Главная Культура 00:21 15 Декабря 2017 9222
Неизвестный Свиридов

Завтра день рождения Георгия Свиридова — уже 102-й. Некруглая дата, но накануне случились события, сделавшие эти дни особенными. Умер Дмитрий Хворостовский, преданный исполнитель музыки Георгия Васильевича. Посмертно выдвинут на «Грэмми» последний диск, который Дмитрий записал, — «Отчалившая Русь» Свиридова на стихи Есенина. А еще не стало в Москве квартиры Георгия Васильевича. Как будто дух художника, отразившего в музыке путь России сквозь великое и трагическое ХХ столетие, превратился в неприютного странника.

Дмитрий Хворостовский, уже зная о своей роковой болезни, захотел записать поэму Свиридова и попросил композитора Евгения Стецюка сделать ее оркестровку. Летом 2016 года под управлением дирижера Константина Орбеляна запись состоялась. Символично: четверть века назад сотрудничество певца с композитором началось именно с поэмы «Отчалившая Русь» — тогда еще в первоначальной редакции для голоса и фортепиано. Причем впервые Хворостовский исполнил ее с пианистом Михаилом Аркадьевым в Лос-Анджелесе — городе, где традиционно проходят церемонии вручения премии «Грэмми» (очередная — совсем скоро, 28 января). После заключительных аккордов американцы встали...

В 1994-1995 годах с «Отчалившей Русью» Хворостовский с Аркадьевым объехали полмира. Поэма звучала в Вене, Гамбурге, Лондоне (дважды), Торонто, Кельне, Осло, Глазго, Лионе, Базеле, Париже, Мюнхене, Кардиффе.

И всюду успех! А вскоре хозяин квартиры на Большой Грузинской представил исполнителям отобранные им специально для Хворостовского песни на слова Блока, из которых был составлен новый опус — поэма «Петербург». Ее мировая премьера состоялась в лондонском Вигмор-холле 23 мая 1996 года в присутствии автора. И с этой поэмой Хворостовский с Аркадьевым также объездили мир.

Так судьба свела их, композитора и певца, в одном времени и в одном пространстве. В одной из последних тетрадей «Разных записей» Свиридов отметил: «1997 год. 16 июля. Два дня у меня был Д.А. Хворостовский, проездом из Красноярска, где он давал сольный концерт: I отд. — 6 романсов П.И. Чайковского, а также 4 песни из цикла «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера. Во II отд. «Петербург» — целиком. Исполнение в целом близкое к совершенству: Прекрасные два дня провел в дружеской, возвышенной обстановке. Д.А. очень возмужал за эти годы, умный природно, воспитанный человек, с громаднейшим дарованием. Дай Бог ему здоровья и всего хорошего. Подарок мне от судьбы на старости лет».

... Символично: квартира Свиридова на Большой Грузинской была продана 22 ноября, в день, когда умер Хворостовский. После многих попыток наследников устроить в ней музей выяснилось, что это невозможно. Мемориальные вещи, огромный архив композитора повисли в воздухе...

Совсем по Есенину: «Не ты ли плачешь в небе, Отчалившая Русь?»

Через все творчество Свиридова, родившегося и умершего в казенном жилье, проходит тема странничества и мечта о своем родном доме: «Ребенком, давно я покинул свой дом...», «Где ты, где ты, отчий дом?», «Я странник убогий:». Еще в 1970-х Свиридов заметил, что вся Россия как села в столыпинские вагоны, так до сих пор, бездомная, едет в них.

Когда выяснилось, что в квартире на Большой Грузинской музею Свиридова не бывать, я обратился к курянам, землякам композитора. Спасибо, те откликнулись, я отдал городу на временное хранение всю обстановку кабинета и гостиной из квартиры Георгия Васильевича, рояль, библиотеку. Решили создать Свиридовский мемориальный центр, выделили три комнаты наверху бывшего Дома офицеров (ныне — филиал Курской областной филармонии). Лифта там нет. Как поется в свиридовских «Петербургских песнях», «меня без всяких поводов загнали на чердак»...

