Новости
Главная Культура 22:17 13 Февраля 2016 5599
Станислав Дужников: Я бы с удовольствием сыграл злодея, да лицом не вышел

Актер, сыгравший Бомбу в «ДМБ» и Леню в «Ворониных», рассказал «Труду», как поступал в театральный вуз и узнают ли его гаишники в лицо

Анна Чепурнова

Широкому зрителю Станислав Дужников полюбился благодаря ролям в кино и сериалах — таким, например, как рядовой Бомба в популярном телефильме «ДМБ», застенчивый Миша Доценко в «Каменской», обаятельный неудачник Леня в «Ворониных». А театралы знают Дужникова как актера МХТ имени А.П. Чехова, где среди его ролей — Подколесин в «Женитьбе», Ронни в нашумевшей постановке Владимира Машкова «№ 13D», Мечеткин в спектакле по пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». На фоне возвращения «Ворониных» на телеэкран (новый сезон сериала стартовал на СТС) Станислав рассказал «Труду», что ему пришлось пережить перед поступлением в театральный вуз, узнают ли его гаишники в лицо и к какой роли ему было тяжелее всего готовиться.

— Когда-то, мечтая стать актером, вы приехали в Москву из Саранска. Можно сказать, классический сюжет: в столице на первых порах и на Казанском вокзале ночевали, и дворником работали, и охранником, и вагоны разгружали. А в заветное Театральное училище имени Щукина поступили только с четвертой попытки. Неужели за все эти четыре года не возникало желания плюнуть на все и выбрать другую профессию? Или просто уехать обратно к родителям в Саранск?

— Помню, на прощальной школьной линейке нам, выпускникам, первоклассники дарили шарики с записками-предсказаниями. Так вот мне тогда досталась строчка из старинной песни: «Живет моя отрада в высоком терему». Как оказалось, это было очень точное определение: моя отрада на тот момент была театральным вузом, и жила она намного выше, чем я предполагал. Ну и как я мог от нее отказаться? Мне, пожалуй, вообще свойственна мечтательность, стремление к чему-то труднодостижимому. Хотя, признаться, желание все бросить и «летать низенько» у меня тоже возникало. К тому времени, когда я только поступал в училище, некоторые мои друзья уже чего-то добились на своих поприщах, получали хорошие деньги, вставали на ноги, а я лишь делал попытку за попыткой, пробиваясь к своей мечте. Но, к счастью, подобные сомнения как-то получалось в себе истребить и, в конце концов, доказать и друзьям, и себе, что я не напрасно так долго шел к актерскому ремеслу.

— Зато дальше, насколько мне известно, все пошло куда веселее. Вы ведь первую значимую роль, Толи Пистемеева по прозвищу Бомба в фильме «ДМБ», получили сразу после окончания театрального вуза?

— Точно. Хорошо помню то невероятное волнение, с каким приступал к работе. Ведь рядом со мной снимались настоящие гиганты отечественного кинематографа: Александр Борисович Белявский, Юозас Станиславович Будрайтис, Виктор Павлович Павлов. А я кто такой? Но, как вскоре выяснилось, переживал я напрасно, мэтры отнеслись ко мне по-доброму. Это был прекрасный опыт, его значение для дебютанта просто невозможно переоценить.

— Тот самый «ДМБ», отметивший, кстати, недавно 15-летие, действительно получился очень смешным. Наверное, и за кадром какие-то забавные ситуации остались?

— — Таких было немало. Вспомню одну, знаковую. Мы снимались в настоящей воинской части. Меня вместе с Петром Коршунковым и Михаилом Петровским, игравшими рядовых Пулю и Штыка, побрили и одели в солдатскую форму. И вот в таком бравом виде идем мы по части, а навстречу офицер, капитан из третьей роты. Едва взглянув на нас наметанным взглядом, он быстренько определяет, где наше место и чем полезным можно занять нас в ближайшее время... После того, как выяснилось, что мы актеры, капитан не очень-то комфортно себя чувствовал, встречая нас в последующие дни съемок.

— В «Ворониных» вы очень убедительно играете неудачника Леню. Этот образ вами целиком придуман или нечто похожее в вашей жизни уже случалось?

— Вообще-то, когда я был маленький, меня одно время в школе обижали. И хотя это длилось очень недолго, я, наверное, что-то из этого опыта для роли почерпнул. Но в целом я этот персонаж подглядел, собрал, как кубик Рубика, из нескольких знакомых людей, так или иначе похожих на моего Леню. Можно сказать, групповой портрет в одном лице...

— А какая роль далась вам тяжелее других?

— Для меня подготовка к фильму «1812: Уланская баллада» была очень тяжелой. Дело в том, что в этой картине мне нужно было садиться на лошадь, а я страшно боялся этого, потому что очень болезненно упал с коня в 20 лет. Но из роли сцен не выбросишь... Пришлось собрать волю в кулак и снова заняться конным спортом. Все хорошо, что хорошо кончается. И себя преодолел, и научился большему, чем умел до съемок.

— Вы часто играете людей в форме, тех же полицейских. Скажите начистоту, гаишники к вам благоволят?

— Вообще-то я вполне законопослушный гражданин и правила движения стараюсь не нарушать. Хотя иногда все-таки получаю штрафы за превышение скорости или за неправильную парковку. Но тут сложно рассчитывать на какие-то послабления от автоматических устройств. Да и даже когда инспекторы ДПС меня узнают, никаких поблажек не делают. Тут я себя начинаю успокаивать: дескать, закон для всех един... А что еще остается делать? Может, когда совсем популярным стану, получу какие-то послабления, а пока не стоит на них рассчитывать. Дороже обойдется.

