Главная Работа Люди 00:04 16 Июня 2017 17183
Да на таких Кулибиных Россия держится!

В Омске завели уголовное дело по факту создания частного авиастроительного предприятия

Александр Киденис

Предприятие было подпольным и действовало на территории пригородного сельского аэродрома два с лишним года. Пока следователи транспортной полиции совместно с оперативниками регионального УФСБ не произвели обыск и не обнаружили частный ангар, а в нем «единичные экземпляры самолетов, авиационные детали и комплектующие». А также «факт одновременного ремонта шести маломерных воздушных судов». Занимались этим трое: 46-летний омич с двумя помощниками. В местных СМИ фирму, естественно, окрестили «бандой», а предпринимателей — «подельниками».

Полицейская пресс-служба сообщила, что подельники «не имели специального образования и лицензий: Комплектующие, а также целые самолеты частные лица закупали за границей, проводили сборку и испытания авиатехники: Всего за 2,2 года деятельности преступники заработали более 2,2 млн рублей. Возбуждено уголовное дело...»

Попробуем вникнуть, случай-то нерядовой. Собирать и ремонтировать авиатехнику не каждому бандиту по плечу. Откуда эти-то взялись? Одним из ведущих здешних предприятий является Производственное объединение «Полет» — бывший Омский авиазавод № 166, созданный здесь в 1941 году и за войну выпустивший 78 бомбардировщиков Ту-2, 1405 истребителей Як-7 и около 2000 истребителей Як-9У (те самые, на которых воевали летчики французского авиаполка «Нормандия-Неман»).

Сегодня ПО «Полет» превратился в филиал Космического центра имени Хруничева — производителя модулей ракет-носителей «Ангара» и комплектующих для «Протона-М» и «Рокота». В городе по-прежнему живут немало авиаспециалистов высочайшего класса. Неудивительно, что на интернет-сайтах появилась масса гневных постов в защиту «подпольщиков». Процитируем лишь малую часть.

«Таких самоделкиных надо не судить, а на работу пристраивать. Банда занимается грабежами и разбоем. А здесь мужики за 2,5 года заработали аж 2,2 млн на троих — это меньше 30 тысяч в месяц. Да на таких Кулибиных Россия держится!»

«Если нет претензий от клиентов — супер! Мужики — профессионалы! Кричите, надо работать легально? Так в этой отрасли получить лицензию практически невозможно, корпорации выставили непреодолимые для малого бизнеса барьеры...»

«Это те, кто уничтожил в стране малую авиацию — банда. Они только и могут, что запретить, не регистрировать, разрешать за взятки. По их вине нормальные летчики вынуждены летать по-партизански».

«Их бы не по судам таскать, а помочь с оформлением документов и с кредитом. Да кому это нужно? Это же не банальное растаскивание бабла. Побольше бы таких частных предприятий — и не нужны миллиардные вливания в заведомо провальные проекты, из которых основная часть денег разворовывается чиновниками».

«Нет, не будет у нас своих Илонов Масков, система убивает все на корню. Она не терпит даже малейшей конкуренции».

«А когда Сикорский своего «Илью Муромца» собирал, он лицензированные запчасти использовал? С такими подходами мы останемся в каменном веке. В малой авиации все и так до абсурда доведено. Чинуши, подстраховывая свою задницу, убили отрасль...»

Учтем: хотя Омск называет себя промышленным городом, к местному бизнесу, особенно малому, это не относится. В интернете можно найти перечень отраслей промышленности, в которых работает здешний малый бизнес: в торговле — 130 предприятий, в мясомолочной промышленности — 42, табачно-махорочной — шесть, в свиноводстве — три, в машиностроении — тоже три.

Машиностроение здесь вообще не в чести: по данным Омскстата, в этой отрасли за январь — май накопились самые большие долги по зарплате — более 80 тысяч рублей на каждого машиностроителя. Да и ПО «Полет» может остаться без заказов и без работы. А в Омске только официальная безработица на 1,4% выше средней для России — пособие получают 71,8 тысячи человек.

У подпольных авиастроителей, наоборот, заказов было по горло. Но теперь — ни-иззя-а. Сажать «банду» не стали — с учетом отсутствия судимостей суд решил ограничиться штрафом. Просто ударил по рукам, чтобы другим неповадно было.

Может, в области не нужна малая авиация? Как бы не так! Еще до разоблачения «банды трех» глава Омской региональной федерации сверхлегкой и легкой авиации Сергей Балябкин рассказывал о преимуществах легкомоторных самолетов. Приводил примеры. Скажем, человеку нужно попасть из Омска в Екатеринбург. Прямых авиарейсов нет. Надо уезжать в Новосибирск, на 700 км на восток, чтобы потом улететь на запад. Ехать по автодороге — это 1000-1200 км. А расстояние по прямой — около 800 км — вполне преодолимо для малой авиации.

Только где же ее взять?

Р.S. В Якутии СК возбудил уголовное дело против 35-летнего предпринимателя Василия Куличкина, создавшего частную службу местных пассажирских авиаперевозок на сельскохозяйственном самолете ТВС-2МС-24. Билеты на рейсы он продавал через WhatsApp, причем цены держал божеские — в отличие от официальных авиаторов, у которых перелет между труднодоступными якутскими селами стоит, как недельный тур в Таиланд.

Но лицензии на пассажирские авиаперевозки у Куличкина, конечно, не было и быть при нынешних порядках не могло. Нагрянувшие следователи обнаружили нарушения правил безопасности: посадочные места в «кукурузнике» не были оборудованы ремнями безопасности и т. д. Предпринимателя признали виновным в «оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья». Хорошо, не посадили — оштрафовали на 100 тысяч рублей. Про помощь и поддержку в организации легального бизнеса и речи не было.

Люди 00:02 / 07 Ноября 2025 3169
«Кручу винты!»

Знакомьтесь: мастер по ремонту фотоаппаратов Виталий Меламед

Андрей Гореловский
Труд
Фото автора

Его небольшая мастерская, будто выставочный зал, увешана снимками известных репортеров и фотохудожников с дарственными надписями авторов. За какие заслуги они их дарили? За очень важные: Виталий Наумович —...

Инженер XXI века в нефтегазовой отрасли - это человек, который соединяет механику, аналитику и IT

Олеся Глушкова
По словам инженера по обслуживанию нефтебурового оборудования Ахмадбека Матьякубова, его профессия становится «умнее»

В нефтегазовой отрасли сегодня происходит тихая революция. Цифровизация, автоматизация и ужесточение стандартов безопасности меняют привычные профессии быстрее, чем когда-либо. Роль инженера по обслуживанию бурового оборудования уже давно вышла...

Виталий Артёмов отстранён на время проверки

Фото: Сергей Фомин/globallookpress.com, сайт администрации Рязани

Мэр Рязани Виталий Артёмов отстранён от занимаемой должности на время проверки поданных им данных о доходах. Об этом сообщает пресс-служба городской думы. В сообщении сказано, что Артёмова отстранили от работы с четверга, 23 октября, до окончания...

По версии следствия, сотрудница могла получить выходное пособие в размере трёх месячных окладов

Изображение, Freepik

Следователи возбудили уголовное дело в отношении бывшего директора управления капительного строительства города Пыть-Яха (Ханты-Мансийский автономый округ) Ровенне Киркиной. Об этом сообщает новостное агентство Ura.ru. Киркину подозревают в...

Награду получила областная многопрофильная клиническая больница

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин наградил сотрудников Курской областной клинической больницы орденом Пирогова. Соответствующий указ обнародован в среду, 22 октября, на сайте официального опубликования правовых актов. «За заслуги в области...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?