Широкому зрителю Станислав Дужников полюбился благодаря ролям в кино и сериалах — таким, например, как рядовой Бомба в популярном телефильме «ДМБ», застенчивый Миша Доценко в «Каменской», обаятельный неудачник Леня в «Ворониных». А театралы знают Дужникова как актера МХТ имени А.П. Чехова, где среди его ролей — Подколесин в «Женитьбе», Ронни в нашумевшей постановке Владимира Машкова «№ 13D», Мечеткин в спектакле по пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». На фоне возвращения «Ворониных» на телеэкран (новый сезон сериала стартовал на СТС) Станислав рассказал «Труду», что ему пришлось пережить перед поступлением в театральный вуз, узнают ли его гаишники в лицо и к какой роли ему было тяжелее всего готовиться.
— Когда-то, мечтая стать актером, вы приехали в Москву из Саранска. Можно сказать, классический сюжет: в столице на первых порах и на Казанском вокзале ночевали, и дворником работали, и охранником, и вагоны разгружали. А в заветное Театральное училище имени Щукина поступили только с четвертой попытки. Неужели за все эти четыре года не возникало желания плюнуть на все и выбрать другую профессию? Или просто уехать обратно к родителям в Саранск?
— Помню, на прощальной школьной линейке нам, выпускникам, первоклассники дарили шарики с записками-предсказаниями. Так вот мне тогда досталась строчка из старинной песни: «Живет моя отрада в высоком терему». Как оказалось, это было очень точное определение: моя отрада на тот момент была театральным вузом, и жила она намного выше, чем я предполагал. Ну и как я мог от нее отказаться? Мне, пожалуй, вообще свойственна мечтательность, стремление к чему-то труднодостижимому. Хотя, признаться, желание все бросить и «летать низенько» у меня тоже возникало. К тому времени, когда я только поступал в училище, некоторые мои друзья уже чего-то добились на своих поприщах, получали хорошие деньги, вставали на ноги, а я лишь делал попытку за попыткой, пробиваясь к своей мечте. Но, к счастью, подобные сомнения как-то получалось в себе истребить и, в конце концов, доказать и друзьям, и себе, что я не напрасно так долго шел к актерскому ремеслу.
— Зато дальше, насколько мне известно, все пошло куда веселее. Вы ведь первую значимую роль, Толи Пистемеева по прозвищу Бомба в фильме «ДМБ», получили сразу после окончания театрального вуза?
— Точно. Хорошо помню то невероятное волнение, с каким приступал к работе. Ведь рядом со мной снимались настоящие гиганты отечественного кинематографа: Александр Борисович Белявский, Юозас Станиславович Будрайтис, Виктор Павлович Павлов. А я кто такой? Но, как вскоре выяснилось, переживал я напрасно, мэтры отнеслись ко мне по-доброму. Это был прекрасный опыт, его значение для дебютанта просто невозможно переоценить.
— Тот самый «ДМБ», отметивший, кстати, недавно 15-летие, действительно получился очень смешным. Наверное, и за кадром какие-то забавные ситуации остались?
— — Таких было немало. Вспомню одну, знаковую. Мы снимались в настоящей воинской части. Меня вместе с Петром Коршунковым и Михаилом Петровским, игравшими рядовых Пулю и Штыка, побрили и одели в солдатскую форму. И вот в таком бравом виде идем мы по части, а навстречу офицер, капитан из третьей роты. Едва взглянув на нас наметанным взглядом, он быстренько определяет, где наше место и чем полезным можно занять нас в ближайшее время... После того, как выяснилось, что мы актеры, капитан не очень-то комфортно себя чувствовал, встречая нас в последующие дни съемок.
— В «Ворониных» вы очень убедительно играете неудачника Леню. Этот образ вами целиком придуман или нечто похожее в вашей жизни уже случалось?
— Вообще-то, когда я был маленький, меня одно время в школе обижали. И хотя это длилось очень недолго, я, наверное, что-то из этого опыта для роли почерпнул. Но в целом я этот персонаж подглядел, собрал, как кубик Рубика, из нескольких знакомых людей, так или иначе похожих на моего Леню. Можно сказать, групповой портрет в одном лице...
— А какая роль далась вам тяжелее других?
— Для меня подготовка к фильму «1812: Уланская баллада» была очень тяжелой. Дело в том, что в этой картине мне нужно было садиться на лошадь, а я страшно боялся этого, потому что очень болезненно упал с коня в 20 лет. Но из роли сцен не выбросишь... Пришлось собрать волю в кулак и снова заняться конным спортом. Все хорошо, что хорошо кончается. И себя преодолел, и научился большему, чем умел до съемок.
— Вы часто играете людей в форме, тех же полицейских. Скажите начистоту, гаишники к вам благоволят?
— Вообще-то я вполне законопослушный гражданин и правила движения стараюсь не нарушать. Хотя иногда все-таки получаю штрафы за превышение скорости или за неправильную парковку. Но тут сложно рассчитывать на какие-то послабления от автоматических устройств. Да и даже когда инспекторы ДПС меня узнают, никаких поблажек не делают. Тут я себя начинаю успокаивать: дескать, закон для всех един... А что еще остается делать? Может, когда совсем популярным стану, получу какие-то послабления, а пока не стоит на них рассчитывать. Дороже обойдется.
