Главная Культура 00:21 17 Июля 2020 2286
«Все совпало: время, стихи, музыка, эмоции»

Путешествие с Давидом Тухмановым по волне его памяти

Сергей Бирюков, Татьяна Пискарева
В песнях Давида Тухманова соединились джаз, рок, бит, академическая музыкальная наука и самое главное - талант их автора. Фото из личного архива

Один только перечень его песен занимает в «Википедии» столько места, сколько это интервью. Здесь и «Последняя электричка», за которой продолжают гнаться уже внуки ее первых слушателей, и солнечный «Как прекрасен этот мир», и легендарное собрание прекрасной поэзии под обложкой диска «По волне моей памяти», и вечный «День Победы», ставший одним из музыкальных символов страны. Откуда берутся эти мелодии, почему живут так долго? Поговорим об этом с их автором, которому 20 июля исполняется 80 лет.

— Давид Федорович, с чего начался этот долгий «тухмановский запев»?

— Конечно же, с детства, с семьи. Мама была музыкантом, училась в Гнесинском училище в конце 1920-х, была хорошо знакома с замечательной семьей Гнесиных. И когда подошло время, отвела меня в Гнесинскую десятилетку, откуда потом я поступил в Гнесинский институт на историко-теоретико-композиторский факультет, который окончил с дипломом композитора. Убежден, это образование — одно из лучших, которое только можно получить в нашей стране, да и в мире.

— Среди ваших педагогов были и прямые отпрыски гнесинской семьи.

— Да, мой учитель композиции Фабий Евгеньевич Витачек — сын одной из сестер Гнесиных, Елизаветы Фабиановны. Он здорово учил меня, особенно оркестровке. А первым моим педагогом по композиции, еще в школьные годы, был выдающийся музыкант Лев Николаевич Наумов.

— Гнесины ведь посланцы того Серебряного века русской культуры, который впоследствии и вас увлек, судя по стихам, ставшим основой многих песен...

— Думаю, это увлечение было порождено прежде всего общей высокой культурой преподавания в Гнесинском институте, где работали яркие личности. Ну а обращение к поэзии... Мне всегда было гораздо легче понять, как и что писать, когда я имел перед глазами стихи. Есть композиторы, которые сначала сочиняют мелодию, а потом поэты делают подтекстовки. У меня тоже есть песни, сделанные таким путем. С Леонидом Дербеневым — «Так не должно быть», «Там, в сентябре», которую потом Леонтьев пел. Еще — Роберт Рождественский написал «Притяжение Земли» и «Родина моя» на мои -мелодии, и вышло, на мой взгляд, удачно. Но эти случаи по пальцам можно пересчитать. Все-таки писать музыку на стихи более естественно, ведь у композитора неизмеримо больше арсенал приемов, чем у поэта, когда тот вынужден укладывать текст в готовую музыкальную форму.

— Объясните, как у музыканта, которого Гнесинка готовила в строгом классическом направлении, случился такой поворот: 1964 год, еще не сошла на нет борьба со стилягами, а вы сочиняете «Последнюю электричку» в ритме твиста?

— Просто был молод и хотел сочинять музыку, которая имела бы отклик, люди бы на улице ее напевали. А впоследствии и гнесинская наука пригодилась, обогатив песни композиторской техникой и знаниями, полученными на академической скамье. Ну и, как многие молодые того времени, я увлекся джазом, «Битлз», рок-музыкой... Эти интонации звучат в первых моих альбомах. С другой стороны, мне было искренне интересно создавать песни патриотического, даже несколько пафосного содержания. Отсюда «Я люблю тебя, Россия», «Мой адрес — Советский Союз», «Притяжение Земли», «Ненаглядная сторона»... Лукавить не стану, в этом был и определенный расчет: хотелось, чтобы песни звучали, принимались худсоветами. Так уж все тогда было устроено. Но от бездушного официоза я все-таки был очень далек.

— И подтверждение тому — невероятная популярность песни «День Победы», которая скоро уже полвека является таким же атрибутом праздника, как салют.

