В Выборге завершился фестиваль «Окно в Европу» — один из крупнейших кинофорумов страны. В его программе было заявлено порядка 130 фильмов — игровых, документальных, анимационных. Все киноплощадки города целую неделю работали в напряженном режиме. Просмотры начинались в 10 утра, а заканчивались порой в половине второго ночи.
Фестиваль стал еще и серьезной дискуссионной площадкой: здесь выступали с презентациями своих произведений, лекциями, мастер-классами крупнейшие мастера нашей культуры: режиссеры Александр Сокуров, Карен Шахназаров, Вадим Абдрашитов, писатель Дмитрий Быков, протодиакон Андрей Кураев, критик, культуролог Юрий Богомолов...
.jpg)
Режиссер Андрей Смирнов дает автографы поклонникам кино
На фестивале работало параллельно четыре жюри. В конкурсе анимационного кино главный приз получила десятиминутная поэтическая притча «Рыбы, пловцы, корабли» режиссеров Дмитрия Геллера и Андрея Кулева, основанная на китайском фольклоре. Награда вручалась с формулировкой — «За поэтичность и мастерское владение языком восточной культуры». В конкурсе неигрового кино главный приз достался режиссеру Наталье Гугуевой за фильм «Форсаж. Возвращение», рассказывающий о летчиках палубной авиации.
В конкурсе «Копродукция. Окно в мир» награда досталась документально-игровой картине «Красный русский» совместного производства российских и бразильских кинематографистов в постановке режиссера Чарли Брауна. Это исполненный юмора и драматизма рассказ о двух бразильских актрисах, которые решаются переехать в Москву, чтобы лучше изучить систему Станиславского.
В основном конкурсе «Игровое кино. Осенние премьеры» жюри во главе с известным драматургом, режиссером, продюсером Рустамом Ибрагимбековым ожидаемо (обозреватель «Труда» прогнозировал такой результат еще несколько дней назад) присудило главный приз фильму «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» в постановке молодого режиссера Александра Ханта. Эта гротескная комедия получила также диплом Гильдии киноведов и кинокритиков, а исполнитель главной роли Евгений Ткачук был назван лучшим актером фестиваля. Ранее картина произвела фурор на фестивале в Карловых Варах, где завоевала главный приз в конкурсе восточно-европейского кино. Осенью лента выйдет в российский прокат.
.jpg)
Евгений Ткачук был признан лучшим актером фестиваля
Неожиданными оказались результаты конкурса «Выборгский счет», который называют еще конкурсом зрительских симпатий, хотя, на самом деле, в голосовании участвуют не только зрители, но и участники, гости кинофестиваля. Обозреватель «Труда» прогнозировал здесь победу драматичному и глубокому фильму «Аритмия» Бориса Хлебникова, который ранее победил на «Кинотавре», а в Выборге был встречен бурными овациями и криками «Браво!» Но «Аритмии» в итоге досталось лишь второе место. Третье место занял уже упоминавшийся фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».
А победителем здесь неожиданно стала комедия Марюса Вайсберга «Бабушка легкого поведения» с Александром Реввой в главной роли, который попеременно изображает то лихого афериста по кличке Трансформер, то пресловутую бабушку, меняющую парики и наряды. В этом то ли фильме, то ли музыкально-эксцентрическом ревю Александру Ревве ассистируют певица Глюкоза, сам «король эстрады» Филипп Киркоров и еще дюжина менее именитых исполнителей.
Выступая перед премьерой фильма, Александр Рева сравнивал режиссера Марюса Вайсберга, ни много, ни мало, с Эльдаром Рязановым и Леонидом Гайдаем. Хотя комедии Вайсберга — такие, как «Гитлер, капут!», трилогия «Любовь в большом городе», «Ржевский против Наполеона», «8 лучших свиданий» — давно стали символом дурновкусия. Не отличается от них в лучшую сторону и «Бабушка легкого поведения», которая состоит из сплошных штампов и шуток ниже пояса. И то, что в конкурсе с обязывающим названием «Выборгский счет» победила заурядная, «злачная» картина, — это, на мой взгляд, ощутимый удар по репутации фестиваля.