— Слышала, что однажды, когда вы опаздывали на спектакль, вам пришлось выбираться из такси, застрявшего в пробке, необычным способом — через окно. Правда?

— Чистая правда. Это случилось в новогодние праздники. На Бульварном кольце машины встали так плотно, что дверь нельзя было открыть. И никакого продвижения, намертво все застыло. Вот и пришлось покидать такси через окно и мчаться во весь опор на спектакль. Прибежал в театр без пяти семь, а в пять минут восьмого уже вышел на сцену.

— Может, лучше пораньше выходить, чем переживать такие стрессы? Вы, говорят, однажды опоздали и на съемки «Ворониных» из-за того, что проспали. А на репетицию в МХТ имени Чехова можно безнаказанно опоздать? Олег Павлович Табаков — строгий худ-рук или готов войти в положение?

— Олег Павлович — человек добрый и справедливый, так дословно и запишите. Хотя, чего скрывать, бывает и строг. Но, прямо скажем, такое качество художественному руководителю просто необходимо, ибо без дисциплины в нашей профессии никак нельзя, нам же только волю дай... А что касается моих опозданий на съемки, то это хоть и случалось, но очень редко и всегда по уважительной причине. Например, съемки назначены на шесть утра, а накануне я приехал после спектакля домой поздно вечером, даже ночью. Проспать в такой ситуации вообще-то немудрено. Но, боюсь сглазить, в последнее время я стал намного пунктуальнее, чем прежде, за годы тренировок выработал в себе наконец-то это ценное качество. И теперь приезжаю на работу вовремя, несмотря ни на какие обстоятельства.

— Вы пришли в МХТ шесть лет назад. Как отнеслись к вам старожилы театра?

— Все народные артисты внимательно присматриваются к молодежи, которая появляется в театре, неважно, со студенческой ли скамьи новичок явился или уже где-то поработал. Они посещают спектакли, наблюдают. Многие из них входят в художественный совет театра, и Олегу Павловичу важно их мнение по поводу того, что представляет из себя новый артист. Я такую проверку проходил, как и все. Знаете, когда к тебе подходит, скажем, Станислав Андреевич Любшин и говорит хорошие слова, это просто окрыляет. Это счастье. Но его надо добиваться.

— А как складываются отношения с мхатовцами-коллегами? В этом театре очень сильный актерский состав, большая конкуренция...

— Если вы про театральные интриги, то обычно их начинают плести, когда людям делать нечего. А у нас в театре актеры целеустремленные и востребованные. И у всех цель одна: выпустить хороший спектакль, сделать интересную роль. А большинство коллег-ровесников — мои друзья, с которыми я познакомился на съемочной площадке, еще прежде чем прийти в Художественный театр.

— Я так понимаю, что вы человек легкий в общении, и поддерживать хорошие отношения с окружающими для вас не проблема. Это так?

— Да, я никогда не испытывал особых сложностей в общении. Думаю, каждый человек должен уметь поддерживать с окружающими хорошие отношения, а если у кого-то не получается, то нужно обязательно этому учиться. Ведь легкость в общении — это не обязательно признак легкомысленности. Это качество, в конце концов, дает и свободу, и счастье в жизни.

— Когда вам предлагают роль, по каким причинам можете от нее отказаться?

— Может, это выглядит легкомысленно, но я сторонюсь играть совсем аморальных персонажей, у которых за душой нет ничего святого.

— Но ведь в мировой классике столько грандиозных отрицательных героев! Неужто вы хотите воплощать только добреньких?

— Да я не от классики отказываюсь, а от сплошной чернухи, которую порой возводят в абсолют. Как-то раз мне предложили сыграть персонажа, который начинает есть и выпивать прямо на том месте, где только что убил человека. И затем совершает еще ряд каких-то диких поступков, мотивы которых абсолютно ничем не обоснованы. Зачем, почему все это происходит? Нет ответа, никаких намеков на объяснение. И это, извините, совсем не мое. А вот злодеев из мировой классики я бы с удовольствием сыграл, но, увы, мне такие роли пока не предлагают. Может, лицом не вышел? Впрочем, мне пока не так уж много лет, чтобы отчаиваться по этому поводу.

— У вас есть хобби?

— У меня есть любимая работа, и мне интересно все, что с ней связано. Иногда готовишься к какой-то роли и обнаруживаешь для себя много нового. К примеру, интересные исторические факты. Начинаешь копать, вникать в детали — так и возникает хобби. Но до следующего интереса. Вот, например, перед съемками фильма «1812: Уланская баллада» я заинтересовался сабельным оружием, которое во время Отечественной войны было завезено в Россию. Там столько всего! Но приходит другая роль — и появляются другие интересы. А из постоянных... Если появляется свободное время, очень люблю ездить на рыбалку — к себе на родину, в Мордовию, или здесь, на водоемы Подмосковья. Вот недавно состоялся чемпионат среди артистов по рыбной ловле, так я там занял третье призовое место. Чем не повод для гордости?

Штрихи

Станислав Дужников родился в 1973 году в Саранске. В 1998-м окончил Театральное училище имени Щукина, курс Евгения Князева. Работал в Театре имени Гоголя, на «Фабрике театральных событий» М. Горевого, в Театре под руководством Армена Джигарханяна. С 2009 года — актер МХТ имени А.П. Чехова. На счету Станислава — более 70 картин в кино и на телевидении. В 2014-м Дужников получил звание заслуженного артиста Республики Мордовия.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9017
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5737
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4364
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?