Главная Работа Люди 23:37 16 Марта 2019 4679
Как тучи развести руками

Знакомьтесь: Яна Ким, которая без штурвала управляет самолетами

Галина Пономарева
Яне Ким всего 30 лет, и 10 из них она работает в филиале «Аэронавигация Юга» Ростова-на-Дону. Диспетчер УВД первого класса

Профессию диспетчера управления воздушным транспортом в авиации не так давно считали исключительно мужской. По понятной причине: зашкаливающий уровень стресса, психологические и эмоциональные перегрузки, огромная ответственность — все это требует огромной силы духа и недюжинного здоровья. Неслучайно диспетчеры, как и пилоты, имеют жесткие медицинские допуски к работе и отправляются на пенсию в 45 лет. Но технический прогресс постепенно приводит к тому, что женщин в этой сфере становится все больше. Представляем одну из них.

Яне Ким всего 30 лет, и 10 из них она работает в филиале «Аэронавигация Юга» Ростова-на-Дону. Диспетчер УВД первого класса, имеет четвертый уровень языковой подготовки по шкале ИКАО. А еще Яна — активистка Федерального профсоюза авиадиспетчеров (ФПАД), который борется за трудовые права работников. На днях она была награждена нагрудным знаком «Отличник воздушного транспорта».

«Все самое лучшее, что есть в человеке, можно смело сказать о ней» — так отзывались о Яне коллеги-мужчины, которые тоже были среди награжденных. И перечисляли список добродетелей: позитивная, открытая, обаятельная, спокойная, надежная, внимательная, отличные организаторские способности: В общем, «комсомолка, спортсменка, красавица»!

— Как вообще девочке пришла идея управлять воздушным движением? — задаю я наивный вопрос. — Может, в детстве вы играли в самолетики?

— Да нет, все проще. В школе профессию выбрать сложно, поскольку нет жизненного опыта. А мама, потомственный медицинский работник, мне и посоветовала подать документы в Санкт-Петербургский авиационный колледж. Девушек в группе было немного, да и те после выпуска разлетелись кто куда. А я осталась в профессии и с тех пор ни разу об этом не пожалела. Приехала в Ростов-на-Дону, поскольку тут больше работы и перспектив. В Московский центр АУВД тогда девушек не брали: там слишком высокая интенсивность полетов.

— Яна, а можно с небес на землю? Если не секрет, сколько зарабатываете?

— Скажу так: по ростовским меркам очень даже неплохо. Но деньги даются не просто так. У нас очень стрессовая работа. Очень часто выходишь после смены с мокрой спиной. И необязательно это значит, что было много самолетов. Иногда достаточно двух-трех бортов с нештатными ситуациями, сложными метеоусловиями, постоянным цейтнотом. Вообще женщине порой приходится снова и снова доказывать свою профессиональную состоятельность. Хотя специфика этой работы такова, что даже подготовленный мужчина может прийти и не справиться.

— Нужны какие-то особые личные качества?

— Быстрая реакция, самодисциплина, способность держать себя в руках и справляться со стрессом, принимать решения и нести за них ответственность. Плюс помнить о последствиях, в том числе и юридических, каждого сказанного в эфире слова. Мы изучаем огромное количество документов. В сфере воздушного транспорта все строго регламентировано. Нужен отличный английский — как специальная фразеология, так и разговорный, который может пригодиться в любую минуту. Нельзя расслабляться ни на минуту, надо постоянно быть в тонусе на случай ЧП.

— Можете привести пример?

— Представьте ужас, когда внезапно перед тобой оказывается черный экран, а люди в это время в воздухе. Дальше все по инструкции: оповестить об отказе экипажи, доложить старшему диспетчеру, руководителю полетов, инженерам, включить резервные серверы. Действия отрабатываются на тренажерах. На все уходит пять минут. Метки появляются на экране. Восстановить полную картину происходящего в воздухе можно только по памяти. Тут все зависит от профессионализма диспетчера. Полностью быть готовым к нештатной ситуации невозможно, эмоции все равно присутствуют. Даже если это происходит не с тобой, а с коллегой. Важно уметь с ними справиться и действовать с холодной головой.

