В ГИБДД предложили «надуть» автобусы

Непонятно, о каких автобусах идет речь. Если в ГИБДД имели в виду вообще все автобусы, включая городские, то есть ряд вопросов. Фото: globallookpress.com

Ведомство предложило оснастить этот вид общественного транспорта подушками безопасности


ГИБДД на этой неделе поразила россиян потрясающей новостью: в ведомстве рассчитывают к 2020 году усилить каркасы безопасности пассажирских автобусов, крепления сидений и оснастить этот транспорт подушками безопасности. По мысли авторов инициативы, подобные изменения должны снизить риск смертности и травматизма пассажиров во время аварий.

Подробности проекта, который уже успел поддержать Росстандарт, пока не раскрываются, поэтому нам остается теряться в догадках: как именно предполагается реализовать дерзкую идею и как при этом планируется обойти законы физики?

Вопрос безопасности пассажирских перевозок в нашей стране действительно стоит очень остро. Недели не проходит без сообщения об очередном страшном ДТП с участием автобуса. Только за один день 11 марта в России было зафиксировано больше десятка аварий с участием пассажирских автобусов. Вот лишь некоторые из них: «В Мытищах столкнулись автобус и «КамАЗ» — пятеро детей пострадали», «В Шимском районе Нижегородской области перевернулся автобус — пострадали два человека», «В Санкт-Петербурге столкнулись рейсовый автобус и маршрутка — и опять в результате ДТП пострадали люди, в том числе дети», «В Волгограде в столкновении автобуса с иномаркой и тягачом погибли двое, еще несколько человек были госпитализированы с травмами различной степени тяжести...»

При желании этот список можно было бы продолжать и продолжать, но и без того очевидно, что безопасность пассажирских перевозок в стране далеко не на самом высоком уровне. Проблема назрела давно и ее необходимо решать. Но все ли средства для этого хороши? Как предполагают многие эксперты, нынешнее предложение ГИБДД усилить конструкцию автобусов, крепления сидений и оборудовать пассажирский транспорт подушками безопасности как минимум неоднозначно.

Непонятно, о каких автобусах идет речь. Если о междугородних и международных, то тут все неплохо. Усиленная конструкция и подушки безопасности станут логичным продолжением ранее введенной обязанности оборудовать весь этот транспорт ремнями безопасности. Но если в ГИБДД имели в виду вообще все автобусы, в том числе и городские, то здесь есть целый ряд вопросов.

Во-первых, число мест для сидения в общественном транспорте, как правило, гораздо меньше мест для стояния. И если за положение сидящего человека в автобусе еще можно хоть как-то ручаться, то что делать с десятками тех, кто располагается по салону автобуса как попало, особенно в час пик? Что и где надувать для защиты этих пассажиров при ДТП? Кроме шторок на окнах, ничего более или менее адекватного в голову не идет, но и этот вариант может принести больше вреда, чем пользы, если только одномоментно не перестанут прислоняться к окнам. Очевидно, что для городского автобуса куда важнее иметь травмобезопасный салон, выполненный из мягкого пластика и лишенный жестко закрепленных поручней, чем подушки безопасности, но об этом в инициативе ГИБДД не сказано ни слова.

Во-вторых, усиление конструкции автобусов неминуемо скажется на их пассивной безопасности. Кому, как не ГИБДД, знать, что любая деформация корпуса поглощает энергию столкновения, а если сделать конструкцию излишне жесткой, то вся энергия просто передастся в салон, превратив находящихся там пассажиров в фарш.

В-третьих, кто-нибудь уже считал экономику этого предложения? Стоимость самого обычного городского 9-12-метрового автобуса отечественного производства колеблется в диапазоне от 12 до 18 млн рублей. До каких небес она взлетит после того, как автопредприятиям придется пересмотреть конструкцию своей продукции от и до? И какой после всего этого станет стоимость проезда в таком транспорте? Можно, конечно, сказать, что на безопасности не экономят и нечего считать деньги там, где речь идет о жизни и здоровье людей. Вот только почему идти к поставленной цели нужно именно кружным, ухабистым путем? Почему бы не начать с чего-нибудь, пусть и не такого амбициозного и затратного, но едва ли менее эффективного?

Давайте пойдем от простого к сложному: запретим эксплуатацию пассажирских автобусов без ABS и ESP. Глядишь — они и перестанут лишний раз вылетать в заносе на встречку и уходить в кюветы. Потом сделаем обязательными электронные системы помощи водителю: контроль слепых зон, слежение за усталостью водителя и за разметкой. Глядишь — и это принесет свои положительные плоды. А уж когда все очевидные шаги будут сделаны, можно начать и автобусы «надувать». И даже начинать мечтать о креслах-катапультах для пассажиров междугородних рейсов...

Юрий 05 Мая 2019, 19:36
Вы все как дети. 90 транспорта в нашей стране вообще ни разу небыло на пунктах диагностики. Я проработал почти 30 лет на автобусах, единственное техосмотр был когда был советский союз. После где бы я не работал талон привозили в гараж, причем в большинстве это были менты. Дальше- если поставят эти одушки например они будут срабатывать при любой незначительной аварии. А потом никто не будет их восстанавливать.(пример легковых автомобилей после аварии в лучшем случае тебе заклеют что бы небыло видно что подушка сработала) Короче эта инициатива очередное отмывание денег. Не надо придумывать велосипед, просто надо культуру вождения развивать!
константин 05 Мая 2019, 12:03
больше всего пассажиров травмируется при торможении даже без столкновения с другим авто или резком маневре поэтому непонятно бездействие различных контролирующих органов вроде гибдд угадн отделов по транспорту при проведении различных профилактических мероприятий типа автобус маршрутное такси пассажир которые видят нарушение но мер не принимают
Гена 03 Мая 2019, 17:44
Это не реально. Вот если оснастить каждое кресло катапультом с парашютом, на крышах автобусов разместить инструкторов, по числу мест. Стоящим пассажирам одеть капсулы с турбореактивными двигателями, оснащенными системой гланас, вот тогда и смертность при ДТП снизиться на 0.0005
Гость 03 Мая 2019, 15:31
какой бред
константин 03 Мая 2019, 08:39
при прохождении тех осмотра выдается диагностическая карта в которой указано что автобус оборудован исправными ремнями безопасности и на основании этого документа с печатью и подписью приобретается полис осаго и ответственности перевозчика много ли вы видели автобусов а особенно маршрутных такси в которых ремни безопасности есть кроме водителя у кого либо в салоне




Кто, по вашему мнению, стоит за массовыми акциями протеста в Грузии?