Россия вступила в войну с террористическим движением «Исламское государство», а значит, нуждается в корректировке подхода к борьбе с террористами. Такое мнение в интервью телеканалу «Россия» высказал президент Чечни Рамзан Кадыров.
По его убеждению, в стране следует ввести смертную казнь для террористов. «Это необходимо для России. Потому что кормить их, держать их в тюрьмах – это неправильно. Они и там мешают, они и там вербуют людей... Их надо уничтожать», – уверен глава Чечни.
Как именно следует приводить высшую меру наказания в исполнение, Кадыров не уточнил.
«Мы должны усилиться»
Комментируя предотвращенные российскими спецслужбами теракты в Москве и Грозном, Кадыров отметил, что они являются началом террористической войны ИГ против РФ. «Нельзя допускать ошибки. Мы должны усилиться. Спецслужбы должны дать упреждающую информацию обеспечить безопасность во время, пока мы проводим на территории Сирии специальные операции», – заявил глава республики.
Обозреватели отметили, что в рамках совей республики Кадыров делает ставку на несколько иные методы противостояния террористам. «Мы договорились постоянно и доходчиво вести разъяснительную работу среди молодежи, чтобы ни один юноша не попал в сети интернет-вербовщиков. Эта работа носит системный характер, благодаря чему из Чечни в рядах ИГ оказалось меньше всего молодых людей. Задача, чтобы не было никого!» – призывал чеченский лидер в своем «Инстаграме».
Также Кадыров неоднократно выражал поддержку операции российских Вооруженных сил в Сирии и даже просил отправить в зону конфликта спецподразделения из республики. «У нас есть печальный опыт, когда тысячам террористов позволили проникнуть в Россию. Это привело к массовым жертвам и разрушениям. На эти же грабли повторно наступать мы не намерены. Любой враг, представляющий реальную угрозу России, должен быть уничтожен в своем же логове!» - заявлял он.
Бомба на праздник
5 октября сотрудники полиции в предотвратили крупный теракт в Грозном. С его помощью террористы пытались сорвать праздник, приуроченный к Дню города, Дню учителя и Дню молодежи. Молодой человек, завербованный исламистами, пытался пронести в концертный зал бомбу, закрепленную на теле.
Смертник выдавал себя за сотрудника полиции, однако настоящие полицейские, охранявшие мероприятие, не поверили самозванцу: сначала парня попросили предъявить документы, а затем начали личный досмотр. Понимая, что сейчас его задержат, молодой человек привел в действие бомбу. В результате взрыва четверо полицейских погибли на месте, еще семеро были ранены. Одни из пострадавших позже скончался в больнице.
«Предотвращен теракт, который шайтаны хотели совершить в праздничные дни, когда по всему городу проходят гулянья и праздничные мероприятия, хотели испортить людям настроение... Личность смертника установили быстро. По информации МВД, им оказался уроженец Старопромысловского района Грозного, который два месяца назад ушел из дома, и родственники о нем ничего не знали», – рассказал подробности инцидента Кадыров.
Зомби-террористы в Москве
Неделю спустя, 11 октября российские спецслужбы уже в Москве задержали группу сторонников ИГ, также планировавших совершить теракт. Первоначально сообщалось, что задержанные являются сирийцами, но позже стало известно, что по крайней мере трое из них – уроженцы Чечни.
Версия о том, что именно являлось мишенью террористов, несколько раз менялась. По первоначальным сообщениям, они планировали взорвать самодельную бомбу в московском метро, однако позже правоохранители сообщили, что злоумышленники собирались подорвать одну из двух самых крупных мечетей Москвы: либо мечеть на Большой Татарской, либо недавно открытую на проспекте Мира.
Поселились предполагаемые боевики в самом центре столицы, в Пресненском районе. Квартиру им предоставила жена бывшего сотрудника финансового отдела Министерства обороны. По словам женщины, они пустили в квартиру знакомых мужа, а те в свою очередь пригласили в ней пожить некого Саида из Чечни. По данным родственников женщины, Саид является полковником ГРУ и передвигается по Москве на «Хаммере» стоимостью в 4 миллиона рублей. Именно этот Саид, по словам владельцев квартиры, и поселил в ней предполагаемых террористов.
Спустя несколько дней после задержания правоохранительные органы опубликовали имена подозреваемых. Ими оказались Аслан Байсултанов, Эльман Ашаев и Мохмад Межидов. Журналисты практически сразу выяснили, что двое из них номинально являются «покойниками»: еще 8 октября Рамзан Кадыров, отчитываясь о спецоперации в Грозном, сообщил об уничтожении нескольких боевиков, которые, по его словам, прибыли из Сирии, где проходили подготовку в лагерях ИГ. В числе убитых президент Чечни назвал Байсултанова и Шамиля Чергизова, которого ФСБ считает организатором подготовки теракта в российской столице.
Некоторые обозреватели в итоге пошутили про «зомби-боевиков», воскресших из мертвых. Тем не менее, это не отменило нешуточных вопросов к правоохранительным органам. В частности, неясно, почему чеченские правоохранители сочли предполагаемого террориста мертвым, если его труп не был найден и идентифицирован. Серьезности ситуации добавляет и опыт прошлых лет: многие жители Москвы хорошо помнят двойной теракт, случившийся в 2010 году на станциях метро «Лубянка» и «Парк Культуры». Тогда взрыв в одном из поездов, устроенный террористкой-смертницей из Дагестана, унес жизни 24 москвичей, а при взрыве во втором поезде погибли еще 12 человек.
