Горький-центра не будет?

Фото: Moscow-Live.ru
16:08 17 Января 2019г.
Опубликовано 16:08 17 Января 2019г.

У новых руководителей «доронинского» МХАТа есть планы, но нет стратегии


Хотя театр с легендарной историей до сих пор в просторечии называют «доронинским», самой Татьяны Дорониной, руководившей коллективом 31 год, а теперь переведенной в нем на роль «бессменного» президента, на этой встрече с прессой не было. Как объяснили организаторы, приглашались именно «новые» руководители, а теперешний худрук театра Эдуард Бояков заверил всех, что волноваться не о чем, его команда находится «в постоянном взаимодействии» с президентом, Татьяна Васильевна «будет участвовать в обсуждении планов и формировании стратегии». Словом, атмосфера «хорошая, рабочая», при всех сменах «поколений и амплуа» в театре надеются сохранить «преемственность и последовательность».

Вообще слово «преемственность» звучало многократно, как заклинание. Эдуард Бояков заявил, что новые руководители пытаются «осмыслить театр как целостный организм», одновременно думая о репертуаре, экономике, ремонте. «Существовать будем как проектный центр, – сказал он, – не злоупотребляя приглашенными артистами, но и не забывая, что у труппы должно быть ощущение конкуренции». При этом посчитал нужным подчеркнуть, что Горький-центра на месте легендарного театра ждать не нужно, «удивлять» МХАТ им. Горького будет премьерами, лабораториями и оригинальными проектами.

Уже в марте зрителей ждут две премьеры. Андрей Кончаловский представит «Сцены из супружеской жизни» по мотивам пьесы Ингмара Бергмана. Премьера спектакля состоялась летом прошлого года в Неаполе на Итальянском театральном фестивале. В российской версии, действие которой режиссер переносит в середину 90-х, сыграют Юлия Высоцкая и Александр Домогаров, которые как сложившийся дуэт «перетекут» на сцену МХАТ из Театра им Моссовета. История взаимоотношений мужчины и женщины в «Сценах» Бергмана, сказал режиссер, универсальна и обладает большими возможностями транспонирования на русскую почву. «Способность любить своих героев, сострадать, понимать их – главная черта русского театра. И зритель всегда благодарен нам, получая порцию этой любви».

На середину марта запланирована премьера по «Последнему сроку» Валентина Распутина, поставит спектакль Сергей Пускепалис, заместитель худрука по творческой части. «В повести Распутина говорится о патриотизме, любви к родине, к своему народу, – сказал он. – Писатель объясняет, откуда мы вышли и куда идем, и делает это, как всегда, просто и искренне. Валентин Григорьевич считал «Последний срок» своей главной книгой, потому мы и решили начать с этой премьеры».

В мае на сцене МХАТа будут танцевать. Британский хореограф Артур Пита представит балет «Мама» по сказке Андерсена «История одной матери» с участием Натальи Осиповой – примы Лондонского Королевского балета. Это рассказ о трагическом пути женщины, вступившей в схватку со Смертью за жизнь своего ребенка. На роль Смерти приглашен известный танцовщик Джонатан Годдар. Балет станет первым гостевым проектом из новой программы.

В 2020 году, к 125-летию Сергея Есенина запланирован спектакль, который курирует заместитель худрука по литературной части Захар Прилепин. Рабочее название – «Семь женщин Сергея Есенина», в спектакле прозвучат стихи поэта и будут использованы документальные материалы. «Классика – это восхитительно, – сказал Прилепин, – но мы должны каким-то образом узнавать себя на театральной сцене». И рассказал, что намерен компенсировать нехватку современной драматургии произведениями своих товарищей – Евгения Водолазкина, Сергея Шаргунова, Александра Терехова, Алексея Иванова, Алексея Варламова, с которыми ведет переговоры об адаптации их ключевых текстов для сцены.

Также в планах театра постановка пьесы современного белорусского драматурга Ивана Крепостного «Последний герой» о конфликте поколений, режиссер – Руслан Маликов.

Особое внимание было уделено хиту всех мхатовских времен – спектаклю «Синяя птица». К ноябрю запланировано восстановление детской версии 30-х годов, которая, собственно, и шла в театре в последующие десятилетия, а к следующей зиме – и взрослой, авторской версии Станиславского 1908 года. Заслуженная артистка России Наталья Пирогова, рассказала, что готовила роль Воды с Анной Горюновой, дочерью актрисы Веры Бендиной, репетировавшей с самим мэтром.

В МХАТе им. Горького будут работать несколько лабораторий – современной драматургии, будущего театра, Философский клуб... Само здание театра, построенное архитектором Владимиром Кубасовым, на пресс-конференции назвали «шедевром советского модернизма» и сообщили, что его ждет глобальный ремонт.

Суммируя, можно сказать: у новой театральной команды планов – громадье, но до выработки единой стратегии еще очень далеко. Спешно приняв власть, преемники Дорониной, похоже, просто не успели подумать о том, как ею с толком распорядиться, и стали в авральном порядке доставать из разных карманов случайно завалявшиеся там идеи. А так недолго и превратить одну из самых знаменитых отечественных сцен в площадку для антреприз и проката. Или, говоря народным языком, в проходной двор.




Елена Малышева назвала передачу о детях-аутистах «Откуда берутся кретины».