Тем временем специалисты, с которыми я советовался, в один голос твердили: необходим полнокровный музей, а не приложение при облфилармонии. И мы со скульптором Николаем Криволаповым, автором памятника Свиридову в Курске, и главой Фонда любителей музыки Свиридова Леонидом Марченко обратились к советнику президента России Владимиру Толстому. В конечном счете идею музея в Курске поддержал и Владимир Путин, но его поручения, в том числе министру культуры РФ и губернатору Курской области, увы, так и повисли в воздухе.

Между тем дело не только в сохранении мемориальных вещей. После Свиридова остался огромный и бесценный архив, для хранения, описания и изучения которого требуются специальное помещение и квалифицированные силы. Чтобы представить себе, что это за наследие, достаточно сказать, что во второе издание книги «Музыка как судьба» вошли тексты 22 тетрадей «Разных записей» Свиридова — но всего этих тетрадей свыше 180. А еще папки разрозненных листов с записями, тысячи писем. А главное, свыше 10 тысяч листов нотных рукописей, добрая половина которых содержит вполне и частично законченные сочинения, еще никогда не звучавшие. Среди них — оратории «Двенадцать» и «Песни о России» на слова Блока, «Песни Гражданской войны» на слова А. Прокофьева и П. Тычины, «Мужик» на слова русских поэтов, кантаты «Из Клюева», «Из Рубцова», «Из Кайсына Кулиева», четыре монолога для баса с оркестром «Из Пушкина»...

Как-то Георгий Васильевич в разговоре со мной посетовал: «Знаешь, я какой-то межеумочный композитор. Написал бы балет или симфонию, возили бы их по всему свету, жил бы я припеваючи. А я пишу хоры, песни...» В одной из своих тетрадей он с иронией заметил, что балет и виртуозная инструментальная игра стали у нас главными, государственными видами музыкального искусства, а хоровая музыка — глас народа, хоры, хормейстеры — изгои в собственном отечестве.

Обращение к хору, к слову у Свиридова было вполне осознанным. Композитор стремился самым полным и цельным образом отразить век, в котором довелось жить огромной стране. Недаром в записях начала 1990-х у него встречается: «Современное русское искусство должно быть обращено (в упор!) к России, оно должно помочь ей решить сложнейшие и важнейшие внутренние духовные задачи, осмыслить ее путь, сокровенное».

Бесспорно, одной из стержневых тем его стала революция. Отношение к ней у Свиридова сложное, оно менялось вместе с общественным сознанием и обстоятельствами личной судьбы. В неопубликованной тетради записей 1985 и 1992 годов читаем: «Детство — народные песни, революционные песни, песни Гражданской войны. Отец, погибший на Гражданской (расстрелян деникинцами). Провинциальный городишко — Фатеж, позднее Курск, где все это (Революция, Гражданская война) очень памятны, очень живы: Близость к событию, сопричастность к нему, отсветы ее на моей судьбе привели к тому, что Революция стала как бы сквозной темой моего творчества».

Есть у Свиридова и такие мысли: «Очистить и сделать Красную площадь торжественной площадью, свободной от присутствия войск, демонстрации орудий убийства. <Вместо> памятника палачу Л<енину> восстановить памятник А<лександру> II, освободителю крестьян....»

Но никогда этот человек, на глазах которого прошла вся история советского государства, от его зарождения до самоликвидации, сам испытавший невзгоды и знавший не понаслышке страшные стороны ХХ века, в своем творчестве не стремился очернить, окарикатурить образ России. В 1988-м он говорит о «Поэме памяти Сергея Есенина»: «Такие события, как революции, гражданские войны, — слишком большие. Их нельзя кончать просто какой-либо похоронной нотой. Это будет ничтожно. Это громадные события, они носят в себе космическое... И тогда мир бурлил, и мир бурлит и сейчас».

Думаю, Свиридов был бы поражен тем, как скромно, я бы сказал, стыдливо отметили у нас столетие Октября. Несколько музейных выставок и фильмов отнюдь не оскаровского качества: Похоже, Россия, испугавшись своей революции, решила ее попросту забыть. Забыть и ее жестокости, и ее творческий дух. Сегодня «исторические преимущества социализма» демонстрируем не мы, а Китай. Вот, очевидно, самый сочный плод русской революции. Но поют ли там Свиридова?

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3385
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3292
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3133
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?