Главная Культура 13:21 16 Февраля 2016 4207
Люди и манекены

В Пермской опере попытались разгадать загадку Дон Жуана

Сергей Бирюков

На начавшемся в Москве фестивале «Золотая маска» прошел один из самых событийных показов: «Дон Жуан» Моцарта в интерпретации лидера российского аутентизма дирижера Теодора Курентзиса и возглавляемого им Пермского театра оперы и балета. Корреспонденту «Труда» довелось попасть не просто на спектакль, а на генеральную репетицию 11 февраля – и там яснее понять, как же разгадывает маэстро тайну Дон Жуана и чего для этого требует от исполнителей.

Опера эта – в самом деле таинственней некуда: при внешней веселости – бесовщина не слабее Гофмана. Создать такой триллер из дивных мелодий и легчайших партитурных кружев мог только Моцарт. Мало кому из постановщиков удается пройти по этому лезвию. Плюс специфическая культура моцартовского пения, до сих пор диковинная для отечественных сцен.

Среди чудиков, составляющих воинство Дон Жуана, можно заметить персонажей, похожих на Кончиту Вурст и девицу из феминистского движения Femen

Но Курентзис – опытный специалист. Памятна, например, его постановка «Дон Жуана» 2010 года на фестивале в Экс-ан-Провансе, затем перенесенная на Новую сцену Большого театра. Даже от супер-академичного ГАБТа Теодор смог добиться игры на старинных или копированных с них инструментах – струнных с жильными струнами, натуральных медных и пр. Понятно, что в своем родном Пермском театре, где собаку съели на аутентизме (вспомним хотя бы прошлогодний хит «Маски» – спектакль «Королева индейцев») он неукоснительно соблюдает это условие. Хотя чего ему стоило собрать этот инструментарий в Перми, далеко не столь богатой финансовыми ресурсами, как столица, можно только догадываться.

По внешности может возникнуть впечатление, что музыка даже слегка проигрывает от погружения ее в старинную манеру. Увертюра звучит, на современный слух, плосковато, стык ее инфернального начала и последующего веселого аллегро подан без привычного пафосного замирания. Никакого музыкального нравоучения, просто преамбула: речь-де пойдет у нас о том и том, а уж вам судить, кто тут прав, кто виноват.

Музыканты Пермского театра оперы и балета освоили труднейшую технику игры на старинных духовых инструментах

Зато какое качество подачи моцартовской интонации! Какая слитность оркестра! За все три часа звучания в уши бросился один-единственный небольшой кикс валторн – а ведь играть на натуральных инструментах, где, грубо говоря, одна простая дудка и никаких клавиш-вентилей, так что все тонкости интонации достигаются исключительно напряжением губ – намного сложнее, чем на современных.

Как добивается этого дирижер, известно только ему и оркестру Пермской оперы. А вот как он работает с певцами и чего требует от них – повезло узнать благодаря репетиции.

Обычно генеральные проходят сплошняком, не зря называясь прогонами. Не то у Курентзиса. На первых же тактах драматичнейшего дуэта донны Анны и Оттавио – в прологе, сразу после убийства Командора, где героиня требует от своего жениха покарать убийцу отца – он останавливает певцов: «Мне нужна ваша внутренняя тональность! А не внешние придыхания».

Не все замечания Теодора удалось разобрать из зрительного зала. Тем более что говорит он с певцами на трех языках – русском, английском и итальянском. Но ясно: он добивается не форсажа, а заострения внутреннего контраста – если уж пианиссимо, то совсем на грани умирания звука, и тогда даже средне-громкое звучание будет восприниматься как громоподобное фортиссимо. Так ему удается укрупнить холодноватый, инструментального характера голос Надежды Павловой (Донна Анна, роль-номинант на «Золотую маску»), по-детски легкое сопрано Натальи Кирилловой (Дона Эльвира). От Лепорелло в знаменитой арии – родоначальнице всех твистов мира – он требует сумасшедшего темпа, которым этот предок булгаковского Коровьева вгоняет свою собеседницу Эльвиру в смятение, и вальяжный итальянский баритон Гвидо Локонсоло хоть не сразу, но справляется с заданием. Однако не всегда певцы выдерживают эти требования. Даже на артистичного и очень «жуанистого» исполнителя заглавной роли итальянского бас-баритона Симона Альбергини находится проруха в виде сверхпопулярной арии с шампанским, которая от спешки тонет в невнятной скороговорке.

