Глава российского Минфина Антон Силуанов снова заговорил о повышении пенсионного возраста. Причем фактически сжег за собой мосты: «без решения этого вопроса невозможна балансировка пенсионной системы». То есть Минфин не видит другого способа заткнуть триллионную дыру в бюджете Пенсионного фонда РФ. Спрашивается: ради чего тогда городили огород, реформируя пенсионную систему?
Но озвученная министром идея тут же была дезавуирована. Вице-премьер Ольга Голодец заверила, что бюджет ПФР будет сбалансирован не за счет повышения возраста, а за счет «иных мер, заложенных в реформе». Одна из них — добровольное стимулирование более позднего выхода на пенсию. Только что принятая новая пенсионная формула подразумевает, что у человека, который обратится за назначением пенсии спустя пять лет после достижения пенсионного возраста (60 лет — для мужчин и 55 — для женщин), размер страховой пенсии увеличится почти в 1,5 раза. А если протянуть на работе дополнительно 10 лет, то и вдвое. В общем, работайте как можно дольше — и будет вам «письмо счастья». По сути, это не что иное, как завуалированное повышение пенсионного возраста.
Тогда о чем спор? Почему министры не хотят называть вещи своими именами и наводят тень на плетень, втягивая в дискуссии нервничающих граждан? Или это у них такая игра в доброго и злого следователя? Последнее слово, как правило, за президентом. А он перед Новым годом в очередной раз заявил, что считает «нецелесообразным повышать пенсионный возраст для россиян».
И в этом его поддерживают многочисленные эксперты. Например, известный экономист, депутат Госдумы Оксана Дмитриева убеждена, что ставить вопрос о повышении пенсионного возраста можно только тогда, когда для этого появятся демографические или социальные предпосылки. В России пока очень низкая продолжительность жизни, при этом высокая заболеваемость и смертность среди трудоспособного населения, особенно мужчин. Кроме того, рынок труда не готов к приему пожилых граждан, у них и сейчас проблемы с трудоустройством.
Сторонники повышения пенсионного возраста, как правило, приводят в пример западные страны или США, где на пенсию выходят позже, чем в России. Но там люди и живут дольше, и в пожилом возрасте лучше сохраняют здоровье. Цифры таковы: в 2013 году в России средняя продолжительность жизни составила 66,5 года: причем у мужчин — 60,1, у женщин — 73,2. По этому показателю наша страна на 129-м месте в мире. Для сравнения: в Японии в среднем живут более 82 лет, почти столько же — во Франции и Сингапуре, в США — 78,5 года. Мы даже отстаем от ближайших соседей — стран СНГ.
По данным Института демографии НИУ ВШЭ, за последние полвека в России граница старости (число лет от рождения) почти не изменилась у женщин и снизилась почти на четыре года у мужчин. Нынешние 58-летние российские мужчины физически — «ровесники» 70-летних японцев и 64-летних поляков, а 68-летние россиянки — 75-летних японок и 70-летних полячек.
Не зря среди первых майских указов президента Путина появился и такой: к 2018 году увеличить среднюю продолжительность жизни в России до 74 лет. Тут, считают власти, во многом помехой являются вредные привычки: 60% мужчин курят и каждый человек в среднем выпивает около 12 литров чистого спирта в год.
С этим очевидным злом законодатели и начали бороться в первую очередь. Еще бы медицину подтянуть.
Какой же смысл в нынешних условиях предлагать повышение пенсионного возраста? Разве что в циничном расчете, что большинство россиян просто не доживут до него. Значит, им и пенсию платить не придется. Вот Пенсионному фонду и выйдет экономия.