С Владимиром Мулявиным на авторском концерте 2000 года в зале «Россия»

— Песню эту считаю подарком судьбы. Исходная ее сила в тексте. Владимир Харитонов — замечательный поэт, фронтовик (кстати, недавно, 24 июня, исполнилось 100 лет со дня его рождения). Потом я написал на его стихи целый цикл «Военные песни», разумеется, включив туда и «День Победы». Когда спрашивают, почему я выбрал для песни столь необычный стиль, отвечаю: это же русский минорный марш, продолжение «Прощания славянки». Традиционно военные марши — мажорные. А минорный марш рождает особенное ощущение, в нем больше души.

Хотя судьба у песни «День Победы» складывалась непросто. Мы успели сделать запись к конкурсу Союза композиторов на лучшую песню к 30-летию Победы, но реакция комиссии почему-то оказалась резко негативной. Вещь на конкурс не приняли, да еще пошли рассказывать председателю Гостелерадио Лапину, что ни в коем случае не надо ее в эфир пускать. Я обратился в Ансамбль имени Александрова. Борису Александрову, тогдашнему его руководителю, песня очень понравилась, он сказал: берем! Постепенно вещь стала доходить до широкой публики. Через полгода мне чуть ли не ночью позвонил из какого-то дальнего города Лев Лещенко: знаешь, только что исполнял «День Победы» — народ на ушах стоит, три раза бисировал — вот сейчас приеду, давай запишем... Я ответил: так никуда же не пускают. Тем не менее запись эту сделали. А потом, 10 ноября, был прямой эфир концерта ко Дню милиции, и Лещенко спел эту песню уже без всяких цензурных ножниц, причем два раза. Полный триумф. Лев Валерьянович нашел свою интонацию, которая напрочь исключала даже намек на официоз.

— А сейчас могли бы написать что-то вроде «Дня Победы»?

— Скорее всего, нет. Сегодня я могу написать многое такое, чего не мог тогда. Но не могу написать тогдашнее сейчас. Я сам стал другим.

— Вы теперь живете в Израиле. Как встретили там 75-летие Победы?

— Уточню: бываю и в Израиле, и в России, но нынешние обстоятельства сложились так тяжело, что не смог прилететь в Москву даже на вручение Государственной премии. Что касается оценки той Великой Победы, то она слишком стала зависеть от политической ситуации. В этот отражаются перемены в мире, далеко не все из которых разумны и служат добру. Хотя, по моему убеждению, торжество 9 Мая — праздник на все времена.

— Но вернемся к вашим пластинкам. На этикетках — легендарные имена: Градский, Антонов... Как вы друг друга нашли?

— С Сашей Градским мы познакомились, когда ему было 17 лет. Я приехал послушать его репетицию в каком-то клубе и сразу понял: феноменальный голос. Мы записали песню на стихи Семена Кирсанова «Жил-был я», с этого началось наше многолетнее знакомство. С Антоновым мы тоже познакомились в его раннюю пору, когда он уже сочинял, но иногда пел и не свои песни. Именно он спел заглавную вещь моего альбома «Как прекрасен мир». Юрий очень талантлив, у него невероятное чувство формы... Один из лучших певцов, с кем я сотрудничал, — Николай Носков, мы сделали альбом «НЛО», он замечательно записал «Ночь» на стихи Маяковского. С удовольствием вспоминаю общение и работу с Иосифом Кобзоном, с которым мы учились на одном курсе, с Софией Ротару, Сашей Барыкиным, Яаком Йоалой, Сережей Беликовым и многими другими.

Да и вообще никогда не забываю всех тех, благодаря кому на протяжении десятилетий музыка моя обретала свою жизнь. Каждый из этих артистов становился для меня частью песни.

— Среди ваших альбомов особое место занимает диск «По волне моей памяти». Он остался в памяти многих как эпохальное явление в отечественной музыке.

— И снова, заметьте, это были «готовые» стихи — по подсказке Татьяны Сашко я обратился к поэзии прошлых времен. Нашей и зарубежной, в основном в русских прекрасных переводах (Вересаева, Гинзбурга, Кирсанова, Ариадны Эфрон). Но и с оригиналами знакомился — там есть несколько фрагментов на немецком, французском, польском... В голове зазвучала музыка, потребовавшая не заштампованных, а свежих голосов.

«Энергетически», по-моему, все удачно совпало: время, стихи, музыка, эмоции... Хотя, признаться, такой популярности альбома я не ожидал, он все-таки достаточно сложный.

