Главная Работа Люди 00:17 13 Октября 2017 8950
Надо ли задирать нос в кабине?

Давайте разберемся, кто и что стоит за требованиями Шереметьевского профсоюза летного состава

Глеб Тюрин

«Когда на собрании коллектива летного комплекса вчерашний выпускник Ульяновского училища, а ныне второй пилот Airbus заявляет, что он, видите ли, «элита нации», мне хочется встать и сказать, кто он есть на самом деле. Человек учился за счет государства и авиакомпании, в 22 года имеет зарплату 300 тысяч рублей, а завтра пойдет бастовать, чтобы ее повысили? Хочется пожелать этой элите не терять берега...» — так мне ответил один из старейших сотрудников «Аэрофлота» на вопрос о том, кто же прав в споре пилотов и их работодателей.

Да, летчики — это штучный товар. Белая кость, классные специалисты, здоровые, талантливые, успешные и высокооплачиваемые. Средняя зарплата командира воздушного судна в российских авиакомпаниях доходит до 500 тысяч рублей. Когда эти парни заявляют, что материальное вознаграждение надо бы поднять, поскольку в некоторых западных компаниях и в Китае она выше, они надеются на понимание и даже сочувствие со стороны сограждан: работа тяжелая и вредная, а летный век короток, как у спортсмена, надо успеть обеспечить будущее себе и семье. Но народные симпатии почему-то не на их стороне. Бастующие шахтеры и дальнобойщики вызывают куда больше сочувствия и понимания. Такое вот стихийное представление о справедливости.

Отстаивают интересы пилотов профсоюзы. В крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот» их два, но на слуху постоянно ШПЛС — Шереметьевский профсоюз летного состава, который находится в жесткой конфронтации с администрацией. Трудовые споры нередко выливаются в акции протеста и становятся предметом судебных тяжб.

Впрочем, за четверть века существования ШПЛС в его истории накопилось немало громких скандалов и разборок. Так, в лихих 90-х президиум профсоюза предложил летному составу сброситься на создание организации «Материк», которая построит для летчиков коттеджи в ближайшем Подмосковье за смешные деньги. В результате клюнувшие на заманчивое предложение пилоты «Аэрофлота» потеряли вложенные средства. По такой же схеме развивалась и операция «Сахар». Тогда профсоюзные деньги были вложены в откровенную аферу — в итоге ни прибыли, ни возврата вложений. «Не получилось, — разводили руками закоперщики из профсоюза. — Что делать, это бизнес...»

Якимиваара — отдельная история. Сейчас уже и название это мало кто вспомнит. А была такая база отдыха на Карельском полуострове и подарена она была профсоюзу. И вот на очередной конференции докладывает президент ШПЛС, что база продана за символические деньги управляющему этой базы, поскольку, мол, нерентабельна. Остался вопрос: и зачем управляющий купил нерентабельную базу? И осадочек. Как и от истории с теннисным кортом. Выделил тогда президент ШПЛС (уже третий) деньги на укрепление спортивно-оздоровительной базы и построил корт... у себя на даче. И говорит всем: «Приходите, играйте!». Из таких мелочей, если хотите, репутация складывается.

Подобных историй на пути ШПЛС немало. Но не будем сейчас их ворошить, обратимся к последним судебным тяжбам. В апреле 2015 года Мещанский суд Москвы вынес приговор троим активистам ШПЛС, признав их виновными в покушении на мошенничество. Пилоты Пулково с иском против авиакомпании «Россия» дошли аж до Верховного суда, но он в итоге отклонил требования об индексации заработной платы, признав существующую вполне адекватной российским реалиям.

А почему вообще надо выяснять отношения в суде? Как насчет социального партнерства, которое предполагает рабочие встречи, конструктивный диалог, встречное движение и разумные компромиссы? Тем более что пилоты, положа руку на сердце, и в самом деле не обижены судьбой и работодателем. Скажем, в том же «Аэрофлоте» постоянно вводятся надбавки и коэффициенты к зарплате, практикуются единовременные выплаты при заключении трудового договора. А ведь есть еще наземный персонал: инженеры, техники, служба организации перевозок. Чем они хуже? Все же делают общее и очень ответственное дело, но разница в оплате труда — кратная.

«Профсоюз — организация по природе своей конфликтная, поскольку прежде всего обязана отстаивать интересы работников, — рассуждает Валерий Селитринников, руководитель Общероссийского профсоюза авиационных работников (ОПАР). — Надо понимать, что работодатели — это чаще всего собственники бизнеса, они в первую очередь пекутся о доходах. Тем не менее к голосу профсоюзов все прислушиваются, когда садимся за стол переговоров. Мы действуем через трехстороннюю комиссию: профсоюзы, работодатели и представители правительства. И добиваемся результатов — разумеется, с учетом российских реалий, включая размер материального вознаграждения. Для нас сейчас самая актуальная проблема — зарплата бюджетников-метеорологов, которые в регионах получают 6-10 тысяч рублей. На этом фоне требования пилотов, при всей сложности и уникальности их работы, выглядят несколько завышенными. Это, кстати, публично признал министр транспорта Максим Соколов...»

