19 августа 2018г.
МОСКВА 
24...26°C
ПРОБКИ
2
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 66.88   € 76.18
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

Александр Любимов: Сегодняшнее российское ТВ все больше напоминает мне старое доброе советское...

... разве что стало больше пошлости и мерзости, добавляет Александр Михайлович. Фото: globallookpress.com
Александр Славуцкий
Опубликовано 00:06 16 Марта 2018г.

Детище корифея отечественной тележурналистики - программа «Взгляд» – недавно отметило свое 30-летие. Самое время подвести некоторые итоги


Александр Любимов — из самых именитых наших тележурналистов. Сегодня он президент телекомпании «ВИD», вице-президент Академии российского телевидения. А прежде ему довелось и появляться на экране в роли ведущего, и руководить телеканалами. Но подавляющее большинство телезрителей познакомились с Любимовым еще в ту пору, когда властителем душ в отечественном телепространстве была программа «Взгляд», а ведущие ее воспринимались как подлинные народные герои. Не так давно «Взгляд» отметил свое 30-летие. Самое время подвести некоторые итоги.

— Александр, вы в соавторстве с писателем и сценаристом Камиллом Ахметовым подготовили книгу «ВИD на ремесло. Как превратить талант в капитал». Такое впечатление, что вы намеренно заземлили романтические представления о телевидении...

— Если честно, мне интереснее думать о будущем, а постоянно возвращаться к прошлому надоело. Но к 30-летию «Взгляда» надо было как-то закрыть эту страницу окончательно. Мемуары мне писать рано, я пока читатель, а не писатель, мне особо нечего сказать человечеству. Когда захожу в книжные магазины и вижу огромное количество воспоминаний людей, с которыми часто общаюсь, мне совершенно непонятно, что интересного они могут написать. Мы же с Камиллом решили выпустить книгу не ностальгическую, а полезную, что-то вроде пособия для журналиста. Разбавили текст специальными вставками с воспоминаниями про наш 30-летний опыт производства телепрограмм.

— В книге используются коды, позволяющие воспроизвести телепрограммы с помощью специального мобильного приложения. Как они работают?

— Сначала мы думали, что к книге будет приложена флешка, на которую запишем выпуски «Взгляда», «Жди меня» и других программ. Но цена такого бокса взлетела бы до небес. Решили сделать для видеоматериалов интернет-канал, а в книге на каждой странице есть QR-отсыл на видео. Значительную часть их составляют интервью — с Эдуардом Сагалаевым, Анатолием Лысенко, Константином Эрнстом, Иваном Демидовым. Отдельная часть книги посвящена работе во «Взгляде» с Сергеем Бодровым. Это невероятная история — как он оказался у нас в программе, стал соведущим, а потом сыграл в «Брате» и превратился в мегазвезду.

— Ни один из тех проектов, о которых вы рассказываете, не достиг популярности «Взгляда». Как думаете, почему?

— Ответ очевиден. Популярность «Взгляда» связана не столько с телевидением, сколько с эпохой. Эта программа совпала с таким моментом в жизни общества, когда оно искало новые идеи. Нам выпало вынести в студию то, о чем все говорили на кухнях. Искренность, открытость на телевидении, до той поры официозном, выглядела тогда просто вызывающе. Но за 30 лет страна и люди изменились так, что сегодня те самые программы я смотрю со скукой. Нынче все другое: предмет дискуссий, язык, подача материала. Попробуйте сегодня посмотреть сюжет, где мы с Владиком Листьевым минут 20 говорим с каким-то унылым дядькой о том, нужна ли демократическая платформа в КПСС. Сейчас бы зритель этого не вынес, а тогда не отрывался от экрана.

— А как вы вообще появились в студии «Взгляда»?

— Почему взяли именно нас, не знаю, об этом надо спрашивать у руководивших тогда процессом Эдуарда Сагалаева и Анатолия Лысенко.

А мы просто пришли, начали работать и одновременно учиться профессии. В то время появление на советском ТВ молодых людей, которые перебивают друг друга и вообще ведут себя в кадре абсолютно непрофессионально, казалось знаковым явлением, признаком свободы духа. Люди в этом видели вызов серому телевидению, где все читается по бумажке и строго цензурировано.

— Как вы познакомились с Владом Листьевым?

— Мы вместе работали в иновещании на Пятницкой: я — в отделе вещания на скандинавские страны, а Владик — в информационном департаменте. А еще он руководил комсомольской организацией, а я — ячейкой в своем отделе. Ходили в дружинниках, ездили на комсомольские мероприятия. Подружились. А потом нас пригласили на телевидение...

— Компания «ВИD» за годы своего существования сняла множество программ. Какая из них особенно вам дорога?

— Мне как продюсеру всегда интересно что-то новое. Так мы стали делать мультфильмы, сериалы, большое кино, сняли фильм на английском с американскими актерами. Если брать компанию в целом, то сделано около 500 программ. Примерно за десятую их часть мне стыдно, еще программ 150 были неудачны, остальные — хиты.

