Место встречи изменить нельзя

Фото: globallookpress.com
Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Опубликовано 00:07 15 Июня 2018г.

Станислав Говорухин снимал только то, что ему было по-настоящему интересно


Вчера в подмосковном санатории «Барвиха» после продолжительной болезни, с которой он, боец по жизни, боролся до самого конца, умер Станислав Говорухин. Режиссер, сценарист, публицист, актер, альпинист, художник, общественный деятель, политик. А если говорить в целом, это была яркая, крупная, масштабная личность, повлиявшая не только на художественные, но и на общественно-политические процессы, которые происходили в стране в последние десятилетия.

Не самый знаменитый режиссер из Одессы, приехавший покорять Москву, он обрел широкую известность на волне перестроечных процессов. Его статьи в газетах, документальные фильмы «Россия, которую мы потеряли» и «Так жить нельзя» стали знаменем и символом тех бурных лет. Люди стояли в очередях, жгли костры, чтобы после долгих лет цензуры и застоя услышать с экрана долго скрываемую правду о нашей жизни. Закономерно, что Говорухин, никогда не состоявший в КПСС, стал в то время одним из лидеров вновь образованной Демократической партии России.

Но его очарование демократией, во всяком случае в ее российском варианте, было недолгим. Говорухин быстро разочаровался в Ельцине, примкнул к Зюганову, потом охладел и к нему. Позже восхищался Лужковым и Примаковым, воевал с Путиным, в 2000 году пробовал сам баллотироваться в президенты, но набрал всего лишь 0,44% голосов избирателей.

В 2005 году, еще раз пересмотрев свои взгляды, вступил в партию «Единая Россия» и с тех пор стал последовательным сторонником Путина, главой его предвыборного штаба и председателем Общероссийского народного фронта. В последние годы был председателем думского комитета по культуре.

Его политические метания у многих вызывали и вызывают нескрываемую иронию. Иначе трактует личность Говорухина его коллега, кинорежиссер Сергей Соловьев. В одном из наших интервью он так обрисовал своего многолетнего (еще со времен ВГИКа) друга: «Станислав Сергеевич, конечно, человек уникальный. Его часто не понимают. Очень часто поругивают и просто в открытую ругают. Его это никогда не волновало. Я не могу припомнить ни одной ситуации, в которой Говорухин поступал так или иначе только потому, что хотел кому-то понравиться. Вот чего не было, того не было. Он всегда поступал так, как считал нужным поступить, и говорил то, что считал нужным сказать. И единственный, кому он хотел и хочет понравиться, — это внутреннему себе».

Добавлю от себя, что такой была позиция Станислава Сергеевича и в искусстве. Он никогда не снимал кино на потребу власти или обывателям, делал только то, что ему самому было по-настоящему интересно. И в итоге это становилось интересно миллионам. А такие фильмы, как «Вертикаль», «Десять негритят», «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину», «Место встречи изменить нельзя», «Артистка», «Не хлебом единым», «Конец прекрасной эпохи» стали нашим общим духовным богатством.




Как вы считаете, нужно ли повыгонять Кокорина с Мамаевым их из клубов?