22 апреля 2018г.
МОСКВА 
3...5°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 61.32   € 75.65
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

Любляна Плечника

Фото с сайта Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева
Николай Зуев
11:55 17 Января 2018г.
Опубликовано 11:55 17 Января 2018г.

Музей Щусева и посольство Словении в России представляют творческое наследие выдающегося словенского зодчего ХХ века Йоже Плечника


Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева совместно с посольством Республики Словения представляют творческое наследие выдающегося словенского зодчего ХХ века Йоже Плечника. В рамках Сезонов словенской культуры в Российской Федерации 2017-2018 годов впервые в Москве экспонируется творчество архитектора, который придал словенской столице черты современного европейского города. Из сонной провинции она превратилась в столичный город новых идеалов и сегодня по праву называется «Любляной Плечника».

В мероприятии приняли участие посол Республики Словении в Москве Примож Шелиго, заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова, государственный секретарь Минкультуры Республики Словении Дамьяна Печник и другие.

В облике города Любляны каждому внимательному горожанину и гостю бросается в глаза единение древних останков римских поселений и барочной архитектуры XVIII века. На протяжении почти трех десятилетий Плечник трудился над изменением облика Любляны, внося изменения в уже сложившийся урбанистический ландшафт. Национальная и университетская библиотека, Сад всех святых − городской некрополь Жале, церковь Св. Франциска в городском районе Шишка и Тройной мост через реку Любляницу – лишь некоторые из примеров его архитектуры в Любляне.

Многие проекты Плечника рождались и находили свое воплощение в Вене – столице Австро-Венгерской империи. Постройки в Праге – реконструкция Пражского града по заданию президента Масарика и возведение церкви Пресвятого Сердца Господня, - стали источником вдохновения для многих чешских архитекторов. Словения и Чехия сегодня прилагают совместные усилия по внесению объектов культурного наследия Плечника в списки Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Независимо от доминирующих в начале ХХ века модернистских течений в архитектуре, Плечник сумел создать свой самобытный язык. Присущая ему своеобразная трактовка национального культурного наследия наряду с использованием богатых декоративных элементов символизма придает его творениям черты вневременной архитектуры.

Мало кто знает, что Плечник - словенский архитектор и градостроитель, принявший значительное участие в формировании облика нынешней Любляны, а также Праги, один из архитекторов обновлённого Пражского Града.

Он был одним из создателей словенской архитектурной школы XX века. Он эволюционировал от национальной романтики к функционализму. В XX веке долгое время после его смерти деятельность архитектора не привлекала интереса исследователей.

Йоже Плечник родился в Любляне в 1872 году третьим сыном Андрея и Гелены Плечников. Отец был конструктором мебели и с самого начала готовил это место для сына. Благодаря государственной стипендии Йоже в 1888 году поступил в торгово-промышленное училище города Граца, где начал обучение на мебельщика. Важную роль сыграло его знакомство со студентами-строителями, благодаря чему он научился чертить и был принят чертежником в мастерскую Леопольда Тейера.

Неожиданно умер отец Андрей Плечник. Мать и старший брат решили, что Йоже слишком молод, чтобы перенять мастерскую. В результате он поехал в Вену, где два года работал на Мюллера, тоже ученика Тейера. В своих автобиографиях Плечник не любил вспоминать этот отрезок жизни.

Плечник посещал художественные выставки. Его одолевали сомнения, что рутинная работа, которой он занимался, это его удел. В 1893 году он попытался поступить в школу при Австрийском музее прикладного искусства, но не был принят. А в 1894 году он посетил Международную выставку, где загорелся желанием стать архитектором.

В 1894 году Плечник почти без архитектурного образования пришел к Отто Вагнеру, чтобы стать его учеником. Первое задание на проект жилого дома оказалось для него слишком сложным и он почти отчаялся, но не бросил это занятие. В частной мастерской Вагнера Йоже Плечник быстро освоил техническое расчеты и геометрию. Когда прошел год, Плечник по совету Вагнера снова подал заявление и поступил на кафедру архитектуры Академии художеств Вены, которую закончил в установленные три года в 1898 году.

Дипломный проект не был высоко оценен архитекторами, однако Плечник выиграл Римскую премию и совершил поездку в Италию, потом в Испанию и Францию. Там он узнал о смерти матери и вернулся в Любляну. В 1895 году город перенёс землетрясение и многие архитектурные сооружения было необходимо возвести заново. Но молодой Плечник ещё не был известным и потому востребованным. Из-за отсутствия заказов осенью 1899 года он поехал обратно в ателье Вагнера в Вену. Последнему как раз не хватало коллеги для работ над Венским метро, а Плечник знал проекты с самого начала, так как сам выполнял многие чертежи. Однако надолго он там не задержался. После путешествия архитектура Вены стала казаться ему бедной, а работа в ателье стесненной и ограниченной. Он начал совместный проект с сыном Вагнера, тоже архитектором, которого тоже звали Отто, но контакт у них не заладился и в 1900 году он ушёл из ателье.

В дальнейшем спроектировал многие постройки в таких городах, как Вена, Прага, Братислава. Принимал значительное участие в преобразовании современного города Любляна, в том числе и после Второй мировой войны.

В первое десятилетие нового века молодой архитектор спроектировал несколько частных и жилых домов в Вене, а в 1911 году он начал преподавать в художественном ремесленном училище города Праги, продолжая свои поиски в области конструирования и дизайна мебели. Первый президент Чехословакии Томаш Масарик пригласил Плечника реконструировать Пражский Град, для превращения его в резиденцию национального лидера. Главным памятником его пребывания в Праге осталась построенная по его проекту церковь Сердца Господня на Виноградах, интерьер которой был также выполнен согласно его разработкам.

На выставке представлен ряд его основных построек в фотографиях и графике. Авторы арт-проекта - Музей архитектуры и дизайна Любляны (MAO) и Музей и галереи Любляны, Собрание Плечника (MGML), под патронажем Министерства культуры Республики Словении.

Loading...



А вы продолжите пользоваться мессенджером Telegram после того, как его (официально) заблокируют в РФ?