Например, «Времена» с Познером — после нее Владимир Владимирович стал мегазвездой. Похожая ситуация с Валдисом Пельшем, который стал топовым ведущим после программы «Угадай мелодию». Но главный наш проект, конечно, «Жди меня». Сейчас это уже международная поисковая служба, у нас помощники в 120 странах. Наши серверы обрабатывают базы круглосуточно. Всего за это время найдены больше 200 тысяч человек. Это уникальный проект, который я уже не считаю только нашим, — он принадлежит людям. Это, по сути, социальная сеть, общественное движение. Был такой характерный случай. Журналистка позвонила в дагестанское село женщине, которой мы когда-то помогли, попросила ее сходить на соседнюю улицу, посмотреть, есть ли там дом человека, которого мы ищем... Звонок от нее раздался только через шесть часов. Оказалось, та женщина передвигается на костылях, но не смогла не откликнуться на нашу просьбу...

— Признайтесь, сами-то смотрите телевизор?

— Обязательно, это моя работа. Например, смотрю сериалы — и вижу серьезный прогресс. Цикловые передачи привлекают меньше, потому что там мало изменений, каналы боятся экспериментировать. Что касается сегодняшнего российского телевидения в целом, то оно все больше напоминает мне старое доброе советское. Разве что стало больше пошлости и мерзости. И в информационном вещании, и в ток-шоу, где не слишком успешные актеры играют странных людей. И цензура сейчас чувствуется во всем политическом и информационном вещании.

— Да и по части агитации и пропаганды мы советское ТВ догоняем, не так ли? Нет ли у вас желания противопоставить телевидению, условно говоря, господина Киселева обновленный «Взгляд»?

— Мне кажется, вы преувеличиваете значение фигур и явлений. Даже у Владимира Соловьева, на сегодня самого популярного телеведущего, аудитория — порядка 7-8 млн. Это совсем не те показатели, что были раньше. Сейчас общая доля граждан, смотрящих телевизор, сильно упала. В том числе и из-за того, что они устали от пропаганды, из-за недоверия к информационному вещанию. Когда не так давно президент выступал на двух федеральных каналах по «Прямой линии», общий объем аудитории был 7,5 млн. А баттл Оксимирона и Гнойного за первую же ночь набрал в интернете 10 млн просмотров. Чувствуете разницу?

Сегодняшний «Взгляд» — это те же рэперы. К культуре рэп-баттлов — бесспорно, очень специфической — я отношусь позитивно. Федеральные каналы предполагают старомодное, пассивное восприятие материала аудиторией. Это развлечение для людей, которые вернулись с работы усталые, сели на диван и врубили ящик. И что им показывают, то они и смотрят. Интернет — штука более эмоциональная и живая. Тут поставить лайк, там оставить комментарий — быстрая и активная реакция. Поэтому, собственно, наша компания начинает работать с интернетом.

— От телевидения вернемся к книгам. Что из недавно прочитанного вас тронуло? Есть такие книги?

— Сейчас я читаю не так много художественной литературы, как раньше, но открытия все равно есть. Из последних потрясений — «Авиатор» Водолазкина. И книга «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной, московской барышни, занимающейся производством рекламных роликов и написавшей вдруг невероятный по глубине и чувству роман про раскулачивание в Татарстане. И роман Дмитрия Быкова «Июнь». Но вообще-то я больше внимания уделяю книгам по психологии, социологии, философии.

— Ваш отец Михаил Любимов был советским разведчиком. Нет ли у вас сожаления, что не пошли по его стопам?

— Хотя мы не жили вместе (родители развелись, когда мне было шесть лет), подростком я постоянно заходил к отцу за книгами. Таких громких авторов, как Солженицын, Сахаров и другие, мне удалось прочитать раньше, чем моим сверстникам. А вот на мой выбор профессии отец не повлиял. К тому же тогда в разведке боролись с семейственностью. По-моему, это правило действует там до сих пор.

— Вам 55, а выглядите молодо и бодро. Сильно стараетесь?

— Стараюсь каждый день заниматься спортом. Не столько для того, чтобы хорошо выглядеть, сколько чтобы преодолевать психологические кризисы. Работа у меня нервная.

 

андрей77 13 Мая 2018, 11:00
Нынешнее ТВ советскому совсем не родня ... Не культуры , не исскуства ... Одна пошлость и пропаганда .
гость 26 Марта 2018, 13:54
Ничего общего со "старым . добрым. советским". Пошлость беспросветная. Малаховщина и гламурятник.
Барфиус 25 Марта 2018, 12:19
Но Любимов сам принимал участие в неблаговидных поступках, а теперь обижается. Разве не он фальсифицировал результаты выборов "Имя России", когда вопреки победе Сталина, назначили победителем Александра Невского?
Автор 17 Марта 2018, 16:09
Вы ,наверное, жили в другом "Советском Союзе" . Для нас живших в СССР дико смотреть современное ТВ, особенно , Первый и Второй.
Гость 17 Марта 2018, 11:12
Современное телевидение - это, за редким исключением, пошлость, низость и вранье



ЦИК одобрила проведение референдума по пенсионной реформе.