Были случаи разгерметизации в воздухе, когда надо в экстренном порядке посадить самолет. Или стало плохо пассажиру, и надо дать этому самолету приоритет на посадку. Однажды с борта просили разузнать о действии лекарственного препарата: сомневались, можно ли его принимать ребенку, с которым случился приступ астмы.

— Правда ли, что девушкам доверяют менее сложные участки работы при управлении воздушными потоками?

— Диспетчеры аэродрома, руления, старта, круга, подхода — это все действительно разные по интенсивности участки, но женщины уже есть везде. В нашей смене, обеспечивающей связь в верхнем воздушном пространстве, кроме меня еще шесть девушек. Пожалуй, только в Московском центре (МАДЦ), имеющем самую высокую интенсивность движения, на этом участке пока заняты исключительно мужчины.

— Ваши коллеги помнят: когда профсоюз объявил бессрочную голодовку, вы были единственным человеком, кто догадался привезти забастовщикам несколько 20-литровых канистр питьевой воды. Что это за история?

— Конечно, я привезла тогда воду, я ведь тоже находилась среди голодающих и понимала, что нам необходимо, чтобы продержаться как можно дольше. В 2010-м или даже раньше такие были формы протеста. Тогда нас не слышали, в переговоры не вступали, забастовки уже запретили законодательно, но голодовка оставалась действенным методом. Мы ходили на работу, а после смены отправлялись голодать в довольно-таки спартанских условиях. Нас поддержали коллеги в других городах. Это был коллективный протест, он длился три недели. Некоторых уже стали отстранять врачи стартового медпункта, где проводится обязательный медицинский контроль перед каждой сменой. Но в целом народ был крепкий и позиции свои отстоял. Как-то все решилось, требования коллектива выполнили. Это были справедливые требования, надо сказать. Сейчас все решается мирным путем.

— Чем вы увлекаетесь помимо работы и общественной деятельности?

— Люблю водить машину. Читаю классику. Иногда хожу в местный театр, хотелось бы, конечно, в Мариинский... Люблю выращивать цветы, которым уже тесно в квартире. Сейчас строится мой новый дом в пригороде Ростова, и я полностью увлечена этим проектом, очень хочется простора.

— Во всем, что вы делаете, вы добиваетесь высоких результатов. Быть отличницей — ваш принцип?

— Просто стремлюсь все делать лучшим образом. Отличницей была в институте. Сразу после колледжа поступила в МГТУ ГА и окончила его с красным дипломом. За активную общественную деятельность и отличную учебу министр транспорта наградил меня часами. А вот недавнее вручение знака «Отличник воздушного транспорта» стало для меня неожиданностью. Не скрою, приятной. Хотя мне всегда казалось, что есть люди достойнее. Я и сейчас так думаю.

— Вы, можно уже сказать, «женщина, сделавшая себя сама». Мама гордится вами?

— Об этом как-то не принято говорить у нас в семье. Но по косвенным признакам догадываюсь, что маме по душе моя самостоятельность. В конце концов, все началось с ее идеи — получить профессию, которая традиционно считалась мужской и не скоро станет рутинной. Очень люблю бывать в родительском доме, это для меня «место силы».

Отдыхать депутату Госдумы, в недавнем прошлом – главному строителю Москвы Владимиру Ресину некогда

Юрий Смирнов
Труд
По словам Владимира Иосифовича, ему сложно не работать. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Владимир Ресин на сегодняшний день остается самым опытным депутатом Государственной думы: на следующей неделе ему исполняется 88 лет. А он в строю, по-прежнему деятелен, полон планов и замыслов. Долгое время...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?