— Слышала, что однажды, когда вы опаздывали на спектакль, вам пришлось выбираться из такси, застрявшего в пробке, необычным способом — через окно. Правда?
— Чистая правда. Это случилось в новогодние праздники. На Бульварном кольце машины встали так плотно, что дверь нельзя было открыть. И никакого продвижения, намертво все застыло. Вот и пришлось покидать такси через окно и мчаться во весь опор на спектакль. Прибежал в театр без пяти семь, а в пять минут восьмого уже вышел на сцену.
— Может, лучше пораньше выходить, чем переживать такие стрессы? Вы, говорят, однажды опоздали и на съемки «Ворониных» из-за того, что проспали. А на репетицию в МХТ имени Чехова можно безнаказанно опоздать? Олег Павлович Табаков — строгий худ-рук или готов войти в положение?
— Олег Павлович — человек добрый и справедливый, так дословно и запишите. Хотя, чего скрывать, бывает и строг. Но, прямо скажем, такое качество художественному руководителю просто необходимо, ибо без дисциплины в нашей профессии никак нельзя, нам же только волю дай... А что касается моих опозданий на съемки, то это хоть и случалось, но очень редко и всегда по уважительной причине. Например, съемки назначены на шесть утра, а накануне я приехал после спектакля домой поздно вечером, даже ночью. Проспать в такой ситуации вообще-то немудрено. Но, боюсь сглазить, в последнее время я стал намного пунктуальнее, чем прежде, за годы тренировок выработал в себе наконец-то это ценное качество. И теперь приезжаю на работу вовремя, несмотря ни на какие обстоятельства.
— Вы пришли в МХТ шесть лет назад. Как отнеслись к вам старожилы театра?
— Все народные артисты внимательно присматриваются к молодежи, которая появляется в театре, неважно, со студенческой ли скамьи новичок явился или уже где-то поработал. Они посещают спектакли, наблюдают. Многие из них входят в художественный совет театра, и Олегу Павловичу важно их мнение по поводу того, что представляет из себя новый артист. Я такую проверку проходил, как и все. Знаете, когда к тебе подходит, скажем, Станислав Андреевич Любшин и говорит хорошие слова, это просто окрыляет. Это счастье. Но его надо добиваться.
— А как складываются отношения с мхатовцами-коллегами? В этом театре очень сильный актерский состав, большая конкуренция...
— Если вы про театральные интриги, то обычно их начинают плести, когда людям делать нечего. А у нас в театре актеры целеустремленные и востребованные. И у всех цель одна: выпустить хороший спектакль, сделать интересную роль. А большинство коллег-ровесников — мои друзья, с которыми я познакомился на съемочной площадке, еще прежде чем прийти в Художественный театр.
— Я так понимаю, что вы человек легкий в общении, и поддерживать хорошие отношения с окружающими для вас не проблема. Это так?
— Да, я никогда не испытывал особых сложностей в общении. Думаю, каждый человек должен уметь поддерживать с окружающими хорошие отношения, а если у кого-то не получается, то нужно обязательно этому учиться. Ведь легкость в общении — это не обязательно признак легкомысленности. Это качество, в конце концов, дает и свободу, и счастье в жизни.
— Когда вам предлагают роль, по каким причинам можете от нее отказаться?
— Может, это выглядит легкомысленно, но я сторонюсь играть совсем аморальных персонажей, у которых за душой нет ничего святого.
— Но ведь в мировой классике столько грандиозных отрицательных героев! Неужто вы хотите воплощать только добреньких?
— Да я не от классики отказываюсь, а от сплошной чернухи, которую порой возводят в абсолют. Как-то раз мне предложили сыграть персонажа, который начинает есть и выпивать прямо на том месте, где только что убил человека. И затем совершает еще ряд каких-то диких поступков, мотивы которых абсолютно ничем не обоснованы. Зачем, почему все это происходит? Нет ответа, никаких намеков на объяснение. И это, извините, совсем не мое. А вот злодеев из мировой классики я бы с удовольствием сыграл, но, увы, мне такие роли пока не предлагают. Может, лицом не вышел? Впрочем, мне пока не так уж много лет, чтобы отчаиваться по этому поводу.
— У вас есть хобби?
— У меня есть любимая работа, и мне интересно все, что с ней связано. Иногда готовишься к какой-то роли и обнаруживаешь для себя много нового. К примеру, интересные исторические факты. Начинаешь копать, вникать в детали — так и возникает хобби. Но до следующего интереса. Вот, например, перед съемками фильма «1812: Уланская баллада» я заинтересовался сабельным оружием, которое во время Отечественной войны было завезено в Россию. Там столько всего! Но приходит другая роль — и появляются другие интересы. А из постоянных... Если появляется свободное время, очень люблю ездить на рыбалку — к себе на родину, в Мордовию, или здесь, на водоемы Подмосковья. Вот недавно состоялся чемпионат среди артистов по рыбной ловле, так я там занял третье призовое место. Чем не повод для гордости?
Штрихи
Станислав Дужников родился в 1973 году в Саранске. В 1998-м окончил Театральное училище имени Щукина, курс Евгения Князева. Работал в Театре имени Гоголя, на «Фабрике театральных событий» М. Горевого, в Театре под руководством Армена Джигарханяна. С 2009 года — актер МХТ имени А.П. Чехова. На счету Станислава — более 70 картин в кино и на телевидении. В 2014-м Дужников получил звание заслуженного артиста Республики Мордовия.