ли найдется другая страна, где отмечали бы новолетие по календарю, который отменен век назад, но упорно продолжает влиять на привычки людей. Словно в унисон с устаревшим астрономически, но вечно живым праздником Музей Москвы открыл выставку с лаконичным названием «Старая квартира». Двойная доза ностальгии, точнее пассеизма — тоски по прошлому, вошедшей в моду в России ХХI века, может оказаться по вкусу зрителям, которые либо сами, по доброй воле, либо под воздействием СМИ продолжают мысленно возвращаться в эпоху, бесповоротно ушедшую, но живущую во многих сердцах.

Впрочем, эпох тут сразу несколько, хотя все они сошлись во дворе дома-лабиринта, возведенного музейщиками в огромном зале. Напомню: Музей Москвы не так давно переехал в здание Провиантских складов, выстроенных в ХIХ веке в хозяйственных целях, а потому столь большого, что в советское время туда вмещался гараж Минобороны с массой солдатиков. Таким гигантским просторам позавидуют многие музейщики, вечно страдающие от нехватки площадей. В обустроенном тут «дворе» поместилась и голубятня, и парковая беседка со стоящей рядышком «старорежимной» елкой, и качели-карусели на детской площадке, и машина «Москвич» 1950-х, и масса транспортных средств помельче — от мотоцикла до колясок детских и инвалидных. Причем такого старого образца, что не сразу и догадаешься о назначении многих предметов.

Вообще выставка вобрала в себя такое множество видавших виды старых вещей, которые знакомы всем или многим по прежнему быту, но вряд ли распознаются как музейные экспонаты, — что диву даешься, а после этого рвешься проверить, не завалялся ли у тебя самой на антресолях нежданный антиквариат, который, может быть, ждет вторая, почетно-музейная жизнь.

Но если двор, который устроил Музей Москвы, один на всех, то в дощатом лабиринте, куда следует из этого двора войти, сталкиваются и перетекают один в другой различные периоды ХХ столетия. Это и есть экспозиция, где с помощью предметов интерьера, артефактов и документов из музейной коллекции воссозданы интерьеры московских квартир. А впрочем, Москва тут — лишь точка отсчета: в таких типовых интерьерах, с вещами из ближайшего хозмага, выпускавшимися в промышленных масштабах, жила вся страна. Не только от Калининграда до Владивостока, но и от Таллина и Бреста — до южных границ Закавказья и Средней Азии. Та большая страна говорила на разных языках, но и довольно скудный быт, и его скромный архитектурно-дизайнерский антураж чаще были общие, чем индивидуально-национальные или локальные. «Гением места» была скорее пресловутая пятиэтажка — из разряда тех, что недавно были приговорены в Москве к реновации, а в других регионах — к аналогичной процедуре с некоторыми нюансами.

Никогда не забуду, как, оказавшись в командировке в Омске, я вдруг испытала дежавю, увидев улицу, до боли похожую на город моего детства — Воронеж. Все объясняется элементарно: типовая архитектура, материалы, предусмотренные ГОСТом, минимум разнообразия в плановом производстве... Такое же чувство посетит и многих зрителей, которые могут прийти в музей из любопытства, а уйти с чувством, что перенеслись в хорошо знакомые обстоятельства полувековой (тут можно подставить другие цифры) давности. Те же кухни, а на них те же плиты, кастрюльки, сервизы, утюги, холодильники и прочая утварь, что была у вас дома. Те же самые часы, шкафы, телевизоры, а перед ними кресла и модные в 1960-х столики на трех ножках... Перечислять сотни предметов можно долго, и вряд ли это имеет смысл, потому что у каждого из нас и весь ХХ век, и конкретный дом — свои, хотя и похожие на аналогичный «багаж» соотечественников.

Кое-чего иные поколения не застали: например, я не смогла бы объяснить предназначение тех или иных предметов в коммунальной кухне 1930-х. Кое-что и сегодня радует глаз, как интерьер квартиры интеллигентных семей, будь то в 1970-е, когда ценнее всего была не дефицитная «стенка», а заполняющие ее книжки (их ведь тоже приходилось «доставать»). Или в 1900-е, когда немало вещей имели не только утилитарную, но и эстетическую значимость, как лампы Галле либо швейные машинки «Зингер».

Самое удивительное в том, что многих и теперь при виде унылого длинного коридора «коммуналки», уставленного хозяйственными вещами вперемежку с велосипедами, охватит теплое, согревающее душу воспоминание-узнавание. Скажем, вот такой телефонный аппарат висел и у вас на стене, и при нем точно так же был огрызок карандаша на веревочке, и вы тоже записывали прямо на обоях номера друзей и время встречи... Мне и самой доводилось бывать в подобной квартире: в арбатском доме, построенном в 1913 году, в 1915-м переоборудованном в госпиталь для раненых на Мировой войне, а в 1920-е открывшем двери десяткам новых жильцов, нарезавших на кусочки «барские» квартиры, жили мои пожилые родственницы, некогда приехавшие в Москву для обучения на Высших женских курсах — еще до 17-го года. Огромный коридор, высоченные потолки, дверные и оконные ручки в стиле модерн, просторная кухня с выходом на «черную» лестницу мне, выросшей в типовой квартире 1970-х, были в диковину. Увы, радость от соприкосновения с историческим бытом омрачалась стрессом из-за наличия «классово чуждых» соседей: квартира-то была коммунальная, и в ней по недоброй советской традиции старая интеллигенция была вынуждена уживаться с «лимитчиками».

И мне, и, уверена, вам, дорогой читатель, приходилось бывать, а то и живать в самых разных «старых квартирах». Какая из них лучше? Наверное, все-таки не та, где интерьер изысканней, а та, которая роднее. Захочет ли вернуться в «светлое прошлое» немолодой, переживший несколько временных пластов москвич? Пожелает ли увидеть, как жалко или, напротив, роскошно жили его деды-прадеды, юный россиянин эпохи 3D и 4G? Какой месседж несет нам музей — призыв оглянуться внимательно, с любовью вокруг себя либо поскорее забросить ветхую «хрущевку» с допотопными вещами ради светлого реновационного будущего? Я не нашла ответов на эти вопросы на сотнях квадратных метров, отведенных муниципальным музеем под «Старую квартиру». Быть может, их найдете вы, внимательный читатель.




Каким будет выступление российской сборной по футболу на домашнем чемпионате мира? Ваш прогноз!