— А ведь записывались не только прославившиеся потом артисты, но и почти забытые ныне исполнители. Например, Мерхдад Бади, Владислав Андрианов, Александр Лерман... Но как при этом замечательно спели!

— Лерман тогда работал в «Веселых ребятах» у Паши Слободкина, как и Барыкин. Они даже спели одну мою песню вдвоем: «У той горы, где синяя прохлада»... А на диске Лерман спел «Herz, mein Herz» на стихи Гёте. Да, мало кто из них остался на поверхности. Некоторые уехали в Америку, как Наташа Капустина, которая спела «Сафо». А Игорь Иванов, спевший «Вагантов», продолжал выступать чуть ли не до последнего времени. Никуда не уезжал.

— Выходит, этот легендарный альбом стал пиком в их карьере?

— Может быть.

— Ваши хиты на протяжении десятилетий неизменно имели успех, были востребованы. Что же стало причиной отъезда из страны?

— Время было мрачноватым. Да и массовая музыка скатилась в неинтересное для меня направление. Ну и захотелось посмотреть мир. Наше поколение было заперто внутри страны, при всей ее необъятности «чувство границы» не оставляло. И когда появилась свобода передвижения, я этим правом воспользовался. Но эмиграцией это ни в коем случае не назову, мыслей порвать с Родиной не было никогда. Просто этот отъезд немножко затянулся по личным и семейным причинам. А дальше пошло так, как пошло. Уже в конце 90-х я вернулся и работал в России.

— После отъезда в Германию в 1991 году вам пришлось жить не совсем так, как обычно живут прославленные композиторы. Конечно, творчество не прекратилось — например, вы взялись за реставрацию случайно обнаруженной в архивах оперы Оффенбаха...

— Если мне хотелось пожить какой-то другой жизнью, то и надо было понимать, что там все будет по-иному. Ну а то, что композитор редактирует оперу выдающегося предшественника — разве это не подходящая для него работа? О том опыте ни минуты не жалею, он расширил мое представление о мире и дал шанс утвердить себя по-новому. Главное — я ни в чем не изменил профессии и продолжаю работать в ней, причем на русском языке и для России.

В самых дальних путешествиях «по волне памяти» Тухманов остается самим собой

— Но не кажется ли вам, что сегодня в мире стало меньше музыки? До рубежа тысячелетий она радовала нас невероятной россыпью мелодий, а затем свелась к набору клише.

— Времена меняются, меняется бытование и применение музыки. И я бы сказал, что ее теперь не мало, а, напротив, слишком много. Она всюду: в телефоне, магазине, лифте. И даже если появляется красивая мелодия, ее заглушает непрекращающийся шум. В этом потоке сложно отличить, настоящая звучит музыка или «никакая» — поделка, просто фон. «Никакая» музыка заполонила сегодня все.

— Поэтому вы сейчас ищете гармонии в классических жанрах?

— Да, сегодня я предпочитаю жить в мире музыкальной классики, не уставая изумляться ее величайшим богатствам. Но нахожу много интересного и в том, что пишут современные композиторы — такие, как Владимир Мартынов, Леонид Десятников. Ну а сам я после оперы «Царица» о Екатерине II, поставленной в московской «Геликон-опере», взялся за другую оперу — «Иосиф и его братья», которую недавно закончил, в Оренбурге издали ее клавир. Тема, как догадываетесь, библейская, либреттисты те же — Юрий Ряшенцев и Галина Полиди. Что с этим будет дальше? Трудный вопрос. Оперная постановка — дорогое удовольствие, да и театры еще не скоро оправятся от карантина.

Также издаю в нотах цикл романсов на стихи Иннокентия Анненского, триптих на стихи австрийского поэта-экспрессиониста Георга Тракля (на немецком языке), партитуры маршей для духового оркестра. Еще мне удалось издать нотную версию сюиты на стихи еще одного, недостаточно у нас известного поэта послереволюционной эмиграции, которого в Париже называли «метафизическим лириком», «Орфеем русского Парнаса». Говорю о своем аудиоальбоме «Танго снов Бориса Поплавского».

— В России часто бываете?

— Я живу в Москве, когда есть возможность. Сейчас самолеты не летают, но хочется думать, что это не навсегда. И живая музыка к нам тоже вернется, а не останется только «на волнах памяти».

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7857
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5484
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4648
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4237
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4229
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?