Главная Культура 00:39 15 Августа 2014 2328
Свет, цвет, душа и другие стройматериалы

Сегодня исполнилось бы 60 лет фотохудожнику и издателю Юрию Холдину, давшему новую жизнь фрескам Дионисия

Екатерина Данилова

Юрий Холдин трагически погиб семь лет назад, но его труды переживут века. И в этом нет никакого зряшного пафоса. Холдин вошел в историю современного искусства как автор просветительского проекта «Свет фресок Дионисия — миру». Его масштабная выставка (более 400 работ) с 2011 года работает в музее храма Христа Спасителя.

Впервые за более чем 500-летнюю историю знаменитые фрески Ферапонтова монастыря, которым посвящена работа фотохудожника, получили достойное представление на центральной столичной площадке. И все благодаря тому, что 12 последних лет своей жизни Холдин отдал исследованию и созданию беспрецедентного изобразительного материала, давшего фрескам Дионисия новую жизнь. Шедевр с полутысячелетней историей перестал восприниматься как реликт канувшей в Лету цивилизации. Благодаря свежему взгляду нашего современника он органично вошел в пространство современной культуры. Образ этой уникальной пространственной росписи, сохранившейся в русской глубинке на Вологодчине в первозданной целостности и в начале XXI века заново открытой для нашего времени Юрием Холдиным, можно теперь видеть в постоянной экспозиции.

Вышедший в 2002 году альбом Юрия Холдина «Сквозь пелену пяти веков» стал откровением для ценителей древнерусского искусства. Как и первая передвижная выставка в 2006-м, стартовавшая в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Так где же истоки столь счастливого труда двух подвижников — древнего и современного? Что-то же тянуло Холдина в начале 1990-х на Соловки, на эту русскую Голгофу, где так тесно оказались переплетены предательство, богооставленность, крестные страдания и — Воскресение, пасхальная радость. Именно это увидел на Соловках Холдин, начиная важнейший этап своей творческой жизни.

До него фотографы, пытавшиеся добиться единого освещения, всегда снимали фрески ночью. Чтобы исключить влияние переменчивого дневного света, они использовали иcкусственный фронтальный свет, а такой прием грубо искажает цвет, создает тени и черные провалы в пространстве собора. Либо предшественники Холдина вообще при съемке отказывались от передачи пространственной перспективы, обрезали изысканные композиции Дионисия и подавали их как вырванный из контекста фрагмент.

Юрий Холдин первым стал снимать днем. Он нашел свои приемы для передачи колористической гармонии фресок при тех сложных условиях переменчивого дневного света, когда, казалось бы, по законам физики правильно передать цвет невозможно.

Фотографы и кинематографисты знают, что цвет — одна из самых капризных материй. Существует даже такое понятие, как «цветовая температура света». Нужно было непрестанно просчитывать эту температуру света, чтобы выдерживалась ровная, однородная колориметрия при создании огромного цикла работ. Работая несколько лет в разное время дня, он создавал для пленки идеальные условия, выравнивая разнородный световой диапазон освещенности собора, чтобы пленка постоянно видела полдень солнечного дня.

«Я заставлял пленку увидеть так, как человек видит это во время литургии, когда включаются паникадила, горят свечи:» — объяснял Юрий. Причем под каждую композицию он создавал индивидуальную схему освещения, находил одну единственно правильную точку съемки, не допускающую перспективных и смысловых искажений. Тем самым не допускал ни малейших погрешностей в передаче не только трехмерного пространства собора, но и четвертого — духовного измерения, составляющего душу фрески.

«Для профессионала не существует мелочей» — для Холдина это было одним из главных правил жизни. Компромисные решения для него были неприемлемы — в силу особой профессиональной честности. И потому он не только постоянно отслеживал фотографические оттиски своих выставочных работ, не оставляя права на существование работам несовершенным, но даже типографский тираж ревностно просматривал, не желая из своих рук выпускать в мир даже минимальные отклонения от эталонных цветопроб, подготовленных им как паспорт фрески по цвету. А ведь это, казалось бы, неизбежно и допустимо при печати массового тиража. Но не принимала таких допусков ни при каких условиях душа художника!

Адекватное прочтение ферапонтовского цикла, где так счастливо соединились для нас гений русского иконописца XV века и талант современного мастера фотоискусства, вызвало мгновенный и глубокий резонанс. «Когда я увидел книгу Юрия Ивановича Холдина, я понял, что это сделано человеком, который не просто фотограф, а для которого фрески Дионисия стали одной из главных составляющих его жизни. Это еще до знакомства с ним. И когда он ко мне пришел рассказать, что же такое эта его книга, о своих планах, я понял, что он из людей одержимых. Одержимых идеей. И мне с ним было очень интересно общаться. С какой теплотой он говорил о таких, казалось бы, механических вещах, как новая бумага, на которой работы печатаются, о каких-то придуманных приспособлениях для фотоаппарата — говорил об этом как о живых вещах! Вообще этот фонд «Фрески Руси» с проектом «Свет фресок Дионисия — миру» я считаю одним из интереснейших проектов, это как бы наш ответ Чемберлену», — вспоминал Савва Ямщиков.

Аналитиками искусства проект Холдина был назван переворотом в искусствоведении и книгоиздании одновременно. И книга-фотоальбом «Много званых. Памяти Юрия Холдина», выпущенная к юбилею мастера, стала тому подтверждением.

«Творчество Дионисия — это явление Духа и Силы, а Юрий Холдин соединил своим творчеством эпоху Дионисия с нашей современностью, создал совершенно уникальное произведение, — говорит протоиерей Леонид Калинин. — Он сумел донести до нас без теней, без тьмы, в Свете Божием, в красоте, в полноте всей этой живописи то, что мы с вами вряд ли сможем увидеть когда-нибудь, даже если придем в ферапонтовский храм Рождества Пресвятой Богородицы: Сумел создать действительно что-то значимое, что-то такое, над чем время не властно».

Голоса

Юрий Кублановский, поэт

— Жизнь Юры была творческим горением и служением. Теперь, осваивая его фотохудожественное наследие, проясняем для себя, насколько же оно значительно. Сто лет назад Игорь Грабарь и Александр Бенуа по-новому открыли России искусство Древней Руси. Фоторабота Юрия Холдина над фресками Дионисия — сродни той, начала прошлого века...

Борис Любимов, ректор Щепкинского училища

— Встреча с Юрием Холдиным оказалась для меня неожиданной и загадочной, и загадку эту придется разгадывать до конца дней. Почему есть у работ Юрия такие названия — «В пространстве света», «Свет уходящего дня», «Закатный луч»?.. В названиях нередко звучит тема света, исходившего от его собственной незаурядной личности и кратковременности его жизни.

 

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3605
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3549
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3306
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?