Главная Культура 00:06 16 Марта 2018 7795
Александр Любимов: Сегодняшнее российское ТВ все больше напоминает мне старое доброе советское...

Детище корифея отечественной тележурналистики - программа «Взгляд» – недавно отметило свое 30-летие. Самое время подвести некоторые итоги

Александр Славуцкий
... разве что стало больше пошлости и мерзости, добавляет Александр Михайлович. Фото: globallookpress.com

Александр Любимов — из самых именитых наших тележурналистов. Сегодня он президент телекомпании «ВИD», вице-президент Академии российского телевидения. А прежде ему довелось и появляться на экране в роли ведущего, и руководить телеканалами. Но подавляющее большинство телезрителей познакомились с Любимовым еще в ту пору, когда властителем душ в отечественном телепространстве была программа «Взгляд», а ведущие ее воспринимались как подлинные народные герои. Не так давно «Взгляд» отметил свое 30-летие. Самое время подвести некоторые итоги.

— Александр, вы в соавторстве с писателем и сценаристом Камиллом Ахметовым подготовили книгу «ВИD на ремесло. Как превратить талант в капитал». Такое впечатление, что вы намеренно заземлили романтические представления о телевидении...

— Если честно, мне интереснее думать о будущем, а постоянно возвращаться к прошлому надоело. Но к 30-летию «Взгляда» надо было как-то закрыть эту страницу окончательно. Мемуары мне писать рано, я пока читатель, а не писатель, мне особо нечего сказать человечеству. Когда захожу в книжные магазины и вижу огромное количество воспоминаний людей, с которыми часто общаюсь, мне совершенно непонятно, что интересного они могут написать. Мы же с Камиллом решили выпустить книгу не ностальгическую, а полезную, что-то вроде пособия для журналиста. Разбавили текст специальными вставками с воспоминаниями про наш 30-летний опыт производства телепрограмм.

— В книге используются коды, позволяющие воспроизвести телепрограммы с помощью специального мобильного приложения. Как они работают?

— Сначала мы думали, что к книге будет приложена флешка, на которую запишем выпуски «Взгляда», «Жди меня» и других программ. Но цена такого бокса взлетела бы до небес. Решили сделать для видеоматериалов интернет-канал, а в книге на каждой странице есть QR-отсыл на видео. Значительную часть их составляют интервью — с Эдуардом Сагалаевым, Анатолием Лысенко, Константином Эрнстом, Иваном Демидовым. Отдельная часть книги посвящена работе во «Взгляде» с Сергеем Бодровым. Это невероятная история — как он оказался у нас в программе, стал соведущим, а потом сыграл в «Брате» и превратился в мегазвезду.

— Ни один из тех проектов, о которых вы рассказываете, не достиг популярности «Взгляда». Как думаете, почему?

— Ответ очевиден. Популярность «Взгляда» связана не столько с телевидением, сколько с эпохой. Эта программа совпала с таким моментом в жизни общества, когда оно искало новые идеи. Нам выпало вынести в студию то, о чем все говорили на кухнях. Искренность, открытость на телевидении, до той поры официозном, выглядела тогда просто вызывающе. Но за 30 лет страна и люди изменились так, что сегодня те самые программы я смотрю со скукой. Нынче все другое: предмет дискуссий, язык, подача материала. Попробуйте сегодня посмотреть сюжет, где мы с Владиком Листьевым минут 20 говорим с каким-то унылым дядькой о том, нужна ли демократическая платформа в КПСС. Сейчас бы зритель этого не вынес, а тогда не отрывался от экрана.

— А как вы вообще появились в студии «Взгляда»?

— Почему взяли именно нас, не знаю, об этом надо спрашивать у руководивших тогда процессом Эдуарда Сагалаева и Анатолия Лысенко.

А мы просто пришли, начали работать и одновременно учиться профессии. В то время появление на советском ТВ молодых людей, которые перебивают друг друга и вообще ведут себя в кадре абсолютно непрофессионально, казалось знаковым явлением, признаком свободы духа. Люди в этом видели вызов серому телевидению, где все читается по бумажке и строго цензурировано.

— Как вы познакомились с Владом Листьевым?

— Мы вместе работали в иновещании на Пятницкой: я — в отделе вещания на скандинавские страны, а Владик — в информационном департаменте. А еще он руководил комсомольской организацией, а я — ячейкой в своем отделе. Ходили в дружинниках, ездили на комсомольские мероприятия. Подружились. А потом нас пригласили на телевидение...

— Компания «ВИD» за годы своего существования сняла множество программ. Какая из них особенно вам дорога?

— Мне как продюсеру всегда интересно что-то новое. Так мы стали делать мультфильмы, сериалы, большое кино, сняли фильм на английском с американскими актерами. Если брать компанию в целом, то сделано около 500 программ. Примерно за десятую их часть мне стыдно, еще программ 150 были неудачны, остальные — хиты.