Речитативы, в других постановках часто служащие лишь сюжетными связками, Курентзисом превращаются в такое же музыкальное действие: например, Дон Жуан, охмуряя хитренькую Церлину (очаровательное греческое сопрано Фани Антонелу), словно зависает в нежных фиоритурах, погружая девушку в сладостный любовный гипноз. Донна Анна, рассказывая Оттавио (стильный лирический тенор Борис Рудак) о том, как издевался над ней насильник, истомой в голосе и недвусмысленными извивами стана опровергает сама себя – конечно, ей было с тем опытным любовником куда интереснее, чем с этим мямлей.

Мир Дон Жуана - это лабиринт двойников, отражений и обмана

Здесь мы уже вступаем в область режиссуры. С нею Курентзису, по традиции, и повезло, и не очень. На спектакле 6-летней давности судьба свела его с одним из ярчайших наших режиссеров – Дмитрием Черняковым. Но если по масштабу этих творцов можно сравнить, то по устремлениям они очень разные. Черняков явно хотел разбить классическое единство действия, превратить его в калейдоскоп сюжетно почти не связанных сумасбродств, этакие «Похождения повесы» на новый лад – не зря там после каждой сцены с нарочитым грохотом падал кинематографический шлагбаум и отбивка вещала: «Прошло два дня»… «прошло полтора месяца»… А Курентзису нужен непрерывный бег моцартовской музыки. Это видно по теперешней версии, где между картинами нет никаких пауз.

Постановочное решение аргентинского режиссера Валентины Карраско и итало-испанского сценографа Эстерины Зарилло вроде бы этому способствует. Никаких сложных перемен декораций, которые могли бы потребовать остановок. На сцене – люди и манекены. Чем дальше, тем манекенов больше. Собственно, все люди для Дон Жуана, особенно женщины – лишь манекены: подержал в руках, бросил, потянулся за следующим. Это решение сулит много эффектных моментов. Так, ария с шампанским превращается во флирт с целым воинством манекенов. Другие герои отвечают Жуану тем же: рохля Оттавио сулит негодяю грозную расправу, но способен разобраться только с его куклой. Эльвира вспоминает своего коварного, но все еще любимого супруга, обращаясь к помойному ведру с останками Жуанова чучела…

Собственно, все герои, кроме Жуана – тоже по сути манекены, у каждого из них – какие-то протезы, корсеты, бандажи, делающие их полулюдьми-полумеханизмами. А Командор (финский бас Мика Карес) – прямо-таки командор ордена механизмов. У него даже рука отваливается, стоило Жуану за нее взяться – тем не менее в конце все это скопище киборгов одерживает верх над единственным живым героем, набрасываясь на него массой и сминая.

Это не значит, что авторы постановки оправдывают Жуана. Ведь и он не предлагает своим скованным оппонентам подлинной свободы. Не считать же таковой оргию ЛГБТ-чудиков в финале первого действия, где в массовке пира можно разглядеть и Кончиту Вурст, и даже девицу из Femen. Крах Дон Жуана в финале второго действия – явная рифма и ответ на этот шабаш вседозволенности.

Но, увлекшись визуальным изобретательством, постановщики переборщили. Ладно – Лепорелло вывозит перед Эльвирой целую вешалку манекенов – жертв Жуана, а на словах «а наших испанок – тысяча три» добавляет к ней «маленькую тележку» – это даже остроумно. Ладно – герои путаются в зеркальных ширмах, которые сами же постоянно двигают – это впечатляет, превращая сцену в таинственный лабиринт. Но когда является целый огромный задник – стеллаж из этих манекенов, когда манекены загромождают всю сцену, ты перестаешь улавливать пространственную логику спектакля. Даже первое явление статуи Командора проходит мимо восприятия – ее просто не видно за нагромождением фигур.

Командор (Мика Карес, справа) -- настоящий командор ордена манекенов

Иногда это идет прямо во вред музыке. Например, когда Лепорелло скрывается за горой манекенов, а петь продолжает – вполне мог бы этого не делать, поскольку его все равно не слышно.

И тем не менее смыслы спектакля, а главное – качество музыкального донесения столь увлекают, что даже со всеми остановками, даже с громадной технической паузой между действиями публика до полпервого ночи не покидала зал Новой оперы, а в конце устроила овацию. Думаю, тем более горячей оказалась реакция следующим вечером – в назначенный день спектакля.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3559
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3480
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3262
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?