По мнению председателя Профсоюза авиационных работников Москвы Валерия Трифонова, зарплата летного персонала — забота менеджмента авиакомпаний, которые являются частными предприятиями. Тут важно сохранить баланс: удержать пилотов от поисков работы за рубежом, выплачивая достойное вознаграждение, и при этом не вызвать конфронтацию с наземным персоналом, получающим за труд много меньше. Когда разрыв в материальном стимулировании существенный, это создает известное напряжение. Единых стандартов нет, все решается в рамках коллективных договоров. И вот тут, по словам Трифонова, слово за профсоюзами — «эта щука всегда нужна в озере, чтобы карась не дремал».

Пословица правильная. С условием, что одна щука не диктует свои порядки всем другим обитателям водоема. Иначе это уже явное хищничество. И вполне может повториться история МПРА — некогда самого боевого профсоюза в автомобилестроении. Все мы помним, как его активисты собирали народ на митинги и объявляли забастовки. Их хвалили за боевитость. А что сейчас? Российский автопром в глубоком кризисе, останавливаются сборочные конвейеры, сокращается производственный персонал. И об акциях протеста профсоюза больше не слышно. Не потому ли, что в свое время не искали разумный компромисс?

Слово эксперту

Александр Мирошниченко, заместитель командира учебно-летного отряда в «Аэрофлоте», летает в качестве инструктора на Airbus

— Я знаю работу Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) изнутри. Состоял в нем со дня основания, был даже членом президиума, но ушел из соображений принципиальных. Организацию скомпрометировали в том числе и финансовые скандалы, в которых оказались замешаны профсоюзные лидеры. Эти истории общеизвестны, не буду говорить о них сейчас. В настоящее время профсоюз возглавляют люди, чьи профессиональные и личные качества я искренне уважаю. Но их действия считаю неприемлемыми — они деструктивны и разрушительны. Чтобы решать вопросы, надо уметь договариваться! Их не раз приглашали на переговоры и бывший, и нынешний генеральный директор «Аэрофлота». Должен быть двусторонний процесс, когда люди настроены слышать друг друга, а не выдвигать ультиматумы. Сейчас же вся деятельность ШПЛС сводится к тому, чтобы любыми способами досадить руководству авиакомпании, с которым они находятся в постоянном противостоянии. Наглядный пример — позиция по рынку труда. Профсоюз категорически против найма иностранных пилотов, но при этом он за то, чтобы российские летчики искали себе рабочие места за рубежом. Но ведь так не бывает: либо рынок открыт и все его участники равноправны, вольны действовать в своих интересах, либо рынок регулируется в интересах общества и государства. А здесь борьба за права коллектива и свободу слова на деле сводится к тому, что сотрудники выступают от лица компании, которая им это право не делегировала. Разумеется, она эти действия пресекает. Профсоюз сначала провоцирует работников на такие выступления, а потом начинает их защищать посредством судебных исков. При этом никто не запрещает высказывать свое мнение — в прессе, в блогах, на собраниях, пожалуйста, говорите от себя лично.

 

Люди 00:17 / 05 Апреля 2024 5405
Пожарные бунтуют

«Да гори оно синим пламенем!» - за такие-то деньги...

Алекс Зверев
Труд
Власти предупреждают: в этом году пожароопасный сезон в России может пройти сложнее, чем прошлый. Фото: Денис Бочаров/news.ru, globallookpress.com

«Лето в России станет самым жарким за всю историю наблюдений», — напугали страну еще в начале года синоптики. Ссылаясь на неназванных экспертов, они предсказали в июне среднюю по стране температуру...

Президент поручил обеспечить к 2030 году снижение уровня бедности населения в РФ ниже семи процентов

Александр Киденис
Труд
На первых порах вывести из бедности предлагается около 3,5 миллиона россиян. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

На сайте Кремля в списке поручений президента появился пункт: обеспечить к 2030 году снижение уровня бедности населения в РФ ниже 7%, среди многодетных семей — ниже 12%. Ответственным назначен премьер Михаил...

Несколько мгновений - и вся жизнь Анатолия Квочура

Анатолий Журин
Труд
Фото: © Anvar Galeev, globallookpress.com

Не стало знаменитого летчика-испытателя, Героя России Анатолия Квочура. Зарубежная пресса его называла «русской летающей ракетой». За годы работы в ОКБ имени Микояна он первым поднимал в небо МиГ-23, МиГ-25,...

Чем больше человек принадлежит своему народу, тем больше он сможет сделать для всего мира. К нему это относится в полной мере

Елена Исупова, переводчица статей и книг Дж. Кьезы
Труд
Фото: Andrea Ronchini/Zumapress.com, globallookpress.com

Шел 2008 год. Мама сказала мне, что по первой программе покажут фильм про 11 сентября, который снял Джульетто Кьеза, итальянский журналист, умеющий докопаться до правды. Мама нечасто кого-то хвалила, но имя мне показалось...

20 иностранцев были привлечены к административной ответственности, восьмерых выдворили из России

Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Сотрудники управления Федеральной службы безопасности России по Донецкой Народной Республике провели в Мариуполе рейд по выявлению мигрантов, находящихся на территории РФ незаконно. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-релиз силового...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?