Например, «Времена» с Познером — после нее Владимир Владимирович стал мегазвездой. Похожая ситуация с Валдисом Пельшем, который стал топовым ведущим после программы «Угадай мелодию». Но главный наш проект, конечно, «Жди меня». Сейчас это уже международная поисковая служба, у нас помощники в 120 странах. Наши серверы обрабатывают базы круглосуточно. Всего за это время найдены больше 200 тысяч человек. Это уникальный проект, который я уже не считаю только нашим, — он принадлежит людям. Это, по сути, социальная сеть, общественное движение. Был такой характерный случай. Журналистка позвонила в дагестанское село женщине, которой мы когда-то помогли, попросила ее сходить на соседнюю улицу, посмотреть, есть ли там дом человека, которого мы ищем... Звонок от нее раздался только через шесть часов. Оказалось, та женщина передвигается на костылях, но не смогла не откликнуться на нашу просьбу...

— Признайтесь, сами-то смотрите телевизор?

— Обязательно, это моя работа. Например, смотрю сериалы — и вижу серьезный прогресс. Цикловые передачи привлекают меньше, потому что там мало изменений, каналы боятся экспериментировать. Что касается сегодняшнего российского телевидения в целом, то оно все больше напоминает мне старое доброе советское. Разве что стало больше пошлости и мерзости. И в информационном вещании, и в ток-шоу, где не слишком успешные актеры играют странных людей. И цензура сейчас чувствуется во всем политическом и информационном вещании.

— Да и по части агитации и пропаганды мы советское ТВ догоняем, не так ли? Нет ли у вас желания противопоставить телевидению, условно говоря, господина Киселева обновленный «Взгляд»?

— Мне кажется, вы преувеличиваете значение фигур и явлений. Даже у Владимира Соловьева, на сегодня самого популярного телеведущего, аудитория — порядка 7-8 млн. Это совсем не те показатели, что были раньше. Сейчас общая доля граждан, смотрящих телевизор, сильно упала. В том числе и из-за того, что они устали от пропаганды, из-за недоверия к информационному вещанию. Когда не так давно президент выступал на двух федеральных каналах по «Прямой линии», общий объем аудитории был 7,5 млн. А баттл Оксимирона и Гнойного за первую же ночь набрал в интернете 10 млн просмотров. Чувствуете разницу?

Сегодняшний «Взгляд» — это те же рэперы. К культуре рэп-баттлов — бесспорно, очень специфической — я отношусь позитивно. Федеральные каналы предполагают старомодное, пассивное восприятие материала аудиторией. Это развлечение для людей, которые вернулись с работы усталые, сели на диван и врубили ящик. И что им показывают, то они и смотрят. Интернет — штука более эмоциональная и живая. Тут поставить лайк, там оставить комментарий — быстрая и активная реакция. Поэтому, собственно, наша компания начинает работать с интернетом.

— От телевидения вернемся к книгам. Что из недавно прочитанного вас тронуло? Есть такие книги?

— Сейчас я читаю не так много художественной литературы, как раньше, но открытия все равно есть. Из последних потрясений — «Авиатор» Водолазкина. И книга «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной, московской барышни, занимающейся производством рекламных роликов и написавшей вдруг невероятный по глубине и чувству роман про раскулачивание в Татарстане. И роман Дмитрия Быкова «Июнь». Но вообще-то я больше внимания уделяю книгам по психологии, социологии, философии.

— Ваш отец Михаил Любимов был советским разведчиком. Нет ли у вас сожаления, что не пошли по его стопам?

— Хотя мы не жили вместе (родители развелись, когда мне было шесть лет), подростком я постоянно заходил к отцу за книгами. Таких громких авторов, как Солженицын, Сахаров и другие, мне удалось прочитать раньше, чем моим сверстникам. А вот на мой выбор профессии отец не повлиял. К тому же тогда в разведке боролись с семейственностью. По-моему, это правило действует там до сих пор.

— Вам 55, а выглядите молодо и бодро. Сильно стараетесь?

— Стараюсь каждый день заниматься спортом. Не столько для того, чтобы хорошо выглядеть, сколько чтобы преодолевать психологические кризисы. Работа у меня нервная.

 

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8542
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5673
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4305
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...

Культура 00:50 / 22 Марта 2024 4069
Палитра не та…

Жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов

Сергей Беднов
Труд
Анна Михалкова в роли Вероники Васнецовой. Фото: kinopoisk.ru

Многие зрители начали смотреть 16-серийную «Васнецову» (на фото) на «России 1» вовсе не потому, что истосковались по детективам, где центральный персонаж — женщина. Уж чего-чего,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?